Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
СМИ сообщили о гибели двух судей при стрельбе у здания суда в Тегеране
Общество
СМИ узнали о завершении судмедэкспертизы после смерти пресс-секретаря SHAMAN
Здоровье
Врач-биохимик предупредила об опасности употребления грибов с маркетплейсов
Мир
СМИ сообщили о переполохе у американцев из-за смены места инаугурации Трампа
Происшествия
В Иркутской области три грузовика столкнулись и загорелись
Мир
Мэр Киева сообщил о повреждении входа на станцию метро «Лукьяновская»
Мир
В Стамбуле трое человек погибли при пожаре в отеле
Спорт
Касаткина победила Путинцеву и вышла в четвертый круг Australian Open
Мир
Лукашенко помиловал 23 осужденных за экстремизм
Мир
В МИД Катара заявили о начале действия режима прекращения огня в Газе 19 января
Общество
У кормы танкера «Волгонефть-239» собрали почти 14 т мазута
Мир
Пленный солдат ВСУ заявил об отсутствии смысла в запрете русского языка на Украине
Происшествия
На Камчатке 36 пациентов онкодиспансера заразились гепатитами B и C
Спорт
Неделькович стал первым вратарем в НХЛ с голом и передачей в одном матче
Мир
Украинские СМИ сообщили о взрывах в Киеве на фоне воздушной тревоги
Мир
В Катаре указали на бессмысленность 13 потраченных месяцев на переговоры по Газе
Мир
Правительство Израиля одобрило план по возвращению заложников в рамках сделки

Национализм эпохи неравного потребления стал способом выживания в борьбе страха и ненависти

Ирина Хакамада — о том, почему в преддверии выборов «все седлают русского коня»
0
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Патриотизм в России неизбежно отдает национализмом, как хороший сыр — запахом плесени. Но есть разница. Чем ароматнее сыр, тем он дороже и изысканнее. Чем сильнее нота национализма, тем заявления записных патриотов о том, как они всех научат Родину любить, становятся более упрощенными и напористыми в поиске врага-инородца. Та же плесень, но заправленная идеологией манипулирования, неизбежно портит хорошее слово «патриот». 

В отсутствии ясной модели политического развития и соответствующей системы ценностей, что бы ни придумывала власть в попытках объединить нацию не «против», а «за», выходит автомат Калашникова. Праздник День народного единства, по задумке, должен был отодвинуть воспоминания от Октябрьской революции, найти компромисс между левыми и правыми, а стал праздником националистов. Та же власть, переправив весь гнев народа на либералов 1990-х, теперь отчаянно борется с уличными националистами.

Накануне «Русского марша» всех, и тех и других, пересажала, сроков повыписывала, новые дела завела. Толку мало. Уже либералы начинают присоединяться, например Милов. Иноземцев размышляет о модернизации экономики как спасении от наплыва иностранной рабочей силы в отсутствии своей. В порыве предвыборного гона коммунисты в упор не хотят слышать о понятии «гражданин России» и предлагают вернуть в паспорт строку «национальность», а также разбить страну на множество национальных административных единиц.

Президент призывает не использовать националистическую лексику в программах, а все седлают русского коня и скачут галопом наперегонки. Где «Единая Россия» по вопросу национализма? Нигде, даже на дебаты против Зюганова приглашают меня, из политики выбывшую пять лет назад. А почему? А кому охота очки терять, тема гражданского, а не этнического, государства непопулярна и непроста. Сначала из народа делаем дурака, а потом его, дурака, боимся.

Кстати, идеология внесистемного национализма стала более тонкой и завуалированной, обращенной к реальным экономическим и политическим проблемам, в отличие от национализма парламентского. Либералы улицу поднять не могут, националисты — легко, особенно если отойдут от примитивного этнического расизма, что и делается. Так что доскачемся...

Можно констатировать печальный факт: национализм стал суррогатом национального государства и прочно поселился в душах народа-негражданина и политической элиты, поддерживаемый негласно идеологами особого пути России в борьбе против реальной демократии. Он обрастает новыми умными лидерами, захватывает новое поколение и разнесет в последующем страну на куски и осколки, обеспечив вторую геополитическую катастрофу или гражданскую войну.

Все так серьезно, поскольку национализм эпохи неравного потребления стал развиваться и систематизироваться уже не в качестве идеологической игрушки прикрытия или маргинальной культуры, а сделавшись способом выживания в борьбе страха и ненависти: простого страха и простой ненависти. Всех ко всем.

С такими вызовами, запретами и арестами не справиться. Маргинализировать национализм можно, только убирая почву из-под ног, решая последовательно наболевшие проблемы. А они на поверхности.

Порядок привлечения иностранной рабочей силы не работает, порождает бытовую ненависть, не организован в соответствии с реальными нуждами частного и государственного секторов, особенно в строительстве.

Отсутствие бюджетного федерализма порождает ненависть окраин к центру. В последней переписи в строке «национальность» народ за Уралом писал «сибиряк». Бюджетная поддержка Кавказа должна достигать своих целей, а не быть способом откупа от нерешенных проблем.

Нужно перестать экономить на дошкольном и школьном образовании. Гуманитарный капитал русской культуры исчезает на глазах, и его уроки патриотизма не заменят.

Необходимо стимулировать ассимиляцию и одновременно укреплять национальные культурные автономии. Со школьной скамьи воспитывать толерантность и уважение ко всем культурам.

Пропаганду русского мира заменить на общественную дискуссию о России как национальном государстве и ценностях гражданского общества.

Мне кажется, все перечисленные  болевые точки не требуют специального оборудования для обнаружения. Просто хватит играть в игрушки, идеологически приятные и привычные. Наступает время строить многонациональную гражданскую человекоцентричную нацию.

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир