Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
В Южной Корее запретили президенту Юн Сок Ёлю выезд из страны
Мир
В МИД РФ указали на нежелание России видеть экспансию НАТО в Азию
Экономика
В России предлагают ввести временную блокировку средств от продажи недвижимости
Мир
Постпред РФ при ОДКБ заявил о концентрации сил НАТО у границ России и Белоруссии
Мир
В МИД РФ пообещали сделать всё возможное для достижения мира на Ближнем Востоке
Авто
Средний чек на услуги автосервисов вырос на 26%
Мир
Посольство США на Украине предупредило американцев о повышенной угрозе атак
Культура
На мюзикл «Последняя сказка» продано 100 тыс. билетов
Армия
TNI указал на превосходство российского ПТРК «Корнет» над американским Javelin
Общество
ФСБ опубликовала кадры задержания мошенников международных кол-центров
Общество
В ГД внесут проект о штрафах до 500 тыс. рублей за продажу энергетиков детям
Экономика
Минстрой предложил ввести мораторий на банкротство девелоперов
Армия
Марочко сообщил об удвоившихся попытках ВСУ проникнуть в ЛНР
Общество
Сальдо назвал бесчеловечной агонией украинские обстрелы по гражданским объектам
Мир
Трамп выдвинет экс-посла США в Мексике на пост первого заместителя госсекретаря
Происшествия
Гладков сообщил о сбитых воздушных целях на подлете к Белгороду
Общество
Возбуждено уголовное дело после взрыва автомобиля в Донецке
Мир
Глава Запорожской ОВА заявил о 218 взрывах в регионе за сутки

Пока 10 таджиков заменяют бульдозер, о модернизации можно не вспоминать

Экономист Владислав Иноземцев — о том, почему демографические проблемы могут стать двигателем прогресса
0
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

В последнее время в стране активизируется обсуждение проблемы миграции, и, судя по всему, власти склоняются к либерализации практики допуска в Россию выходцев из близлежащих стран. В пользу этого говорят и наброски Концепции миграционной политики ФМС, и заявления ряда высокопоставленных чиновников.

Разумеется, не всех в России радуют эти изменения: практически каждый день в прессе и на телевидении звучат рассказы о правонарушениях, совершаемых как самими мигрантами, так и местными жителями в отношении них на почве наци­ональной неприязни. Толерантные отношения в обществе отнюдь не нарастают, и что с этим делать, власть не знает. Но имеются и чисто экономические факторы — которые, заметил бы я, отнюдь не указывают на необходимость мигрантов.

Обычно сторонники расширения миграции говорят о том, что даже по оптимистичному сценарию с 2011 по 2025 год численность трудоспособного населения России уменьшится на 10 млн человек и эти потери надо кем-то замещать. Однако именно этот тезис и требует, на мой взгляд, более глубокого обоснования.

Начнем с того, что Россия пока — это сырьевая экономика. И для таковой она относительно неплохо заселена: нас 8,36 человека на 1 кв. км (в Канаде — 3,4; в Австралии — 2,8). В европейской части страны, куда в основном и направляются иност­ранные рабочие, показатель доходит до 57 человек на 1 кв. км (почти вдвое больше, чем в целом по США). За девять месяцев 2011 года в Россию въехало на 2,3 млн человек больше, чем выехало, и это при том, что во всей нефтяной и газовой отрасли в стране занято 1,6 млн человек. Зачем же нам мигранты? Где они работают? Ответ простой: на не требующих высокой квалификации должностях в торговле, сфере обслуживания и строительстве. Но это не ответ, а сама по себе проблема.

Президент Медведев говорит о модернизации. Но в чем должна проявляться  модернизация? В самых общих чертах — в повышении эффективности экономи­ки и росте производительности. А где в мире самая высокая производительно­сть? В… Европе. Если в 1950 году этот показатель составлял в Италии 34%, в Герма­нии — 35%, а во Франции — 45% от уровня США, то к середине 2000-х он достиг 95, 103 и 111% соот­ветственно. Почему? Не в последнюю очередь потому, что с 1973 по 2003 год численно­сть занятых в экономике США выросла на 69% — с 86,8 млн до 146,5 млн человек, тогда как в 15 странах ЕС она увеличилась лишь на 8% — с 134,4 млн до 145,1 млн человек. Там, где нет избытка рабочей силы, где она дорога и ценна, там и активизируются технологические новации. А там, где демографиче­ских проблем нет, нет и прогресса. Самое молодое и обиль­ное население — в Па­лестинской автономии (средний возраст — 17,8 года, а плотность — 667 человек на 1 кв. км). Только там никакая не модернизация наблюдается, а лишь нищета и хаос.

Не надо заниматься самообманом. В отраслях, где сегодня применяется в России труд мигрантов, мы сильнее всего отстаем от развитых стран. Производительно­сть в торговле у нас не превышает 9% показателя США, в строительстве — 14%. И для чего нам мигранты? Чтобы навсегда избавить хозяев этих бизнесов от самой мысли о необходимости потратиться на технологические нововведения? За рас­суждениями о мифической депопуляции стоит куда более сложная проблема — неспособность российских предпринимателей переходить на новые инновацион­ные технологии и потворство властей этим предпринимателям. Нарастание миграционного потока — убийственная инъекция для отечественной модерниза­ции. Пока 10 таджиков заменяют бульдозер, а сотня азербайджанцев — персонал хорошего универсального магазина, о ней можно даже не вспоминать.

Я экономист и не хотел бы здесь касаться политических и социальных аспектов проблемы миграции. Но простой экономический анализ показывает: в России ставшая ныне данностью редкость трудовых ресурсов должна быть испо­­льзована для развития страны. Мало рабочих — надо внедрять новые технологии. Мно­­го пенсионеров — создавать рабочие места, на которых человек может и хочет работать дольше. Нет специалистов — следует озаботиться тем, чтобы меньше умирало мужчин в трудоспособном возрасте и больше женщин могли бы ра­ботать, когда их дети находятся в качественных и доступных дошкольных учреж­дениях. Только таким образом власть сможет поспособствовать и экономичес­кому развитию страны, и укреплению собственного авторитета — а не принятием программ по привлечению и адаптации новых миллионов мигрантов.

Автор — директор Центра исследований постиндустриального общества

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир