Золушка и Франкенштейн


Страшное завораживает, притягивает и наводит на размышления. Почему современные серьезные взрослые люди со страстью и удовольствием окунаются в книжные ужасы? Чтобы хотя бы слегка компенсировать вал реальных негативных новостей И это не так уж плохо. Главное, не зачитаться. Предлагаем вам самые оригинальные «ужасные истории» мировой литературы. За каждой тянется шлейф всевозможных римейков, вариаций, заимстовоаний и откровенного плагиата. Но именно эти герои и сюжеты были авангардом ужаса в современной культуре.
Братья Гримм. Золушка. (1812)
От вполне благостной «Заморашки» Перро неадаптированная версия братьев-германцев отличается кошмарными подробностями – практически расчленекой. Сестры героини, чтобы натянуть вожделенную туфельку отрубают себе конечности в букваьном смысле. Одна пальцы, другая – пятку. И след кровавый тянется по сырой траве… В довершение всего на свадьбе Золушки голубки выклёвывают им глаза. В доброй старой сказочке все как положено: зло наказано, добро восторжествовало.
Мэри Шелли. Франкенштейн, или Современный Прометей. (1818)
Юная писательница была не просто фантазеркой, но и продвинутой образоннной барышней. Впервые в истории литературы мертвец был собран из отдельных деталей и оживляляся не заклинаниями и магическими пассами с помощью современной науки. С ее легкой руки технологии и ужасы практически неразлучны.
Гоголь. Вий. (1835)
Кто же не помнит: "Панночка померла!" и "Поднимите мне веки!"Фантастическое по мощи сочетание смачного быта и мистического ужаса. Классик создал неотразимую атмосферу кошмарного сна перетекающего в страшную реальность, которую с разной степенью успеха пытаются повторить современные авторы. Остается только начертить вокруг себя меловой круг и не смотреть в глаза чудовищ.
Алексей К. Толстой. Семья вурдалака. (1839)
У будущего создателя Козьмы Пруткова лавры отечественного Брема Стокера, которого опередил на полвека. Три его повести об упырях – абсолютная классика жанра. Вчитайтесь-"Каким образом узнавать упырей?Заметьте только, как они, встречаясь друг с другом, щёлкают языком. Это по-настоящему не щёлканье, а звук, похожий на тот, который производят губами, когда сосут апельсин. Это их условный знак, и так они друг друга узнают и приветствуют…».
Эдгар Аллан По. Черный кот. (1843)
Безумие, безысходность, распад - фирменные мотивы По. Алкоголик в горячечном бреду прикончил любимого кота. Потом, тоже в нетрезвом состоянии, порешил жену. И совсем уж было сумел отвертеться, но двойник убиенного домашнего котяры выдает изувера полиции. Типа, отомстил по-черному. Почти «Кладбище домашних животных». Только короче и безысходнее. И вообще – пить много вредно, а обижать жен и животных – нехорошо.
Роберт Льюис Стивенсон. Странная история доктора Джекила и мистера Хайда (1886)
В том, что в каждом человеке есть и доброе, и злое, никого не удивишь. Обычно это как-то сочетается. Герой Стивенсона настолько познал самое себя, что научился отделять одно от другого. Эксперимент не удался, мерзкий гад победил добропорядочного доктора вышел из-под контроля. Самое знаменитое в литературе раздвоение личности со смертельным исходом.
Брэм Стокер. Дракула.(1897)
Говорят, писатель увидел во сне встающего из гроба Короля вампиров, вдохновился и начал писать роман. Стокер удачно соединил ирландские мифы о кровососах, антураж экзотической Трансильвании, и почти легендарную фигуру валашского князя Влада Цепеша по прощвищу Дракул – сын дракона. Получилось настолько убедительно, что автора почти забыли, а Дракула, в некотором роде, жив..
Марсель Ален, Пьер Сувестр. Фантомас (1911)
Литературный протопит «зеленолицего» Жана Маре – персонаж сорока трех романов и десятков фильмов. Безжалостный злодей, к тому же – патологический садист и явный социопат. Любимая фишка – виртуозное перевоплощение и совершение новых преступлений в облике своих же жертв.
Густав Майринк. Голем (1914)
Один из первых бестстеллеров ХХ века, сейчас порядком подзабытый. Голем – искусственное существо, практчески биоробо. Подобно Адаму, создан из глины и одушевленное с помощью тайного знания. Предназначен для черной работы, после выполнения которой превращается в прах. Этот захотел свободы и взбунтовался. Ничего хорошего из этого не получсилось.
Уильям Питер Блэтти.Экзорцист. (1971)
Не шедевр, но именно не очень удачливый сценарист Блэтти додумался сочинить роман об изгнании бесов. Соблюдены все законы массового чтива: прелестная девочка, изрыгающая ругательства, летающая по комнате кровать и отважные священники, вступающие в схватку с врогом рода человеческого. Продано 13 миллионов "экзорцистов" и это только в Америке.