Бензин под давлением


"Известия" вчера рассказывали о совещании в Санкт-Петербурге, на котором премьер раскритиковал нефтяные компании за повышение цен на топливо. Тогда же глава Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Игорь Артемьев объявил о начале третьей волны расследований в отношении нарушителей. И, естественно, вчера премьер поинтересовался, возымело ли это действие.
Министр энергетики Сергей Шматко доложил, что в опте "Роснефть" и "ЛУКОЙЛ" снизили цены на тонну дизтоплива на 1 тысячу рублей, ТНК-ВР на 1,5 тысячи рублей, "Сургутнефтегаз" - на 2 тысячи. Но далеко не все регионы отличаются оперативностью. В общей сложности снижение цен коснулось только трети территории России - литр дизтоплива подешевел на 50 копеек - 1 рубль.
- Дело в том, что в большинстве регионов есть независимые заправки, которые не принадлежат крупным компаниям, - объяснил министр энергетики, добавив, что, по его мнению, понадобится три дня, чтобы и до этих операторов дошло, что нужно делать.
В свою очередь, вице-премьер Игорь Сечин сообщил, что на московских заправках литр дизтоплива подешевел за день на рубль. На НПЗ (опт) цены упали по сравнению с январем на 1,4-3,1 тысячи рублей за тонну.
- Где ФАС? - поинтересовался Путин. - Цыганов есть у нас?
Когда замглавы ФАС Андрей Цыганов все-таки нашелся, то согласился, что дизтопливо в опте подешевело на 11%. Но в рознице некоторые регионы, такие как Астраханская, Ярославская, Оренбургская и Омская области, не снизили цены.
- А между тем в столицах этих регионов как раз и расположены НПЗ, они должны оперативнее реагировать, - заметил Цыганов.
В Воронеже, Сочи, Белгороде и Саратове литр дизтоплива подешевел на 50 копеек - 1,2 рубля. Особо отличился Нижний Новгород, снизив цены на 2 рубля. Что касается Москвы, то замглавы согласился с данными Сечина:
- Цифры совершенно свежие, сегодня в поле собраны!
По данным Росстата, бензин в среднем по России с 1 по 7 февраля подорожал на 0,5%. Эксперты, опрошенные "Известиями", считают, что активность ФАС поможет притормозить "топливную" инфляцию. Во всяком случае, прежними темпами цены расти не будут, уверен директор по развитию ИАЦ "Кортес" Павел Строков.
- По бензину ситуация останется стабильной как минимум до конца месяца, а то и до середины марта. Солярка будет дешеветь.
Вместе с тем говорить о победе над топливной инфляцией рано. Ведь у самих нефтяников всегда имеется дежурный повод задрать цены: налоги растут, да и тарифы тоже. В декабре 2010 года правительство одобрило план трехкратного повышения акцизов на топливо на ближайшие три года. Также в январе 2011-го сразу на 8% выросли расценки на перевозку топлива, а в апреле государство намерено поднять пошлину на экспорт нефтепродуктов до уровня 66% от пошлины на нефть.
Несмотря на налоговое бремя, прибыль компаний, занимающихся нефтепереработкой в России, самая высокая в мире, подчеркивает аналитик ИК "ИФД-Капиталъ" Виталий Крюков:
- При том, что качество продукции, выпускаемой нашими НПЗ, наоборот, одно из самых худших.
Антимонопольщики настроены решительно. Глава ведомства Игорь Артемьев заявил, что нарушители будут рассматриваться как рецидивисты. А значит, компаниям грозят штрафы до 9% оборота.
ФАС до сих пор лояльно относилась к нефтяным компаниям, подозреваемым в нарушениях антимонопольного законодательства, вспоминает юрист компании "2К Аудит - Деловые консультации" Алексей Манчестер.
- В частности, при возможности штрафовать на сумму до 15% от выручки компании от оптовой продажи нефтепродуктов на внутреннем рынке служба штрафовала нефтяников по нижней границе - 1% от выручки. И потом ФАС с некоторыми компаниями шла на мировую, снижая сумму штрафа за признание вины.
По мнению юриста, без жестких санкций к нефтяникам ситуацию переломить не удастся:
- Это повысит риски компаний, задирающих цены на топливо, - "стоимость" проигрыша в суде значительно увеличится.
Но пока все инициативы ФАС умерить аппетиты нефтяников фактически кончались провалом. Так, справедливая формула ценообразования на нефтепродукты, о которой весь прошлый год взахлеб рассказывало ведомство, работает пока только на бумаге. Впрочем, антимонопольщики не теряют надежды ее внедрить - насильно. По словам Артемьева, служба разработала документ, законодательно закрепляющий формулу.
Другое дело, что биржевая торговля горючим, без которой это справедливое ценообразование немыслимо, пока находится в зачаточном состоянии - ее объемы составляют не более 15% всего рынка. Компаниям это просто не нужно - их АЗС продают нефтепродукты собственного производства. А закона, обязывающего компании продавать на бирже долю нефтепродуктов, не существует.
У нефтяников имеются и другие "козыри". Не за горами весенняя посевная кампания, когда крестьяне "заправляются" по ценам, установленным на уровне конца прошлого года. В 2010-м компании усиленно кивали на этот факт - дескать, мы вынуждены повышать цены для "обычных" потребителей, компенсируя потери. При том, что аграрный сектор потребляет незначительную часть из общероссийского "бензобака".