Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Белорусское море

Согласно договоренностям Уго Чавеса и Александра Лукашенко уже в мае в Белоруссию морем отправляется пробная партия венесуэльской нефти. Это заставляет человечество всерьез задуматься о Белоруссии как о великой морской державе
0
Ладья, построенная энтузиастами по старинным чертежам, три раза ходила через все гидроузлы Днепро-Бугского канала
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Согласно договоренностям Уго Чавеса и Александра Лукашенко уже в мае в Белоруссию морем отправляется пробная партия венесуэльской нефти. Это заставляет человечество всерьез задуматься о Белоруссии как о великой морской державе.

Признаки неистовой тяги Белоруссии к морю можно обнаружить прямо в центре Минска. Здесь есть офис, оснащенный молитвословом, иконой и часами в виде спасательного круга с надписью "Добро пожаловать на борт". Отсюда желающих отправляют на заработки в порты Майами и Рима, каждый год - около двух сотен белорусских молодых людей. В основном это красавцы с высшим образованием. Они едут отдавать человечеству свою силу и страсть в качестве официантов на круизных лайнерах.

Видимо, работа на корабле заменяет им армию, во всяком случае, любой официант учится по сигналу тревоги надевать спасательный жилет.

И вот вам первая странность связи Белоруссии и моря: как только заканчивается полугодовой контракт, красавцы возвращаются на корабль снова и снова. Женщинам и Родине они говорят в свое оправдание примерно одно и то же: "На суше жить невозможно". Самый сложный каприз судьбы, который ждет их на свободе, - выбор между правым или левым лифтами на палубе. Поэтому морские белорусы голубоглазы, общаются только через facebook, видят корабли во сне, а когда сходят на берег, называют столичное водохранилище Минским морем.

Владимир Копляков - типичный белорус. Он добровольно отдал круизным лайнерам 15 лет своей жизни. Несмотря на то что в прошлом году Владимир твердо пообещал себе жить на суше, он по-прежнему носит в кармане морскую корочку - удостоверение Seaman's Record Book, выданное ему на Багамах. Пытаясь осмыслить пройденный путь, Владимир часто говорит себе и окружающим, что на борту он оказался не случайно: у Белоруссии есть свой собственный выход к стихии открытой воды. Это Днепро-Бугский канал, который был прорыт в свое время на юге страны для удобства попадания белорусов из Балтийского в Черное море. На этом сложном, но волнительном пути стоят портовые города Брест и Пинск. Всего в республике восемь портов, которые объединены пароходством в Мозыре.

Я не белорусский мужчина, поэтому не могла позволить себе уйти вслед за Владимиром в матросы. Однако я - красивая белорусская девушка, поэтому просто обязана была постоять простоволосой на каком-нибудь мысе Отчаяния, провожая взглядом крепкие торсы соотечественников, безвозвратно уходящих в предрассветную морскую пелену. Так что я постриглась у знаменитого минского парикмахера по кличке Фашист, покрасилась в блондинку, отполировала ногти и купила себе билет на поезд Минск-Пинск.

Минск - Пинск

В Пинске я раньше не была. Оказалось, это маленький красивый город, основанный в 1097 году. Я приехала в Пинск ранним утром, на 913 лет позже первых его основателей. Из истории я знала лишь то, что в XII-XIII веках здесь пролегал знаменитый путь из варяг в греки, а в XXI веке комбинат "Пинскдрев" из древесины Полесья делает спички и диваны перламутровой кожи. Чтобы поскорее окунуться в эту манящую портовую атмосферу, я вынуждена была сесть в автобус, который повез меня от вокзала к набережной. Я с интересом рассматривала пинчан, пытаясь увидеть белорусское море в их безбрежных глазах, обращенных к электронному табло в салоне. В конце концов там засветилась надпись: "Уважаемые пинчане! Не выбрасывайте домашних собак и кошек".

Где-то я слышала, что в Пинске доживают свой век моряки, закончившие в советское время морскую военную академию, которой теперь в Пинске нет. Тем не менее море периодически напоминает пинчанам о себе. Известно, например, что в музее белорусского Полесья среди археологических находок региона есть морские ежи, подразделяющиеся на виды: ведьмины камни и змеиные яйца. К тому же, чем черт не шутит: вдруг мимо Пинска в Мозырь на нефтеперерабатывающий завод пойдут танкеры с венесуэльской нефтью? Вот что они здесь увидят, издавая свои протяжные и тоскливые заморские гудки.

Обувной магазин "Гномик", предлагающий горожанам пляжную обувь; памятник бронекатеру, который освобождал город от фашистов; дворничиху в декольте и очках, схваченных посередине изолентой; дом, где учился уроженец деревни Мотыль Хаим Вейцман, первый президент Израиля; кафе "Огонек", выставленное, впрочем, на продажу, и здание РУЭСП "Днепро-Бугский водный путь". Чтобы попасть в РУЭСП, танкерам придется спуститься от памятника Ленину вниз, к улице Днепровской флотилии. Когда-то на площади Ленина был рынок, куда из окрестных деревень Полесья на лодках приезжали мужики продавать рыбу и мед. Лодки - самый привычный транспорт в этой части Белоруссии. Все дело в том, что весной на Полесье очень сильно разливаются реки. Справиться с большой водой по силам только одному предприятию в Пинске - знаменитому РУЭСП.

Именно его работники обслуживают судоходный кусок Днепро-Бугского канала. Они углубляют реку с одной целью - чтобы по ней прошли корабли. Для этого пинчане строят еще и систему гидроузлов с водоспусками и судоходными шлюзами и устанавливают навигационные знаки. Но чтобы уточнить подробности этого созидательного усилия, танкерам придется заглянуть в профком предприятия, где лично я познакомилась с Жанной Михайловной, которая работает здесь 26 лет и знает устройство каждого из 13 гидроузлов, а также с Георгием Леонидовичем, заслуженным журналистом, который раньше работал в телерадиокомпании "Пинск".

Именно ему я и задала свой непростой вопрос: почему во времена Великого княжества Литовского из Балтики в Черное море ходили заграничные корабли с грузами, а теперь их в Пинске не видно? В профкоме сразу повисла напряженная пауза. Первое, что вспомнилось, - ладья, воссозданная в свое время по древним чертежам белорусов. Ладья уже трижды ходила от Бреста через все гидроузлы. Ладьей управляла польско-украинская команда энтузиастов. Георгий Леонидович даже переспросил у Жанны Михайловны: "Вы помните, Жанна Михайловна, какая там усадка под днищем? Сантиметров 30 от силы".

Георгий Леонидович объяснил мне, что раньше челны от моря к морю шли по естественным рекам. Там, где воды было мало, моряки перетаскивали ладью волоком: "Тянули по болоту и мокрой траве". Я, конечно, растерялась. Мне стало непонятно: пройдет ли волоком по Днепро-Бугскому каналу нефтяной танкер из Венесуэлы? Из разговоров с профкомом я с ужасом понимала, что подводная часть танкера должна быть не больше 2 м 40 см, иначе он просто сядет на мель - и кому-то придется тянуть его по мокрой траве.

Пинск - Минск

Между тем Жанна Михайловна и Георгий Леонидович пригласили меня на катер. План их состоял в том, чтобы вместе осмотреть баржи и землечерпалки Пинска. Мне сказали, что вообще-то есть еще и красивый белый теплоход, но он ходит только летом.

Пока мы отчаливали, Георгий Леонидович поведал мне свою историю. В младенчестве он тоже жил морем. Хорошо, не морем, но по крайней мере водой. Родители его были экипажем местного рудовоза: отец - шкипером, а мать - матросом. Георгий Леонидович помнит из своего детства камбуз и рубку со штурвалом. "Но в 61-м году мои родители уже списались на берег", - вздохнул Георгий Леонидович, пока мы объезжали на катере набережную Пинска, любуясь городом.

Ветер развевал мою новую прическу, состоящую из волос белого цвета, волна набегала на борт, и мне казалось, что я совершенно явственно чувствовала запах неведомого моря. Конечно, катер мало походил на мыс Отчаяния, которого я ждала, а вместо диких воплей чаек я слышала стоны гребцов на байдарках - выяснилось, что гребля в Пинске является главным видом спорта. На вид гребцам было лет по 14, и за каждым на моторке обязательно шел инструктор, выкрикивая им вслед бодрые спортивные матюги. Тем не менее это вселяло в меня надежду, что рано или поздно землечерпалки Пинска откроют моей родине путь к большой, настоящей воде.

Я даже представила себе, как все здесь изменится к лучшему. С приходом нефтяных танкеров в Пинске, конечно, откроют "Макдональдс" и публичный дом, город станет не хуже любых портов Карибского бассейна. Местные жители будут рассказывать легенды о том, что именно река Пина дала название легкомысленному коктейлю "Пина Колада". Таксистов здесь станут звать не Вова, а Ллойд, они будут огромными и отзывчивыми чернокожими белорусами, которые тайно торгуют героином у круглосуточного магазина "Штопор". А в ресторане "Пинская шляхта", как обычно, можно будет поесть драники.

Кстати, именно из-за традиций местной шляхты я в это верю особенно остро. Дело в том, что по одну сторону реки здесь всегда жили обычные мужики, а по другую - шляхта. Социальные слои, к сожалению, перемешались в советское время, когда на дворянской половине закрыли школу, и потомки шляхты стали учиться грамоте на мужицкой стороне. Но характер белорусского шляхтича сохранился! Понять этот особенный, целеустремленный нрав мне удалось уже на берегу, когда я в местном ресторане коротала время до отправления поезда Пинск-Минск вместе с молодым инспектором природных ресурсов, имя которого я, к сожалению, забыла. Кажется, он ухаживал за мной, поэтому рассказал: "Шляхтич - очень гордый человек. Когда у него не было денег на сапоги, он покупал один, а вторую ногу прятал в сено в телеге".

- Да что вы говорите! - изумилась я.

- Вы уж поверьте мне, девушка, - отвечал мой собеседник, практически моряк. - Это мне еще бабушка рассказывала.

Путь из варяг в белорусы

Венесуэла в мае 2010 г. поставит в Белоруссию пробную партию нефти в объеме до 80 тысяч тонн. До конца текущего года планируется поставить до 4 млн тысяч тонн. Об этом сообщается на официальном сайте президента Белоруссии Александра Лукашенко. По информации, полученной от первого заместителя премьер-министра Белоруссии Владимира Семашко, первая партия венесуэльской нефти будет доставлена в Белоруссию в мае. Ее повезут из порта Одессы железнодорожным транспортом.

Одна железнодорожная цистерна вмещает 60 тонн нефти, грузовой состав формируется из 60-65 цистерн. На этой поставке будет отработана дальнейшая технология транспортировки нефти из Венесуэлы. Семашко не исключил, что в перспективе для этих целей будет использоваться трубопровод. Рассматривается также вариант транспортировки венесуэльской нефти из латвийского порта Вентспилс. Поставляться нефть будет не для внутрибелорусских нужд, а с целью переработки и последующей перепродажи в Европу.

Комментарии
Прямой эфир

Загрузка...