Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир

Кризис - хороший учитель

Петербургские ученые из Академии постдипломного педагогического образования, начиная с 1993-го, раз в два года проводят анкетирование выпускников городских школ. Авторов исследования, прежде всего, интересует, как меняются ценностные ориентации респондентов. В этом году ребятам, как и выпускникам-1999, предложили дополнительно написать сочинение на тему "Я через 10 лет". И сравнили "воображаемые будущие автобиографии" двух поколений. Результаты получились прямо противоположными
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Петербургские ученые из Академии постдипломного педагогического образования, начиная с 1993-го, раз в два года проводят анкетирование выпускников городских школ. Авторов исследования, прежде всего, интересует, как меняются ценностные ориентации респондентов. В этом году ребятам, как и выпускникам-1999, предложили дополнительно написать сочинение на тему "Я через 10 лет". И сравнили "воображаемые будущие автобиографии" двух поколений. Результаты получились прямо противоположными.

В 1999-м выпускники петербургских школ легко представляли свое безоблачное и обеспеченное будущее: с хорошо оплачиваемой работой, восхождением по карьерной лестнице и прочими составляющими глянцевого успеха. В сочинениях сплошь писали о загранице, яхте, на худой конец - о квартире и машине.

- Вначале мы думали: может быть, это просто некая игра в такое благополучное будущее, которое настанет через десять лет. Но оказалось, что все - примерно четыре сотни работ - написаны как будто под копирку. Писали примерно так: "Я представляю свою жизнь не очень своеобразно. Мне будет 27, я устроюсь на работу в крупную строительную компанию и дальше пойду вверх по карьерной лестнице". Вообще, понятие "карьерная лестница" фигурирует во многих работах, - рассказывает научный руководитель исследования, профессор кафедры педагогики и андрагогики Семен Вершловский.

На основании полученных данных ученые пришли к выводу, что источником формирования представлений молодых людей о будущем выступает не школа и даже не семья, а некое иллюзорное знание, почерпнутое из гламурных журналов и средств массовой информации.

- Поэтому в очень многих ответах фигурирует понятие "карьерная лестница". Хорошая работа - та, которая хорошо оплачивается. Любопытно, что авторы в большинстве своем вообще не касаются никаких социальных мотивов. Допустим, это неплохо, что они думают о своем будущем. Но то, что они думают, никак не связано ни с конкретным факультетом, ни с конкретным учебным заведением, ни с конкретной специальностью. Есть некое иллюзорное представление о бесконфликтной, беспроблемной жизни, - говорит Семен Вершловский.

Если десять лет назад выпускники не сомневались в собственном светлом завтра, то в нынешних сочинениях никакого глянцевого будущего нет и в помине. По мнению ученых, это связано с финансовым кризисом. "Сложно предположить, потому что наше общество находится в кризисном состоянии", - примерно так отказываются от долгосрочных прогнозов те, кого угораздило окончить школу в разгар экономических трудностей и введения всеобщего ЕГЭ.

- Оказывается, не школьная жизнь, а социальная ситуация в стране выступает главным учителем. Раньше будущее воспринималось без проблем, а нынешняя социальная ситуация заставила ребят задуматься, что планы могут быть неосуществимы. Поэтому многие признаются: не могу представить себя через десять лет. "Поскольку мир меняется очень быстро, не успеваешь понять и осмыслить настоящее" - работ с такими мыслями оказалось много, - поясняет Семен Вершловский. - Иначе говоря, гламурное представление о жизни уходит в прошлое. А нынешнее обусловлено трудно прогнозируемой ситуацией в обществе. И вот в этой связи мы пришли к выводу: экономический кризис - хороший учитель. Он заставляет ребят серьезно задуматься над тем, что их ожидает.

Авторы исследования в этом году впервые поинтересовались у выпускников, какие спецкурсы или факультативы они хотели бы выбрать, и предложили шесть вариантов. Примерно каждый третий (34 процента) предпочел бы курс "Как достичь успеха". На втором месте - "Как развить свой интеллект" (25 процентов), на третьем - "Как научиться зарабатывать деньги" (14 процентов). В меньшинстве оказались желающие прослушать курсы "Как найти хорошую работу" (12 процентов), "Как сформировать свою семью и воспитывать детей" (10 процентов, преимущественно девочки). На последнем месте - "Как завоевать известность" (4 процента).

- По большому счету, конечно, сейчас ребята тоже думают о будущем. Доминирует тема "как достичь успеха". И очень часто он ассоциируется именно с материальным благополучием, а отнюдь не с возможностью реализовать свои способности и сделать сознательный выбор, - утверждает Семен Вершловский.

Лишь в единичных работах авторы исследования обнаружили четко выраженную социальную мотивацию. Ученых обнадежил нынешний выпускник, так изложивший планы на жизнь: "Я предполагаю поступить на юридический факультет, на кафедру уголовного права. И не просто так, чтобы получить диплом, а для того, чтобы осуществить свою цель. Я буду бороться с преступностью, с несправедливостью. Меня очень волнует развитие нашей страны. Я в ужасе от того, что преступники ходят на воле. И первая причина - это взяточничество. С этим я буду бороться всеми возможными силами".

Из сочинений "Я через 10 лет"

Выпускник-1999: "Через 10 лет мне исполнится 26 лет. К этому времени я уже закончу университет. Ведь я уверен, что поступлю в него, и после этого планирую стать предпринимателем - основать свою таможенную компанию и принимать активное участие как во внутренней, так и во внешней торговле и экономике страны. К тому моменту я буду иметь достаточно средств, чтобы финансировать все выгодные для моего бизнеса проекты, обратив их в очередную прибыль для себя. У меня будет достаточно свободного времени, чтобы проводить его так, как я хочу".

Выпускница-1999: "Через 10 лет я представляю себя либо предпринимателем, либо владелицей какой-нибудь фирмы. Скорее всего, я заведу свое дело. И к 26 годам, наверное, заведу семью".

Выпускница-1999: "Сложно представить себя через 10 лет. Как в семь лет я не могла представить себя в 17, так и сейчас не могу подумать, какой я буду в 27. Но я уверена в том, что хочется, чтобы через 10 лет у меня была хорошая работа, которая позволит жить обеспеченно, и семья, которая будет обеспечивать душевное спокойствие".

Выпускница-2009: "К сожалению, я не могу ответить на данный вопрос, особенно в современное время. Когда мир изменяется настолько быстро, что не успеваешь понять и осмыслить настоящее, я лично живу настоящим, а не прошлым и будущим. В жизни все постоянно изменяется".

Выпускник-2009: "Сейчас очень сложно предположить, что будет через 10 лет, так как мы, выпускники одиннадцатых классов, не знаем точно, какие экзамены ожидают нас в конце года, не знаем, что станет результатом кризиса. Ситуация в нашей стране крайне неустойчива, работа и обучение труднодоступны. Коррупция управляет процессами политики, уровень преступности крайне высок".

Читайте также
Реклама
Комментарии
Прямой эфир