Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Путин отметил недопустимость беспредела в изъятии детей из семей
Мир
В Кремле указали на невозможность западных ракет ATACMS изменить ход СВО
Общество
Путин призвал поблагодарить жителей Донбасса за терпение и героизм
Мир
Папа римский призвал к переговорам для завершения конфликтов на Украине и в Газе
Армия
Минобороны пополнило экспозицию выставки трофейного оружия из зоны СВО
Наука и техника
Пилотируемый корабль «Шэньчжоу-18» стартовал к китайской орбитальной станции
Общество
Матвиенко заявила о необходимости создать условия для возвращения россиян
Общество
Следователи запросили арест экс-зампреда правительства Подмосковья Стригунковой
Мир
Посольство РФ в Италии осудило сравнение бойцов ВСУ с итальянскими партизанами
Мир
Стало известно о возможной продаже TikTok в США компаниям вне сферы технологий
Общество
ФСБ пресекла деятельность занимавшейся хищениями бюджетных средств банды
Мир
Маск назвал оторванными от реальности заявления Белого дома об Украине
Мир
Глава МО Белоруссии указал на наличие правовой базы для защиты Союзного государства
Политика
Захарова назвала ничтожными призывы Европарламента не признавать выборы в РФ
Мир
Генсек НАТО Столтенберг совершил полет на немецком истребителе Eurofighter
Политика
МИД РФ предупредил об ответе Западу на военную активность в Арктике

Кризис - хороший учитель

Петербургские ученые из Академии постдипломного педагогического образования, начиная с 1993-го, раз в два года проводят анкетирование выпускников городских школ. Авторов исследования, прежде всего, интересует, как меняются ценностные ориентации респондентов. В этом году ребятам, как и выпускникам-1999, предложили дополнительно написать сочинение на тему "Я через 10 лет". И сравнили "воображаемые будущие автобиографии" двух поколений. Результаты получились прямо противоположными
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Петербургские ученые из Академии постдипломного педагогического образования, начиная с 1993-го, раз в два года проводят анкетирование выпускников городских школ. Авторов исследования, прежде всего, интересует, как меняются ценностные ориентации респондентов. В этом году ребятам, как и выпускникам-1999, предложили дополнительно написать сочинение на тему "Я через 10 лет". И сравнили "воображаемые будущие автобиографии" двух поколений. Результаты получились прямо противоположными.

В 1999-м выпускники петербургских школ легко представляли свое безоблачное и обеспеченное будущее: с хорошо оплачиваемой работой, восхождением по карьерной лестнице и прочими составляющими глянцевого успеха. В сочинениях сплошь писали о загранице, яхте, на худой конец - о квартире и машине.

- Вначале мы думали: может быть, это просто некая игра в такое благополучное будущее, которое настанет через десять лет. Но оказалось, что все - примерно четыре сотни работ - написаны как будто под копирку. Писали примерно так: "Я представляю свою жизнь не очень своеобразно. Мне будет 27, я устроюсь на работу в крупную строительную компанию и дальше пойду вверх по карьерной лестнице". Вообще, понятие "карьерная лестница" фигурирует во многих работах, - рассказывает научный руководитель исследования, профессор кафедры педагогики и андрагогики Семен Вершловский.

На основании полученных данных ученые пришли к выводу, что источником формирования представлений молодых людей о будущем выступает не школа и даже не семья, а некое иллюзорное знание, почерпнутое из гламурных журналов и средств массовой информации.

- Поэтому в очень многих ответах фигурирует понятие "карьерная лестница". Хорошая работа - та, которая хорошо оплачивается. Любопытно, что авторы в большинстве своем вообще не касаются никаких социальных мотивов. Допустим, это неплохо, что они думают о своем будущем. Но то, что они думают, никак не связано ни с конкретным факультетом, ни с конкретным учебным заведением, ни с конкретной специальностью. Есть некое иллюзорное представление о бесконфликтной, беспроблемной жизни, - говорит Семен Вершловский.

Если десять лет назад выпускники не сомневались в собственном светлом завтра, то в нынешних сочинениях никакого глянцевого будущего нет и в помине. По мнению ученых, это связано с финансовым кризисом. "Сложно предположить, потому что наше общество находится в кризисном состоянии", - примерно так отказываются от долгосрочных прогнозов те, кого угораздило окончить школу в разгар экономических трудностей и введения всеобщего ЕГЭ.

- Оказывается, не школьная жизнь, а социальная ситуация в стране выступает главным учителем. Раньше будущее воспринималось без проблем, а нынешняя социальная ситуация заставила ребят задуматься, что планы могут быть неосуществимы. Поэтому многие признаются: не могу представить себя через десять лет. "Поскольку мир меняется очень быстро, не успеваешь понять и осмыслить настоящее" - работ с такими мыслями оказалось много, - поясняет Семен Вершловский. - Иначе говоря, гламурное представление о жизни уходит в прошлое. А нынешнее обусловлено трудно прогнозируемой ситуацией в обществе. И вот в этой связи мы пришли к выводу: экономический кризис - хороший учитель. Он заставляет ребят серьезно задуматься над тем, что их ожидает.

Авторы исследования в этом году впервые поинтересовались у выпускников, какие спецкурсы или факультативы они хотели бы выбрать, и предложили шесть вариантов. Примерно каждый третий (34 процента) предпочел бы курс "Как достичь успеха". На втором месте - "Как развить свой интеллект" (25 процентов), на третьем - "Как научиться зарабатывать деньги" (14 процентов). В меньшинстве оказались желающие прослушать курсы "Как найти хорошую работу" (12 процентов), "Как сформировать свою семью и воспитывать детей" (10 процентов, преимущественно девочки). На последнем месте - "Как завоевать известность" (4 процента).

- По большому счету, конечно, сейчас ребята тоже думают о будущем. Доминирует тема "как достичь успеха". И очень часто он ассоциируется именно с материальным благополучием, а отнюдь не с возможностью реализовать свои способности и сделать сознательный выбор, - утверждает Семен Вершловский.

Лишь в единичных работах авторы исследования обнаружили четко выраженную социальную мотивацию. Ученых обнадежил нынешний выпускник, так изложивший планы на жизнь: "Я предполагаю поступить на юридический факультет, на кафедру уголовного права. И не просто так, чтобы получить диплом, а для того, чтобы осуществить свою цель. Я буду бороться с преступностью, с несправедливостью. Меня очень волнует развитие нашей страны. Я в ужасе от того, что преступники ходят на воле. И первая причина - это взяточничество. С этим я буду бороться всеми возможными силами".

Из сочинений "Я через 10 лет"

Выпускник-1999: "Через 10 лет мне исполнится 26 лет. К этому времени я уже закончу университет. Ведь я уверен, что поступлю в него, и после этого планирую стать предпринимателем - основать свою таможенную компанию и принимать активное участие как во внутренней, так и во внешней торговле и экономике страны. К тому моменту я буду иметь достаточно средств, чтобы финансировать все выгодные для моего бизнеса проекты, обратив их в очередную прибыль для себя. У меня будет достаточно свободного времени, чтобы проводить его так, как я хочу".

Выпускница-1999: "Через 10 лет я представляю себя либо предпринимателем, либо владелицей какой-нибудь фирмы. Скорее всего, я заведу свое дело. И к 26 годам, наверное, заведу семью".

Выпускница-1999: "Сложно представить себя через 10 лет. Как в семь лет я не могла представить себя в 17, так и сейчас не могу подумать, какой я буду в 27. Но я уверена в том, что хочется, чтобы через 10 лет у меня была хорошая работа, которая позволит жить обеспеченно, и семья, которая будет обеспечивать душевное спокойствие".

Выпускница-2009: "К сожалению, я не могу ответить на данный вопрос, особенно в современное время. Когда мир изменяется настолько быстро, что не успеваешь понять и осмыслить настоящее, я лично живу настоящим, а не прошлым и будущим. В жизни все постоянно изменяется".

Выпускник-2009: "Сейчас очень сложно предположить, что будет через 10 лет, так как мы, выпускники одиннадцатых классов, не знаем точно, какие экзамены ожидают нас в конце года, не знаем, что станет результатом кризиса. Ситуация в нашей стране крайне неустойчива, работа и обучение труднодоступны. Коррупция управляет процессами политики, уровень преступности крайне высок".

Комментарии
Прямой эфир