"Военнослужащие должны мыться в бане один раз в неделю!"
Агитационные и военные плакаты Советская армия печатала в типографиях, но до бытовых плакатов, которые учат, как чистить зубы и мыть ноги, руки не доходили. Лет двадцать назад такие "агитки" в частях рисовали художники-самоучки. Cейчас дело поставлено на серьезную основу. В армейский быт проникли современные рекламные технологии. Изучала их корреспондент "Известий" Ольга Тимофеева.
Заказчики в погонах
В московской компании We R Signs армейским плакатом занимается военный отдел. ВРС, или военно-революционный совет. Это они сами так называют. В шутку.
В кабинете ВРС две стены заняты подарками. Вымпелы, шевроны, фуражки, фляжки, летный шлем. Даже парашют десантный есть. Только места нет, чтобы его повесить. Все это - подарки от военных заказчиков. Напротив - карта с флажками.
Флажками обозначены места, куда добрались плакаты. От Новой Земли до Сахалина. От бухты Провидения до Финского залива. Такой "экспансией" можно гордиться. Здесь работают бывшие военные, так что к армии умеют найти подход. Вот золотая медаль "Лучший отечественный продукт для тыла Вооруженных Сил".
"Вставай в ряды фронтовых подруг, дружинница!"
В советское время агитационные плакаты рисовали большие художники. Наверное, каждый помнит плакат "Ты записался добровольцем?" Дмитрия Моора, 1920 года. Хотя у Моора есть плакат вполне в современном духе, называется "Все на "Г": "Гиммлер - одно г., Геринг - другое г., Гитлер - третье г., Геббельс - четвертое г." - справедливо объяснял художник в 1941-м.
Самые известные из тех, кто не брезговал плакатом, наверное, Кукрыниксы: за псевдонимом скрывались художники Порфирий Крылов, Михаил Куприянов и Николай Соколов. Они тоже работали на военную риторику: "Беспощадно разгромим и уничтожим врага", "Бьемся мы здорово, колем отчаянно - внуки Суворова, дети Чапаева", "Били мы врага копьем, били мы врага ружьем, и теперь стальным оружьем бьем врага, где обнаружим!"
Художник-авангардист Густав Клуцис в 1934-м звал молодежь в армию. Плакат "Молодежь - на самолеты" - на первом плане летчики с парашютными лямками, над ними самолет, за которым сыплются маленькие парашютики: всего три года назад на поле под Воронежем был сброшен первый в мире парашютный десант. "Будь горд, будь рад стать красноармейцем в ряд..." - слова Маяковского и маленькое дополнение для тех, кто не рад: "Воинская служба в Рабоче-Крестьянской Красной Армии представляет собой почетную обязанность граждан СССР". Вот так.
В 1941-м в армию позвали и девушек: "Вставай в ряды фронтовых подруг, дружинница - бойцу помощник и друг!" - плакат Виктора Корецкого и Веры Гицевич.
"Родина - мать, умей ее защищать!"
С тех пор прошло много лет, но военная риторика изменилась мало. ВРС завел каталог для военных заказчиков, чтобы им не приходилось испытывать муки творчества. Ракетные войска или служба расквартирования - здесь всех научат и зубы чистить, и родину любить. В каталоге все больше про родину.
"Святое дело - Родине служить!" - убеждают современных солдат. "Вооруженные силы РФ - надежный щит государства!" - втолковывают в неприспособленные к службе головы призывников. А это уже для тех, кто прошел курс молодого бойца: "Воин-гвардеец! Гордись службой в прославленном ордена Ленина Московском военном округе!". На место округа подставляется любой другой, по желанию заказчика. А эти подойдут для всех: "Возродим и приумножим традиции нашей армии!"
"Мы все оформляем методически правильно! - гордится результатом начальник военного отдела Александр Рожнов. - Вот какой должна быть комната досуга для Космических войск? Мы разработали план, отправили главнокомандующему Космическими войсками, утвердили, и, когда приезжает любой человек из Космических войск - с Байконура или Дальнего Востока, - мы ему говорим: "Дружок, вот тебе это!"
Воплотить собственные замыслы в жизнь военным заказчикам помогают шесть гражданских дизайнеров. Дизайнеры веселые. Военные - строгие, к разговорам не склонны. Творчество - дело серьезное. "Родина - мать, умей ее защищать!"
Казарма и КПП
Веяния современной рекламы проникли в армию и породили моду. Плакаты делают из того же материала, что и рекламные перетяжки. В ход идет все: пластик, металл, стекло. Вот стойки для газеты "Красная Звезда" - читают все.
Ну а в оформлении КПП и казармы просто необходимо использовать световой короб.
А как иначе сообщить о боевой тревоге? На стене висят два короба, световое табло с сигналами боевого управления.
"Вот это вешается в казармах, это - на командный пункт, - объясняет Александр Рожнов и спрашивает коллегу: - Покажешь?"
"Вот они тоже хотят, чтобы я продемонстрировал, - кивает коллега на нескольких военных и включает табло в розетку. - Вам нравится повышенная? Ну давайте полную сделаем".
Загорается часть табло с надписью "Объявлена боевая готовность "Полная".
"А звукового сопровождения нет?" - интересуемся мы с фотокорреспондентом.
"На командных пунктах не положено, - бодро сообщает военный и, сбавляя тон, добавляет: - Вообще кричать не положено на КП".
Ну а в казармах боевая тревога должна звучать громко. Казарменный вариант трещит так, что слышно далеко.
Бытовка
Готовые плакаты свернуты в рулоны и уложены в штабеля у типографской стены. Адреса заказчиков: Воронеж, Москва, Ярославль, Серпухов, Екатеринбург, Ханты-Мансийск, Красноярск - вся страна.
Все возможности современной полиграфии применимы для армии. В современно оформленном армейском душе висит непромокаемый плакат: "Это должен иметь каждый военнослужащий: зубная паста, пена для бритья, одеколон". Все, что должно иметь военнослужащему, тут же и нарисовано. Во избежание.
"Военнослужащие должны мыться в бане один раз в неделю!" - сообщает другой. "Перед сном мойте ноги!" - и этому в армии тоже научат. Если не научили дома.
Вот плакат для утренней физзарядки. Все упражнения и порядок исполнения. Вот специальный стенд для меню. На весь день. Солдат должен уже с утра знать, чем его будут кормить до отбоя. Чтобы служилось спокойно.
"А это - для столовой войсковой части! - показывает Александр Рожнов плакат с названием "Кулинарный совет". - В каждой части создается кулинарный совет, который пробует пищу и говорит, хорошо повара готовят или плохо".
Хорошая работа!
Учебка
За заказом приехали из Главного штаба Ракетных войск стратегического назначения и отдельного батальона охраны Главного штаба флота. Майор Александр Зяблов и старшина Владимир Леонтьев. В РВСН оформляют штаб. А флотские уже готовятся к 9 Мая: у них плакат с люверсами, как рекламные растяжки над дорогами, только военно-патриотический. Для армии, идущей в ногу со временем.
Портреты полководцев - для воспитательной работы. Портреты погибших солдат - чтобы в каждой части помнили своих героев.
Вот плакат, на котором весь процесс сборки ручного пулемета Калашникова РПК-74М. Плакат для вещевых складов: "Методы проверки качества швейных изделий".
А это для пожарных частей: "Лом пожарный тяжелый ЛПТ. Применяется для разборки, вскрытия, разрушения строительных конструкций, расчистки места пожара".
"Не то что в старые времена, - смеются военные. - Раньше было как? Лист ватмана, плакатное перо - к утру чтобы было готово. Бумажные комиксы!"
"Методический материал, который накопили мы... его просто нигде в природе не существует, - гордится Александр Рожнов. - Я сильно подозреваю, что даже в самой Службе тыла его нет. Вернее, есть, в виде книг, директив. Но плаката "Условия хранения и сроки хранения овощей" - нет!
Сколько стоит оформить часть?
Чтобы призывник стал настоящим солдатом, его голову надо освободить от всего гражданского и заполнить ее всем военным. Для этого и нужны плакаты. Они смотрят на солдата отовсюду: из учебного класса, столовой, душевой и даже на плацу.
"Застава или гарнизон, а когда все плакаты висят на своих рабочих местах, все совсем по-другому смотрится, - уверен заместитель Рожнова Сергей Левицкий. - Сразу понятно, что и как делать!"
Главные здесь - как раз учебные плакаты. Агитационные - уже для красоты. В качестве художественного оформления.
"Сколько стоит сделать так, чтобы плакаты смотрели отовсюду?" - спрашиваем мы.
"Ну, смотря какую часть, - улыбаются сотрудники ВРС, - есть ведь отдельная рота, 70 солдат, или полк из 5 батальонов".
В итоге торга мы сходимся на небольшой войсковой части из одного батальона. И начинаем считать.
КПП и комната посетителей: 12 плакатов - 5000 рублей. ("То есть папа с мамой приехали: там стоят столики, чаек, солдат пришел, беседуют", - объясняет полковник запаса Александр Рожнов).
Комната досуга, бывшая ленинская комната - 6000 рублей.
Бытовая комната - 4000 рублей.
"Ну и так далее, конкретно цифру назвать нельзя," - лукаво улыбаются сотрудники ВРС.
Как зарабатывают флажки
"Как же у вас столько флажков на карте получилось?" - спрашиваем мы сотрудников ВРС.
"Оно ж как снежный ком, - объясняет Рожнов. - Иногда в одном городе стоят три части, один командир приезжает, заказал, другой к нему подходит и говорит: "Слушай, ты где сделал?" А он ему: "Подожди. Сейчас ко мне комиссия приедет, меня проверят, тебя выдерут, потом я тебе скажу!"
"Нас передают из рук в руки, - довольно улыбается подполковник запаса Левицкий. - Даже лекции читаем: применение современных рекламных технологий в оформлении объектов учебно-материальной базы. Пирсы будем оформлять в Севастополе: волна, ветер - и ничего! У нас же военная продукция!
Гарантия - 8 лет на улице, от минус 80 до плюс 80. В помещении - бессрочно. Пока морально не устареет. Начальник полигона на Новой Земле время от времени звонит и докладывает: "Плакаты шквал выдержали, все нормально!"
"У меня 26 лет службы за плечами, у Сергея Ростиславовича - 28. Если мы занимаемся армией, то должны делать это профессионально", - раскрывает секрет полковник запаса Рожнов.
"А где вы служили - те части уже все оформлены?"
"Ну... почти!"
Микробайки про армию
***
- Товарищ рядовой! Ну-ка вернитесь и поприветствуйте меня как положено!
Солдат возвращается шагов на десять, разворачивается, раскидывает руки в стороны и с криком "Товарищ лейтенант! Сколько лет, сколько зим!!!" бросается к командиру.
***
- Тяните, тяните носок, сержант! Он только с виду маленький, а растягивается - будь здоров!
***
В казарму зашел проверяющий, и дневальный, выпучив глаза и приложив руку к козырьку, закричал: "А вы, собственно, кто?!"
***
Прапорщик Мозгун не любил ничего гражданского и даже развода добился не через суд, а через трибунал.
***
- Дорогая, ты мне китель погладила?
- Нет, еще не успела.
- Тогда упала-отжалась! Отжалась? Теперь погладила китель! Погладила? Теперь упала-отжалась! Теперь помяла китель! Упала-отжалась! Теперь погладила еще раз! Упала-отжалась! Как-то мы с тобой не так живем!..
***
Разговор в окопе:
- Будьте любезны, передайте вон ту коробочку с пулеметными лентами, а то враг уже близко.
- А волшебное слово?
***
Другой разговор там же:
- Извините, вы на следующей атаке не выходите?
- Нет, мне через одну.
***
- Товарищи, передайте нашим, что если из гранаты выдернуть чеку, она взорвется...
***
Из приказа министра обороны: "В дополнение к термину "вероятный противник" ввести в действие термины "наверное, союзник", "видимо, предатель" и "партизан, если не испугается".
***
Уходя на задание, разведчики оставили командиру свои документы и награды. Каково же им пришлось, когда по возвращении командир заявил, что ничего у них не брал и вообще впервые видит этих людей.
***
Генерал-майор Козупеев в задумчивости шагал по кабинету. Раз-два, раз-два, нале-ВО, кру-ГОМ, раз-два... Нет, не работалось сегодня генерал-майору!
(По материалам журнала "Красная Бурда", Екатеринбург)