Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Бабиш заявил об отказе Чехии продать Украине самолеты L-159
Мир
Трамп пригласил президента Польши войти в «Совет мира» по Газе
Мир
Стёре рассказал о многократных объяснениях Трампу процесса выдачи Нобелевской премии
Мир
Несколько человек погибли в результате взрыва в Кабуле
Мир
Финансист назвал пошлины США из-за Гренландии неожиданностью для Европы
Мир
Reuters узнало о предложении ЦБ Индии связать цифровые валюты БРИКС
Мир
Мирзиёев получил приглашение от Трампа войти в состав «Совета мира» по Газе
Спорт
Теннисистка Андреева одержала победу на старте Australian Open
Мир
Кличко раскритиковал Зеленского за нерасчищенные сугробы на улицах Киева
Общество
В Норвегии предупредили о конфискации имущества граждан в случае войны
Мир
Состояние богатейших людей мира выросло до рекордной суммы
Мир
Филиппины обнаружили крупное месторождение газа впервые за 10 лет
Мир
Суд арестовал начальника учебного центра МВД по Коми
Наука и техника
Ученый предупредил о мощной магнитной буре и радиационном шторме
Мир
Представители Дании решили пропустить форум в Давосе из-за Гренландии
Мир
Трамп направил Лукашенко предложение Белоруссии стать учредителем «Совета мира»
Мир
FT узнала о смене повестки лидеров ЕС на встрече с Трампом в Давосе

"Хочу посмотреть в глаза подлецу!"

Нину Александрову, золотое перо "Комсомольской правды" 50-х годов, Алексей Аджубей привел с собой в "Известия", став главным редактором. И с 1962 года моральные очерки Нины, как их тогда называли, стали "гвоздевыми" на страницах газеты вплоть до последнего, опубликованного уже после ее смерти.
0
Нина Александрова (Сазанова) (1916--1972) Специальный корреспондент "Известий" с 1962 по 1972 год
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Нину Александрову, золотое перо "Комсомольской правды" 50-х годов, Алексей Аджубей привел с собой в "Известия", став главным редактором. И с 1962 года моральные очерки Нины, как их тогда называли, стали "гвоздевыми" на страницах газеты вплоть до последнего, опубликованного уже после ее смерти.

Нина погибла в авиакатастрофе под Харьковом 16 мая 1972 года. Эта роковая командировка на один день отразила ее журналистскую суть, приверженность к лично выверенной правде жизни. Очерк "Капля крови и пуд соли" уже был принят редакцией, набран, его хотели печатать. Все доказательства вины самозванца, приписавшего себе подвиг однофамильца, героя восстания узников гитлеровского лагеря Собибор, были у Нины в руках: и записи рассказов других участников события, и свидетельство вожака восстания, и покаянное письмо авантюриста. Удерживало одно: "Хочу посмотреть в глаза подлецу!"

К памяти о войне Нина относилась трепетно. Она ушла на фронт добровольцем в 1941-м. Печаталась в армейских газетах на Волховском и 1-м Белорусском фронтах. О ее самоотверженности говорят и тяжелое ранение, и награды — два ордена Красной Звезды, орден Отечественной войны, девять медалей, в том числе "За отвагу". Дошла до Берлина...

Отправной точкой газетных очерков Нины Александровой чаще всего оказывались письма читателей об острых жизненных конфликтах на почве несправедливости, бюрократизма, обывательщины, равнодушия власти и людей. Хотя в ее текстах не найдешь пафосных слов, они проникнуты глубокой внутренней страстью, заражающей читателя чувствами автора. А за частными фактами Нина умела увидеть и выявить живые социальные проблемы.

Нина убедительно исследовала психологию своих героев и антигероев, подмечая детали, которые нельзя придумать. И эта дотошная работа в командировках помогала потом в борьбе за действенность ее выступлений. Тут Нина проявляла себя как истинная воительница.

Она была талантливым писателем, но четко проводила грань между своими очерками и рассказами, была убеждена, что нельзя в документальном материале ради сюжета, удачного "хода" изменять или откидывать факты, старалась выслушать разные точки зрения, говорила: "Журналист умен умом людей, это, если хотите, своеобразный коллективный разум". И еще: "Наш жанр требует точности, я бы сказала, электронной точности".

В редакции ждали ее очередного очерка, торопили, а она, смиренно выслушивая упреки за медлительность, все-таки не позволяла себе сдать недодуманный или недошлифованный текст. Но едва закончив его, уже начинала искать новую тему, письмо, интересного человека. Для нее, без преувеличения, журналистика была общественным служением, и она могла бы сказать вслед за одной из своих героинь: "Демократия — это и отношение к народу, наша человечность".

Небольшого роста, энергичная, с кудрявой головой, по-мальчишески подстриженная, с вечной сигаретой в руках, Нина привлекала обаянием острого, иронического ума, задором и отзывчивостью широкой натуры.

Увидев фильм "Белорусский вокзал", Нина влюбилась в песню Булата Окуджавы о десантном батальоне и сказала друзьям: "Если вдруг умру, поставьте на прощанье пластинку с этой песней". И когда вскоре известинцы, потрясенные гибелью Нины, провожали ее, в клубном зале звучало: "И, значит, нам нужна одна победа, одна на всех, мы за ценой не постоим...".

Инга Преловская, в 1970—1995 гг. обозреватель, редактор отдела молодежных проблем "Известий"

E-mail: istclub@izvestia.ru

Станиславу Сергееву

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир