Фекла Толстая: "Мой отец, как и Лев Николаевич, любит писать на "клочках"
Она знает, какое бремя и какая гордость достаются человеку от своей известной на весь мир фамилии. У самой такая. Праправнучка Льва Толстого, популярная телеведущая Фекла Толстая рассказывает о прошлом и настоящем самых известных российских семей: Шереметевых, Долгоруковых, Пушкиных, Юсуповых... В поисках именитых потомков съемочная группа объездила половину земного шара: побывала в заштатном американском городишке Голицын, в Риме на вилле Зинаиды Волконской, в лабораториях Пулковской обсерватории. Искали "знать перекатную". В результате на свет родился документальный цикл "Великие династии", который по воскресеньям демонстрирует "Первый канал". В своем интервью корреспонденту "Известий" Полине Орловой Фекла Толстая раскрыла подробности работы над проектом.
Вопрос: В последнее время генеалогические изыскания становятся все более и более популярными. Люди обращаются в специализированные агентства и заказывают составление собственных родословных, пытаясь отыскать свои корни. Как вы это объясняете?
Ответ: Я часто езжу по одной и той же дороге. Это дорога на дачу. И вдруг стала замечать, что полуразрушенные, ободранные церкви, которые раньше были заброшены, начали ремонтировать, белить. "Приведение разбитого мира в порядок" — как сказано где-то у Набокова. Так и наша жизнь — потихонечку, после всех разрушений ХХ века стала возвращаться на круги своя. Я волею судьбы хорошо знаю отцовскую линию своего рода, но стараюсь разузнать и о своих корнях по линии бабушки, со стороны мамы и т.д. Я думаю, что знание истории своей семьи прибавляет человеку уверенности в себе, достоинства. Как в бизнесе, фирма, на логотипе которое написано "since 18...", имеет лучшую репутацию, так и человек, зная свою историю, повышает репутацию в собственных глазах.
Вопрос: Как возникла идея подобной передачи? Чем вас привлек этот проект?
Ответ: Идея программы принадлежит Михаилу Гриневу. Он — продолжатель традиции энтэвэшной документалистики, работал с Леонидом Парфеновым. Меня просто поймали в коридоре и предложили вести эту программу. Когда я пришла на проект, сценарии основных исторических сюжетов уже были продуманы. Михаил Гринев подходил к работе с математической точностью, а я, как всегда, вносила разлад, брожение и хаос. Вообще разлад — это мое обычное внутреннее состояние. Если вы спросите моих друзей, половина скажет, что я занудна, эдакая ученая дамочка из академической семьи, с двумя институтами за плечами. А вторая половина скажет, что я — хулиганка и несерьезная особа. Справедливо и то, и другое. Мне нравится заниматься разным телевидением: отчебучивать что-нибудь на сцене "Народного артиста" и говорить о серьезных вещах, которые меня по-настоящему интересуют.
Вопрос: В программе есть игровые вставки. Какой смысл вы в них вкладывали?
Ответ: Нам хотелось делать документальное так, как никто еще не делал: без старых черно-белых фотографий и тому подобного. Хотелось сделать наш фильм более... не доходчивым, нет, но более художественным. В архивах мы обнаружили такие удивительные подробности, мимо которых невозможно было пройти. Я была удивлена, когда узнала, что однажды на какой-то железнодорожной станции на самом деле состоялась встреча сына Льва Николаевича Толстого и сына Александра Сергеевича Пушкина. "У меня все время спрашивают, почему я не отпущу бороду", — пожаловался Толстой. "А у меня — почему я не ношу бакенбарды", — ответил Пушкин. Признаюсь, что некоторые сцены — плод нашей фантазии. Но это не фальсификация, мы на основании исторических фактов пытались представить себе, как это могло быть.
Вопрос: Вы снимаете во дворцах и в европейских гостиных, программа получилась нарядной, даже великосветской. Неужели и съемки были таким же сплошным праздником?
Ответ: О, да. Один сюжет мы снимали в городке Соль-Вычегодск Архангельской области. Там не было даже гостиницы. Привести себя в порядок после долгой дороги было совершенно негде. Посредине главной улицы стояла колонка. И прямо в центре города, под удивленными взглядами местных жителей я и помыла голову.
Вопрос: Разыскать потомков знатных российских семей, разбросанных по всему свету, оказалось, наверное, непросто. Они легко шли на контакт? Это сегодня не закрытая каста?
Ответ: Есть семьи очень большие, как, например, Трубецкие, они разбросаны по всему свету, но и в России остались. Демидовых мы нашли во Франции, Голицыных в Англии, Шереметевых в Америке и в Европе. Конечно, мы пользовались тем, что многие эмигранты первой волны, особенно в Европе, хорошо знают друг друга, почти все состоят в родстве. И к ним совсем не трудно подобраться. Все настоящие аристократы, люди очень демократичные и открытые.
Вопрос: На ваш взгляд, люди знатного происхождения отличаются чем-то от простых смертных? Это действительно "белая кость"?
Ответ: Когда с моим отцом пытались поговорить о его графстве, он всегда отмахивался: "Ничего этого уже давно нет, и выделять кого-то на этом основании бессмысленно". Я тоже не очень верю в роль Дворянского собрания в нашей современной московской жизни. Но, признаюсь, приятно общаться с людьми, так прекрасно воспитанными (воспитание — это не только умение держать ложку-вилку). Они имеют некий внутренний стержень, живут не одним днем. Может быть, из-за того, что они могут взглянуть назад, они способны смотреть и вперед. Они прожили очень трудную жизнь, им пришлось начинать все с начала, но они все необыкновенные оптимисты и патриоты. И пусть эти высокие слова уже будут избавляться от своего советского имиджа.
Вопрос: Вы не заметили в них каких-нибудь фамильных черт, передавшихся по наследству от бабушек-дедушек?
Ответ: Я была поражена, когда обнаружила, как все мы похожи на своих предков. К примеру, мой отец никогда не писал на новой, чистой бумаге А4, вынутой из пачки. Любимой была оберточная бумага из книжного магазина, на ней он работал. Так вот оказалось, что у Льва Николаевича на столе лежал конверт с надписью "Клочки", куда он складывал более-менее чистые обрывки писем и потом писал на них. Мой брат, Владимир Ильич, директор Ясной Поляны, любит свободные, широкие рубашки — взгляните на фотографии Льва Николаевича, он носил только такие. Также и наши герои. Петр Петрович Шереметев очень артистичен, играет на гитаре, прекрасно поет, снимался в кино. И неудивительно, ведь его прабабушка — Прасковья Жемчугова. Он много помогает России, открыл в Иванове кадетский корпус. Деятельный, государственный человек, как и его далекий предок — фельдмаршал Борис Петрович Шереметев, выигравший Полтавскую битву.
Вопрос: Вы встретили и узнали людей, чьи не такие далекие предки были властителями мира, а потом в один миг потеряли все. Может быть, вы сделали для себя какие-то новые отвлеченные обобщения об истории, о судьбе человека?
Ответ: История многих семей печальна и трагична, как и история нашей страны. Но все государственные истории таковы.