В бакинском метро обрушился эскалатор
Авария произошла примерно в половине второго дня по местному времени. Вот какая картина складывается из рассказов очевидцев. Один из пассажиров, спускавшихся вниз по эскалатору, повредил движущиеся перила. Из-за чего эскалатор остановили. После этого несколько человек перелезли через барьер и перешли на соседний эскалатор, стоявший на ремонте. Он находился в аварийном состоянии и, не выдержав нагрузки, начал стремительно двигаться вниз: пропало сцепление тележек лестницы с двигателем. За несколько секунд все пассажиры кубарем скатились вниз, загородив в результате проход в нижней выходной площадке. В результате того, что скорость движения в два раза превысила обычную, полотно эскалатора оборвалось. В образовавшуюся "дыру" попал один человек.
К станции сразу прибыли кареты "скорой помощи". Пять человек были госпитализированы. Один раненый, потерявший обе руки, скончался. По словам врачей больницы имени Мусы Нагиева, куда поступили пострадавшие, жизни других четырех раненых ничего не угрожает.
Тем временем главный инженер "Бакметрополитена" Эльбрус Мурадов взял вину за аварию на себя. Сотрудникам местного телевидения также удалось дозвониться до находившегося в Италии главы "Бакметрополитена" Таги Ахмедова. На вопрос о причинах трагедии он ответил: "Во всем виноваты сами пассажиры". По факту аварии возбуждено уголовное дело.
Эта трагедия - не первая в бакинском метро. 3 июля 1994 года на участке между станциями "Гянджлик" и "28 мая" в вагоне одного из поездов сработало мощное взрывное устройство. Семь человек погибли, 30 были госпитализированы.
Самые же страшные последствия имел пожар в октябре 1995 года. Тогда в результате возгорания одного из вагонов на перегоне между станциями "Улдуз" и "Нариманов" погибли 290 человек. Катастрофы подобного масштаба не было в метрополитене ни одной из республик бывшего СССР.
Еще один пожар в бакинском метро вспыхнул 4 августа 1999 года - на станции метро "Мешади Азизбекова". Тогда погибли два человека, четверо получили ранения.
В московском метро "все эскалаторы постоянно проверяются"
В истории Московского метрополитена зафиксирована одна серьезная авария на эскалаторе - 17 февраля 1982 года на станции "Авиамоторная". Лишь через девять месяцев, на заседании Верховного суда РСФСР, было названо точное число жертв: 8 погибших и 30 раненых. Вопреки слухам, наводнившим город, люди не проваливались в машинное отделение и никого не затянуло в механизмы. Большинство были задавлены массой навалившихся сверху. Некоторые пассажиры, пытаясь спастись, запрыгивали на балюстраду эскалатора, пластиковые листы которой не выдержали.
Начальник Московского метрополитена Дмитрий Гаев не отрицает возможности повторения подобной аварии, но комментировать бакинскую катастрофу отказался: "Еще рано говорить, ведь причина по-прежнему неизвестна", - ответил он "Известиям". Пресс-секретарь столичной подземки Светлана Царева заявила, что все 600 эскалаторов Московского метрополитена постоянно проверяются и ремонтируются: "Жизнь эскалатора определяется не годами и не пассажирами, а "пробегом", который высчитывается для каждого механизма в отдельности. При этом учитывается загруженность и дата изготовления самого механизма. После того как эскалатор "набежал" отведенный ему "километраж", его начинают ремонтировать".
В "городском подземелье" в основном действуют механизмы 1970-1980-х годов. Но есть и довоенные. Так, на станции "Маяковская" установлен эскалатор 1938 года выпуска. Правда, вскоре "ветеран" все же пойдет на заслуженный отдых. Ремонтные работы начнутся уже в сентябре.
Николай Морозов