Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Телерынок не смог договориться

В четверг были оглашены результаты конкурса на телеизмерения. Решение скандальное. Конкурс снова не состоялся - его перенесли на сентябрь. Разногласия возникли между государственными и частными телекомпаниями. Заседание, в котором приняли участие все члены "Медиа Комитета", началось в 14.00. Как рассказали присутствующие руководители телеканалов, презентация TNS Gallup Media, которая прошла перед голосованием, была очень профессиональной. "Поверьте, я провожу презентации почти каждый день, и то, что сделал Gallup, было очень качественно", - поделился своими впечатлениями генеральный директор канала СТС Александр Роднянский. Также все голосовавшие пришли к единому мнению, что и предложение AGB стало значительно лучше. Эти отзывы отразились и на голосовании. За TNS Gallup Media проголосовало шесть членов "Медиа Комитета"
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл
В четверг были оглашены результаты конкурса на телеизмерения. Решение скандальное. Конкурс снова не состоялся - его перенесли на сентябрь. Разногласия возникли между государственными и частными телекомпаниями.

Заседание, в котором приняли участие все члены "Медиа Комитета", началось в 14.00. Как рассказали присутствующие руководители телеканалов, презентация TNS Gallup Media, которая прошла перед голосованием, была очень профессиональной. "Поверьте, я провожу презентации почти каждый день, и то, что сделал Gallup, было очень качественно", - поделился своими впечатлениями генеральный директор канала СТС Александр Роднянский. Также все голосовавшие пришли к единому мнению, что и предложение AGB стало значительно лучше.

Эти отзывы отразились и на голосовании. За TNS Gallup Media проголосовало шесть членов "Медиа Комитета". Это СТС, Ren TV, MTV, Национальная ассоциация телерадиовещателей, Российская ассоциация рекламных агентств и "Русбренд". Еще шесть голосов досталось AGB Holding. Это были "Первый канал", канал "Россия", "Культура", НТВ, ТНТ и сам председатель "Медиа Комитета" Михаил Сеславинский. Решающий голос президента ТВЦ Олега Попцова не достался никому. Он на голосование опоздал, так как на канале проходил совет директоров, а потом туда приехал главный акционер - мэр Москвы Юрий Лужков - и стал записывать интервью на английском языке, что потребовало "непременного присутствия" Олега Попцова. Два других участника конкурса - "GFK-Русь" и Центр исследований РАМ совместно с чешской Mediaresearch - не получили ни одного голоса "за". Никто не стал голосовать "против", все голосующие воздержались. Теоретически этим компаниям не имеет смысла участвовать в следующем конкурсе.

"Мы посмотрим и еще очень подумаем, участвовать ли нам в следующем тендере, - заявил директор ЦИ РАМ Владислав Цветков. - "Медиа Комитет" разделился на две группы, и в сентябре произойдет просто продавливание одной группы другой. Кто-то из них выиграет. Для нас в такой ситуации участие становится абсолютно бесполезным. В этот раз мы видели реальный шанс, а в создавшейся ситуации нет особого смысла в нашем участии".

Борьба разгорелась между TNS и AGB, но даже если бы Олег Попцов не опоздал на голосование, это ничего бы не изменило. Решение принималось тремя четвертями голосов. По предложению Михаила Сеславинского, перенесенное на сентябрь голосование будет проводиться уже половиной голосов. До сентября члены "Медиа Комитета" внесут изменение в спецификацию, сделают ее "более конкретной и даже жесткой". В любом случае работать победитель может начать только с 1 января 2006 года. До тех пор рейтинг будет подсчитывать TNS.

По словам руководителя Федерального агентства по печати и председателя "Медиа Комитета" Михаила Сеславинского, "попытка консолидировать всех ведущих игроков медиа-рынка вокруг одного измерителя не получилась и, очевидно, вряд ли получится". "Все члены "Медиа Комитета" в процессе обсуждения представленных концепций отметили, что предыдущий перенос конкурса значительно улучшил предложения участников, - считает г-н Сеславинский. - Кроме того, хочу особо отметить, что изменение порядка голосования (победителя определят не тремя четвертями голосов, а половиной) было принято членами конкурсной комиссии единогласно. Это свидетельствует об осознании ситуации. За предстоящие 2,5 месяца, уверен, концепции вновь будут улучшены и мы определим победителя. Измерения должны не только отображать реальную картину телесмотрения в России, но и помочь рекламодателю найти свою целевую аудиторию".

Любопытным и неожиданным оказался вопрос генерального директора канала ТНТ Романа Петренко. Он спросил представителей AGB, как им удалось убедить акционеров ТНТ ("Газпром-Медиа", 51%) голосовать за них. Тем самым г-н Петренко пытался подчеркнуть, что решение было принято не им, но во избежание конфликтов с акционерами проголосовал все же за AGB Holding. Это еще раз подтверждает версию "Известий" о попытках влияния на результаты голосования. В итоге все, кто голосовал "против", радовались, что удалось одержать победу коммерческого подхода хотя бы на время.

Стало неожиданным и решение экспертного совета "Медиа Комитета". За TNS Gallup Media отдали свои голоса десять из двенадцати экспертов. Но их мнение не было учтено. "Если вы хотите знать, не обижаются ли эксперты на своих руководителей, то отвечу вам: нет, - сообщила один из экспертов, программный директор ТНТ Наталья Вашко. - У меня, к счастью, социологическое образование, и все решения, касающиеся социологии, только частично научны и объективны. Реально это компромисс политических, экономических и других факторов. Эксперты ориентировались на научные положения, качество данных, у руководителей каналов были дополнительные мотивы". По мнению г-жи Вашко, компромисс может быть достигнут, если будут внесены изменения в заказ к участникам конкурса. Часть каналов не устраивает выборка в 160 городов (AGB), часть - в 53 (TNS). Если, скажем, каналы договорятся проводить измерения в 80 городах, то останется только политический аспект. Он, правда, как выясняется, самый важный.

"Трудно сравнивать круглое и тяжелое"

Константин Эрнст, генеральный директор "Первого канала":

- Существуют два подхода к определению репрезентативности аудитории. Можно мерить в 160 городах и получать репрезентативную - с научной точки зрения - панель, можно мерить в 25 городах, но иметь в них большую выборку. Оба эти подхода абсолютно научны. Но второй более выгоден для сетевых каналов. Они могут получать частоты только в тех 25 городах, и этого им будет достаточно. На частоты в других городах они могут в принципе не тратиться, потому что 25 городов дадут им максимальную долю по России. Конечно, панель в 160 городах выгодна федеральным каналам - их смотрят больше, чем сетевые. И сетевые справедливо боятся, что их доля упадет. У нас, в "Медиа Комитете", сетевые и федеральные каналы представлены примерно пополам. Поэтому сейчас и не удалось принять решение. В новой спецификации мы попробуем четче обозначить наши запросы. Ведь трудно сравнивать круглое и тяжелое. Кстати, замечу, что с декабрьского конкурса все участники радикально улучшили свое предложение, они стали дешевле и гораздо качественнее. Никакой драмы или трагедии в том, что мы не выбрали победителя на этом конкурсе, я не вижу. Во всяком случае, забрезжил консенсус.

"Нас интересует бизнес, а не спортивные соревнования"

Александр Роднянский, генеральный директор СТС:

- Я считаю, что голоса руководителей каналов разделились не по принципу "сетевые и федеральные", а по принципу "государственные и частные". Объясню: канал СТС присутствует в 140 городах из 160, предложенных выборкой AGB. Поэтому нам бояться нечего. Нас интересует бизнес, а не спортивные соревнования. Нас интересуют региональное вещание, надежность мониторинга. Ведь именно эти цифры рейтинга являются нашей валютой. Мы должны удовлетворить интересы телевизионной индустрии и интересы рекламной индустрии, причем в первую очередь рекламной. Это же инструмент коммерческого позиционирования, и ничего больше. После этого конкурса стало понятно, что интрига существует между двумя типами мышления - рыночным и нерыночным.

"Это просто издевательство над экспертами"

Олег Попцов, президент канала ТВЦ:

- Мое отношение совпадает с мнением Константина Эрнста, хотя мы и голосовали за разные компании. Мнение это состоит в том, что самым обидным и досадным является тот факт, что телевизионное сообщество находится в полном расколе и вот сейчас столкнулись интересы трех крупнейших компаний и интересы сетевых телеканалов. AGB в своих измерениях ориентирован на монополиста, на максимальный охват. Конечно, он сделал большой рывок, но в основном это концепция новых подходов, новых технологий. Есть несколько "но". Это экспериментальный пласт: он не работал в России, он не использует видеоархив, то есть невозможно проверить, и, главное, это холдинг, а не самостоятельная компания, в любой момент он может быть перекуплен. Как мне только что сообщили, AGB уже перекупило крупнейшее рекламное объединение. У Gallup есть серьезное преимущество, он делает не только исследования аудитории, но и социологические исследования, а главное, он уже 7 лет работает в России. Но больше всего меня возмутило не то, что не был выбран победитель, а то, как отнеслись к оценке экспертов. Это просто издевательство над людьми и их работой.
Комментарии
Прямой эфир