Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
В подконтрольной Киеву части Запорожской области повреждена инфраструктура
Мир
Четыре человека погибли в результате перестрелки на востоке Омана
Армия
Силы ПВО за ночь уничтожили 13 украинских беспилотников над пятью регионами РФ
Мир
Пожар произошел в районе аэродрома Харир на севере Ирака
Мир
WSJ узнала о намерении Маска выделять $45 млн в месяц на поддержку Трампа
Мир
Новым официальным представителем МИД Украины стал Георгий Тихий
Мир
Кеннеди-младший встретился с Трампом
Мир
Трамп впервые появился на публике после покушения
Мир
Фицо назвал вступление Украины в НАТО провокацией столкновения альянса с РФ
Общество
Грумер рассказала, опасно ли для животных окрашивание шерсти
Происшествия
Два дома повреждены в курортном поселке Крыма из-за лесного пожара
Армия
Военнослужащие ВС РФ захватили 17 опорных пунктов и уничтожили до 585 бойцов ВСУ
Происшествия
Губернатор Ростовской области сообщил об уничтожении девяти БПЛА ВСУ в регионе
Мир
Украинские СМИ сообщили о взрывах в Черниговской области
Мир
Хуситы заявили об атаке на три судна в Красном и Средиземном морях
Недвижимость
Спрос на новостройки бизнес-класса в Москве за год вырос почти на 50%
Армия
Расчет РСЗО «Ураган» уничтожил опорные пункты ВСУ в зоне СВО
Общество
Более 50% россиян выступают за запрет рекламы вредных продуктов

Елена КАРАГОДИНА: «У 20% целителей – расстройства психики»

В последние годы вновь возрос интерес людей к практикам народного целительства. Однако большая наука всерьез исследовать этот общественный феномен не спешит. Психиатр Елена Карагодина нарисовала обобщенный психологический портрет целителя. "Средних лет, среднего образования, имеющий в прошлом драматический опыт жизненных утрат или травмирующих переживаний. Это может быть тяжелая болезнь или утрата близких, собственное тяжелое заболевание, утрата жизненных ориентиров, другие кризисные явления. Но этот человек находил выход из тяжелой жизненной ситуации и стремился поделиться своим опытом с окружающими. Энергичный, деятельный, верующий, хотя не более 40% относят себя к определенной конфессии"
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл
В последние годы вновь возрос интерес людей к практикам народного целительства. Однако большая наука всерьез исследовать этот общественный феномен не спешит. Быть может, единственным ученым, который глубоко и давно исследует целителей, на всем постсоветском пространстве остается доктор медицинских наук Елена Карагодина, заведующая кафедрой социальной работы и практической психологии Академии труда и социальных отношений Украины. Врач-психиатр по образованию, она с 1995 года изучает феномен целительства. Докторская диссертация Елены Геннадьевны называлась "Социокультуральный анализ феномена целителей-экстрасенсов". Профессор Елена КАРАГОДИНА отвечает на вопросы обозревателя "Известий" Татьяны БАТЕНЕВОЙ. - Какова была цель вашего исследования? - Мой интерес к целительству первоначально был сугубо профессиональным. Идея оценить психическое состояние целителей родилась на кафедре психиатрии факультета усовершенствования врачей Днепропетровского медицинского института еще в начале 90-х годов. Ее высказал заведующий кафедрой профессор Владимир Иванович Полтавец. Вначале нас интересовала суть переживаний целителей и их психиатрическая квалификация, а также диагностика психического состояния. То есть вопрос о том, можно ли квалифицировать состояние целителей как психическое расстройство. Но постепенно мы пришли к тому, что надо исследовать феномен целительства в более широком социальном и культуральном контексте. Так возникла модель социально-психиатрической квалификации феноменов, сопутствующих практике целительства. - Сколько человек было обследовано, какими методами? - Я обследовала 100 респондентов-целителей, которые проходили проверку своих способностей в экспертной комиссии Украинской ассоциации народной медицины, и 150 пациентов. Для сравнения была исследована группа пациентов психиатрического стационара с бредовыми расстройствами , в которых звучали идеи целительства. Использовались традиционные методы психиатрического и психологического исследования, а также социологические методики: структурированное интервью, анкетирование, мониторинг активности целителей в различных оздоровительных и религиозных группах. - Можете ли вы нарисовать обобщенный психологический портрет целителя - какой это человек? - Примерно так: средних лет, среднего образования, имеющий в прошлом драматический опыт жизненных утрат или травмирующих переживаний. Это может быть тяжелая болезнь или утрата близких, собственное тяжелое заболевание, утрата жизненных ориентиров, другие кризисные явления. Но этот человек находил выход из тяжелой жизненной ситуации и стремился поделиться своим опытом с окружающими. Энергичный, деятельный, верующий, хотя не более 40% относят себя к определенной конфессии. - Ответили ли вы на вопрос о психическом здоровье целителей? - Если исходить из характерного для современной медицины научного материалистического мировоззрения, то можно было бы утверждать, что различными психическими и личностными расстройствами страдают три четверти целителей. Но я исхожу из того, что материалистическое мировоззрение - не единственно возможное. Рядом с ним вполне имеет право на существование мифологическое или даже фантастическое. И если оценивать целителей в этой системе координат, как представителей определенной субкультуры, то их убеждения уже не покажутся нелепыми, абсурдными. Я думаю, что на самом деле расстройствами психики страдают не более 20% тех, кто считает себя целителем. - Можете ли вы сказать, какие люди прибегают к их услугам? - Такая цель в исследовании не ставилась. Но меня интересовало, почему люди предпочитают обращаться к целителям, хотя имеют возможность получить медицинскую помощь в учреждениях здравоохранения. Оказалось, что наиболее типичными пациентами целителей являются те, кто страдает хроническими заболеваниями и не удовлетворен медицинской помощью. В то же время пациенты, которые наиболее негативно оценивали результаты лечения в учреждениях здравоохранения, и у целителей не получили желаемого результата. Те люди, которые не ориентированы на активную позицию в процессе лечения, не получили желаемого результата ни в учреждениях здравоохранения, ни у целителей. - А чем определялся успех лечения у целителей? - Мы установили, что большое значение для позитивной субъективной оценки результата лечения имело сходство мировоззрения пациентов и целителей. То есть если сам человек верит, что причиной его болезни послужил сглаз или порча, то он скорее будет удовлетворен результатом целительства. - Значит, по своей природе воздействие целителя скорее напоминает психотерапевтические процедуры, чем лечение в физическом смысле? - В общем, взаимодействие классического врача-психотерапевта и его пациента тоже основано на сходстве представлений о причинах страдания и средствах их преодоления. Это своего рода игра, в которой ведущий-врач изначально признается более компетентным в проблемах ведомого-пациента. Их контакт нацелен на то, чтобы ведомый постепенно избавлялся от некомпетентности в отношении своей проблемы. Замените научные знания врача о болезни на миф о ее природе - скажем, болезнь от сглаза или порчи. Если пациент и целитель их разделяют, в остальном процесс взаимодействия примерно тот же. Теперь мне представляется, что мистическая или религиозная интерпретация событий становится подчас не менее врачующей и конструктивной, чем научно-материалистическая. - Каковы, на ваш взгляд, перспективы целительских практик? - Учитывая опыт зарубежных стран, где медицинская помощь является и более доступной, и более качественной, можно предположить, что интерес к альтернативной медицине постепенно снизится. Но никогда не сойдет на нет. К примеру, во второй половине 90-х годов отдельными видами альтернативных медицинских услуг пользовались 57% жителей Австралии, 46% жителей Германии, 49% населения Франции. В 1997 году среди жителей США было зарегистрировано 627 млн визитов к практикам альтернативной медицины и почти вдвое меньше - 386 млн - к семейным врачам. - Как бы вы определили результаты проделанного вами исследования? - Для меня итогом стало осознание многоплановости проблемы и задач психиатрии, необходимости развития мультидисциплинарного подхода в психиатрии, признания приоритетов социальной и психологической составляющих основ психиатрии, выход за пределы ее "биологической" модели. Для моих испытуемых - не берусь судить. Теперь они для меня действительно отдельны, и я больше не претендую на оценку их миропонимания как "абсурдного". - Целительство, судя по вашим данным, представляет собой альтернативу научной медицине. Можете ли вы назвать психологические и социальные корни интереса к нему? - Он имеет и локальные корни (социально-экономический кризис, утрата прежних жизненных ориентиров, проблемы в оказании медицинской помощи), и, несомненно, более общие. Мне представляется, что современное "экстрасенсорное" целительство можно рассматривать как проявление течения Нового Века - сложного социально-духовного и религиозного феномена, набравшего силу в странах Западной Европы и Северной Америки в 70-х годах ХХ века. Многие исследователи считают, что это также и реакция на значительное развитие медицинских технологий, на "технологизацию" медицины, в то время как практики целителей остаются традиционными, личностно и культурально ориентированными. - То есть многих людей не устраивает слишком сложная, недоступная пониманию обычного человека медицина? - Система профессиональной подготовки с неизбежностью приводит к тому, что врачи не только говорят на особом, непонятном большинству языке, они и думают иначе, чем их пациенты. Иное дело целители - они и говорят, и думают, как пациенты, они живут в том же окружении, они разделяют с пациентами их мифы о причинах страданий и способах их преодоления. Поэтому услуги целителей всегда будут востребованы. Более того, в популяции всегда будет существовать некоторое количество людей, которые предпочтут услуги целителей помощи официальной медицины. История одной болезни Испытуемый Н., 51 года, обследован в процессе тестирования биоэнергоинформационных способностей в аттестационно-экспертной комиссии Украинской ассоциации народной медицины. Из семьи рабочих, родился в незарегистрированном браке. Воспитывался матерью, которая никогда не демонстрировала сыну своих теплых чувств и заботы. Рос застенчивым, обидчивым ребенком. В подростковом возрасте стал острее чувствовать свою отчужденность от сверстников и родственников. Во время службы в армии перенес ушиб головы, по-видимому, с легким сотрясением головного мозга. Заочно закончил институт, работал на инженерной должности. Женился в 21 год, сначала отношения с женой были нормальными, в дальнейшем понял, что супруга совершенно не понимает его, что семья мешает его духовному развитию. В возрасте 40 лет узнал о возможности экстрасенсорного целения, начал лечить жену и друзей наложением рук "по наитию", так как был уверен в своих экстрасенсорных способностях. В конце 80-х начал общаться с другими целителями, окончил курсы Джуны Давиташвили. В 1990 году стал ощущать тяжесть на душе, подавленность. Объяснял это состояние тем, что "набрал на себя" негативную энергию пациентов. Чтобы найти защиту, стал посещать православную церковь, молиться. Но все равно испытывал напряжение, тревогу, давление извне, особенно с наступлением сумерек. Начал осознавать, что на него влияет какая-то враждебная сила, пытаясь его уничтожить. Однажды ночью "внутренним взором" увидел, как от потолка отделился пузырь, который обещал помощь, предлагал читать молитвы. Весь день блуждал по улицам, обращался к Богу, Космосу, получал ответы в форме "эха мыслей". Ночью проснулся снова, внезапно поняв, что у него украли душу. Молился в церкви, после чего стало немного легче, но в области третьего глаза будто бы засветилась лампочка, при помощи которой силы зла исследовали все вокруг. Понял, что стал марионеткой негативных сил, "зомби". Обратился к религии, несколько лет жил послушником в монастыре. Потом вернулся в мир, чтобы помогать людям своими целительными способностями. В лечебной практике делает упор на духовное целительство, разъясняет библейские заповеди. Диагностирует с помощью "внутреннего видения" - поврежденные органы видит "мысленным взором" в форме разноцветных пятен. Лечит наложением рук, считая, что в это время является проводником божественной энергии, которая и лечит. Целительская деятельность Н. находила широкий спрос и не только обеспечивала средствами к существованию, но и давала ощущение собственной социальной значимости. В соответствии с критериями Международной классификации болезней 10-й редакции случай можно квалифицировать как параноидную шизофрению с эпизодическим течением. Динамика психоза отражает закономерности, присущие развитию острых галлюцинаторно-бредовых приступов. В период обследования находился в состоянии ремиссии. С одной стороны, можно убедиться, что целительская и религиозная практика обеспечила респонденту возможность конструктивной переработки психотических переживаний. С другой стороны, очевидно и действие внешних компонентов преодоления психоза - удаление в религиозную общину, которая обеспечила ему эмоциональную и социальную поддержку. В дальнейшем новая деятельность - целительство - способствовала его социальной реадаптации, позволила ощущать свою социальную значимость и удовлетворять базовые потребности. По материалам Е.Г. Карагодиной (Таврический журнал психиатрии. 2002. № 3). ТАБЛИЦА Представления о причине заболеваний у клиентов, завершивших и не завершивших лечение у целителей
Наиболее вероятная причина заболевания (по представлениям пациентов) Завершившие лечение (%) Не завершившие лечение (%)
Психологическая травма или проблемы 13,2 0
Порча, сглаз 24,0 6,9
Колдовство 16,5 0
Примечание: Клиенты, не завершившие лечение, изначально имели более низкий уровень религиозности и меньшую степень уверенности в реальности паранормальных явлений. Источник: Карагодина Е.Г. Таврический журнал психиатрии. 2001. № 2.
Комментарии
Прямой эфир