На прошлой неделе Джордж Буш назначил нового заместителя госсекретаря по вопросам публичной дипломатии. Им стала Маргарет Тутвилер. Таким образом завершилась история со скандальным уходом из Белого дома рекламного гуру Шарлотты Бирс. Но теперь в политической повестке США оказалась идея выделения пропагандистских функций в специальный департамент, подчиненный непосредственно президенту США, который и займется восстановлением разрушенного имиджа страны.
Термин "публичная дипломатия" - эвфемизм, за ним скрывается обычный внешнеполитический агитпроп, который формирует положительный имидж страны за границей. Еще совсем недавно в США эти функции выполняло специальное ведомство - Международное информационное агентство США (USIA). Но в 1999 году Билл Клинтон ведомство ликвидировал, а публичную дипломатию передал в руки Госдепартамента. Сейчас у бывших сотрудников USIA появился шанс: публичная дипломатия Шарлотты Бирс с треском провалилась на самом главном фронте новой идеологической войны США - ближневосточном.
Под руководством Шарлотты Бирс Госдеп изготовил огромное количество всевозможных памфлетов, буклетов и видеороликов. Бюджет на ключевых направлениях вырос: в Южной Азии - на 63%, а на Ближнем Востоке - на 58%. Настоящим триумфом рекламного гуру стала серия документальных фильмов под названием "Общие ценности", в которых мусульманам всего мира показывали замечательную жизнь единоверцев в США. "Общие ценности" обошлись федеральной казне в $15 млн, но уже через месяц показы были прекращены. "Кинопанорама" стала лебединой песней Бирс. В результате социологического исследования, проведенного исследовательским центром Pew весной 2003 года, выяснилось, что население мусульманских стран действительно поменяло свое отношение к США. Если в 1999-2000 годах в Марокко положительно к ним относились 3/4 опрошенных, то весной 2003 года это количество сократилось до 27%. Неприятным открытием для Госдепа стали сведения по Турции и Египту. В Турции, являющейся членом НАТО, положительное отношение снизилось с 52 до 12%. В Египте, стране, которая стоит второй в списке получателей финансовой помощи, положительно о США весной 2003 года отозвались лишь 6% населения.
В результате специального расследования американская Счетная палата выяснила, что 1/5 всех публичных дипломатов не владеют "в достаточной степени" языком страны пребывания. Группа советников под руководством Эдварда Джереджана (ветерана американской дипломатии, работавшего в Москве еще на рубеже 70-80-х годов, занимавшего в свое время пост посла в Сирии и Израиле) в своем докладе назвала аппарат публичной дипломатии "неадекватным". Авторы доклада призвали к радикальной перестройке пропагандистской системы. Для этого, по мнению ветеранов, должен быть создан специальный департамент при президенте США. В Госдепе назвали это предложение неумным и оценили его как попытку возврата к временам "холодной войны". Для многих эти времена уже вернулись (или никогда не уходили). Только теперь на место "империи зла" (вместо СССР) претендует мусульманский мир. Вернулись в идеологический строй и радикалы, которые подогревают внутреннюю истерию. Так, генерал Джерри Бойкин, один из сотрудников аппарата военной разведки, очень просто пояснил своей аудитории преимущества США перед новым противником: "Наш Бог сильнее".