По последним социологическим данным, российское население намерено увеличить покупки крупных товаров. В кредит. И в крупных городах.
Без учета сезонных факторов значение индекса потребительских настроений "прыгнуло" в сентябре сразу на 8,2% и запрыгнуло за точку максимума, зафиксированную в сентябре 2001 года. Таков основной статистический результат исследования, проведенного фондом "Индекс потребительских настроений" Центра развития. Индекс потребительских настроений - давняя и вполне устоявшаяся часть деловой жизни Европы и США. В России у него гораздо меньшая история, но вполне респектабельная в смысле предсказания тенденций на потребительском рынке.
По мнению авторов доклада, "локомотивом резкого движения вперед стали оценки населением текущего личного материального положения. Но изначальной причиной, по мнению Диляры Ибрагимовой, руководителя фонда ИПН, стало общее улучшение ситуации на рынке занятости.
По официальным статистическим данным, изменение здесь чуть заметно. Общая численность безработных в минувшем августе снизилась до 5,52 млн человек против 5,63 млн в июле. По сравнению же с аналогичным периодом прошлого года число безработных даже выросло.
И тем не менее социологические данные говорят о том, что страх перед безработицей проходит. Судя по всему, в этих опросах скорее отражена ситуация в крупных городах, жители которых сегодня получили значительную премию на рынке труда.
"Предложение вакансий превышает спрос", - говорит Наталья Кучина, ведущий специалист кадрового агентства "Янус-Юр", занимающаяся подбором кадров в Москве. Особую проблему, по ее мнению, представляет поиск постоянных малоквалифицированных работников. Они не слишком стремятся к тяжелой работе, даже если она сулит вполне приличные доходы. Например, среди москвичей мало людей, готовых работать грузчиком - даже за 400-500 долларов в месяц. Не слишком стремятся к такой работе и "постоянно приезжающие", люди из ближайших к Москве регионов. Их больше интересует работа сезонная.
Жители крупных городов получили не только больше возможностей для заработка, но для траты заработанного. Их все больше закручивает водоворот потребительского кредитования. Благодаря кредитам в полноправные члены потребительского общества оказались вовлечены более широкие ("низшие средние") слои населения. В результате индекс крупных покупок (одна из составляющих ИПН) достиг в сентябре рекордного уровня за всю историю измерений. Каждый шестой респондент признал, что возможность получения кредита стала фактором принятия решения о покупке.
Что намерены приобретать представители "новейшего среднего класса", еще вчера пребывавшие в категории "старых бедных"? Прежде всего видеомагнитофон, микроволновую печь, стиральную машину-автомат - товары, которые уже давно не интересуют представителей более пожилых представителей "среднего класса". Доля лиц, собирающихся приобрести бытовую технику в ближайшие два месяца, по данным ИПН, возросла с 12,3 до 20,3%.
"С большой вероятностью можно ожидать заметного роста потребительской активности в конце октября - ноябре", - считают авторы доклада. Вполне естественно, что основной доход от этого резкого всплеска консьюмеризма получат иностранные производители. Что "заглушит" общий положительный макроэкономический эффект роста спроса "новейших русских".