Администрация США поставила перед своей системой иновещания две задачи - увеличить слушательскую аудиторию и научиться продавать официальную информацию. Первый опыт показывает, что достичь этого удается за счет запуска музыкальных проектов, ориентированных на молодежь. Но удастся ли вместе с музыкой "продать" этой аудитории информационный пакет, пока неясно.
"Доля аудитории американской системы вещания сокращается по всему миру" - к такому неутешительному выводу пришли в прошлом году в Совете управляющих системой вещания (BBG) - федеральном агентстве, которое последние годы стало главным управляющим всех радио- и телевизионных служб, так или иначе спонсируемых администрацией США. По оценкам BBG, в начале 90-х годов аудитория американских "голосов" в России составляла 21% всего населения. За десять лет она сократилась до 4%. На Ближнем Востоке, главной точке внимания современных американских пропагандистов, стартовые условия оказались еще хуже - слушательская аудитория здесь никогда не превышала 2% общего потенциала.
Исправить ситуацию в Совете управляющих решили, "поженив" рыночный подход с идеологической миссией". Именно так называется пятилетний стратегический план действий BBG ("Marrying the Mission to the Market"), разработанный в прошлом году. В новой пятилетке Совет намерен трансформироваться в мультимедийную организацию, с мощным исследовательским фундаментом, которая инкорпорирует региональные сети и отдельные рынки и сможет "достать" массовую аудиторию за счет хорошего программирования и использования новых форматов. Главными способами доставки должна стать целая сеть дистрибутивных каналов с использованием всей волновой гаммы радиотрансляции, спутникового телевидения и Интернета. О плане было объявлено, когда он уже начал выполняться (ситуация чем-то напоминает историю первых советских пятилеток). Сейчас можно подвести его первые итоги.
Главным достижением первого этапа в Совете управляющих называют запуск трех новых проектов. В марте 2002-го в эфире появилось рассчитанное на аудиторию арабских стран радио Сава, в августе - афганское радио, а декабре - ориентированное на Иран радио Фарда. Эти проекты обошлись американскому федеральному бюджету в 116 млн долларов. Почти половина этой суммы ушла на первоначальное обустройство (см. таблицу). Текущие же расходы пока несопоставимы с бюджетами главных "подопечных" Совета старых станций, попавших под крышу BBG по наследству, после бюрократической реконструкции системы управления пропагандистским вещанием. По данным BBG, их совокупный бюджет составил в 2002 году более 277 млн долларов (см. таблицу).
Но предмет особой гордости BBG - радио Сава, ориентированное на молодую аудиторию. Радио вещает в обычном "коммерческом" формате - длинная череда музыкальных композиций сопровождается короткими новостными бюллетенями. Эксперты Счетной палаты США, которые проанализировали первые итоги реализации нового плана, в целом весьма скептично оценили "широко поставленные задачи". Но и они похвалили новое радио, хотя и захотели убедиться в том, насколько успешен новый проект. Аудиторов особенно заинтересовала Саудовская Аравия -- главный информационный рынок региона.
В июле-августе международная консалтинговая компании ACNielsen по заказу BBG провела обследование аудитории пяти стран региона - Египта, Иордании, Кувейта, Катара и Арабских Эмиратов. Выяснилось, что слушательская аудитория в этих государствах составила 31,6%. Самый высокий национальный показатель (у Катара) составляет более 40%, самый низкий (у Египта) - 10,6%. Правда, исследование так и не смогло представить итогов по Саудовской Аравии. Но это не помешало руководителям Совета выступить с серией победных реляций о победах в арабском мире. За кадром, правда, осталось одно весьма досадное недоразумение. После начала иракской войны станция увелчила новостной поток. Но, как показало маркетинговое исследование, арабские слушатели начали активно переключаться на другие новостные каналы. Тем не менее, если опыт будет признан удачным, следует ожидать более широкого использования нового опыта. Правда, трудно представить себе нынешних ведущих "Свободы" в роли диджеев.