Министерство обороны ФРГ не согласно с высказываниями главы ВМС Германии вице-адмирала Кая-Ахима Шёнбаха о Крыме. Свою позицию ведомство выразило в субботу, 22 января.
«Данные высказывания по своему содержанию и формулировкам ни в коем случае не соответствуют позиции министерства. Господин Шёнбах получит возможность высказаться перед генеральным инспектором [бундесвера Эберхардом Цорном]», — сказал представитель ведомства ТАСС.
Накануне Шёнбах заявил, что принадлежность полуострова России — «это факт». Он указал, что Крым никогда не вернется в состав Украины.
В ответ на это МИД Украины потребовал от правительства ФРГ публично опровергнуть высказывания Шёнбаха, а позднее в ведомство была вызвана посол Германии Анка Фельдгузен.
Причиной вызова дипломата стала и позиция Берлина по предоставлению Киеву оружия — Германия запретила Эстонии осуществлять поставки Украине вооружений немецкого происхождения.
О недовольстве словами Шёнбаха в минобороны и МИД Германии узнало Der Spiegel. По словам источников издания, глава оборонного ведомства Кристина Ламбрехт позвонила по видеосвязи генеральному инспектору вооруженных сил ФРГ Эберхарду Цорну и консультанту по связям с общественностью.
8 января политолог Стивен Сабо заявил, что США и их западные партнеры могли бы предложить России гарантию нейтралитета Украины взамен отвода российских войск от ее границы. По его словам, одним из итогов таких переговоров могло бы стать международное признание Крыма частью РФ.
Спустя день экс-министр обороны Украины Анатолий Гриценко сообщил, что украинский президент Владимир Зеленский должен отказаться от мысли вернуть Крым в состав страны. Гриценко добавил, что в Донбассе царит «русский дух», согласно опросам, более 80% его жителей хотят жить в России.
Крым вернулся в состав РФ по результатам референдума 2014 года. За присоединение проголосовали 96,77% жителей региона и 95,6% избирателей Севастополя. Процедура прошла в соответствии с международным правом. Между тем Киев считает полуостров своей временно оккупированной территорией. Москва неоднократно заявляла, что вопрос принадлежности субъекта закрыт навсегда.