Консерваторию Рахманинова выселяют из парижского особняка. Фестиваль «Красная площадь» поменял даты проведения. Земфира анонсировала первое и единственное в этом году выступление. Японское аниме становится русским трендом. «Известия» выбрали самое интересное в мире искусства.
Лики музыки
Русская консерватория в Париже просит о помощи, а Юрий Башмет помогает сибирякам в освоении музыкальной классики.
Первый музыкальный международный фестиваль народного артиста СССР завершился в Красноярском крае. Программа состояла из литературно-музыкальных, симфонических и камерных опусов. Среди участников были Евгений Миронов, Полина Агуреева, Дарья Дроздовская, Ксения Башмет, Е Юн Чой, Александра Будо, камерный ансамбль «Солисты Москвы», Красноярский академический симфонический оркестр под управлением Владимира Ланде.
— В каждом крупном городе России своя культурная жизнь, и предсказать реакцию зрителя на события фестиваля не всегда возможно, — поделился с «Известиями» Юрий Башмет. — Порой думаешь, что публики будет мало, а зал заполняется полностью, люди демонстрируют музыкальную грамотность и не аплодируют между частями. Порой же ожидаешь аншлаг, а выходит наоборот. Но во всех случаях у меня есть правило: в новом месте я всегда иду широким фронтом. Программе нужны классический хит в звездном исполнении и мировая премьера, которую мы заказываем.
Консерватории имени Сергея Рахманинова — одному из знаковых мест русского Парижа — грозит исчезновение. Ее здание принадлежит столичной мэрии, которая намерена продать исторический памятник.
— Вот уже несколько месяцев мы ведем переговоры с парижской мэрией, но до сих пор не добились ответа, — рассказал «Известиям» член Русского музыкального общества во Франции и административного совета Консерватории имени Сергея Рахманинова Дамьен Асбрук. — При благоприятном для нас исходе мы продолжим арендовать здание. Если же муниципальные власти решат его пустить с молотка, мы хотели бы приобрести этот особняк. Мы находимся в контакте с русскими и французскими меценатами, которые смогут оказать нам поддержку. Надеемся, что консерваторию удастся спасти.
В учебной программе музыкального заведения — занятия по фортепиано, виолончели, скрипке, флейте, арфе, балалайке, гитаре, уроки танцев, пения, театрального мастерства и рисования. Следуя русским традициям, педагоги намерены создать оркестры, в том числе балалаек. Преподавание ведется на русском, французском и английском языках.
Только снится
Организаторы книжного фестиваля «Красная площадь» перенесли сроки его проведения. В пресс-службе «Известиям» сообщили, что сделали это по просьбе мэрии Москвы, рекомендовавшей в течение ближайших двух недель воздержаться от проведения массовых мероприятий из-за сложной эпидемиологической обстановки. Теперь даты проведения литературного праздника — 17–20 июня.
По словам организаторов, важно, чтобы фестиваль прошел в благоприятной атмосфере. Гости выберут книги, встретятся с писателями и поэтами, увидят постановки столичных театров. В расписании книжного марафона появились новые мероприятия.
Так, среди презентаций изданий объявлено выступление поэта Дмитрия Воденникова, который представит свою книгу «Приснившиеся люди»
— Это книга о коридорах сна. О людях, которых мы читали, слушали, некоторых любили, — поделился поэт с «Известиями». — Они приснятся нам победившими смерть, а мы им — молодыми и любимыми. Чем закончится наша эта схватка во сне — неизвестно. Но когда мы вынырнем из сна, у нас в руках будет не заветное кольцо, не клочок письма, не полученное прощение, нет. Мы вынырнем из сна с зажатым в зубах стихотворением. И это будет нашей лучшей победой.
Земфира возвращается
Деятели академического искусства и шоу-бизнеса подтверждают планы на летний сезон. Росконцерт впервые в своей истории приступит к реализации Всероссийского концертно-гастрольного плана, в котором примут участие десятки театральных, музыкальных и танцевальных коллективов. По словам главы Росконцерта Андрея Малышева, новый план — это хорошо забытый старый.
— В системе культуры СССР было много разного, в том числе цензура и худсоветы. Но было и много положительного. Одно из самых главных достижений советского периода — всесоюзный гастрольно-концертный план, — рассказал он «Известиям». — Согласно ему, театры, оркестры, танцевальные и национальные коллективы на системной основе посещали самые отдаленные регионы страны. К сожалению, всё это было уничтожено. Зато гастрольно-концертная система СССР практически без изменений существует в Китае. Они переняли наш опыт, перестроили его под полурыночные отношения и работают.
Свое первое и пока единственное выступление в этом году проанонсировала Земфира. Она примет участие в мультиформатном фестивале Summeet, который состоится в «Лужниках» 28 августа. Другими участниками станут группы «ЛСП», Shortparis и «Куртки Кобейна».
Самый большой open-air России «Нашествие» назвал место расположения фестивальной поляны. Это окрестности деревни Глазово-2 городского округа Серпухов Московской области.
В пресс-службе фестиваля «Известиям» сообщили, что на двух сценах за три дня выступят более 80 артистов, в том числе «Сплин», «Алиса», Lumen, «Мельница», Louna, «Наив», Сергей Бобунец, «Слот», «Кис-кис», «Северный флот», а хедлайнерами заключительного дня станут «Ночные снайперы» и Диана Арбенина.
«Нашествие» начнется 30 июля. Организаторы сообщили, что на него действительны входные билеты прошлогоднего фестиваля, который отменили из-за пандемии.
Амазонки и фонд
В Париже в очередной бой бросились «русские амазонки» (так называют наших художниц авангарда), а в России с новой инициативой выступили частные музеи. Если всё сложится, в стране появится негосударственная альтернатива Музейному фонду. На первом этапе он будет функционировать в виде электронного сервиса-агрегатора, в перспективе, возможно, появятся и хранилища для произведений. Кроме того, будут разработаны критерии оценки экспонатов, сообщили «Известиям» в Союзе частных музеев и коллекционеров.
— Многим частным музеям такой фонд позволит оформить свои коллекции, также он сможет служить своего рода хранилищем для тех коллекционеров, кто не имеет возможности продолжать начатое дело и хочет передать его в надежные руки, чтобы сохранить собрание, — рассказал президент союза Семен Жильцов. — К сожалению, нам известны случаи, когда замечательные частные коллекции были утеряны или распроданы по частям. Мы планируем разработать положение о фонде и направить его на согласование в Минкультуры уже в ближайшее время.
Свыше 500 работ 115 художниц представлены на выставке «Женщины и абстрактное искусство» (Elles font l’abstraction), которая открылась в Центре Помпиду.
В центре экспозиции зал пяти «русских амазонок», работы которых предоставили Третьяковка, Русский музей, Музей имени Бахрушина, другие институции и частные коллекции. Имена этих художниц сегодня хорошо известны на Западе: Наталья Гончарова, Любовь Попова, Александра Экстер, Варвара Степанова, Ольга Розанова.
Генеральный куратор выставки Кристина Масель объясняет появление когорты наших блистательных талантов тем, что в Российской империи женщины получили доступ к художественному образованию еще в 1874 году, тогда как во Франции это произошло лишь в 1900-м.
— Умные, прекрасно образованные, знавшие языки, они в своих поисках часто шли дальше мужчин, сочиняли трактаты о новейших течениях — кубизме, футуризме, супрематизме, — подчеркнула Кристина Масель в беседе с «Известиями».
Мультяшные страсти
Американская анимация теряет свои позиции из-за особенностей контента, зато японское аниме завоевывает новые. Фильм «Истребитель демонов: Поезд «Бесконечный» установил рекорд по сборам за первый уикенд среди аниме в России — 53 млн рублей. Когда «Истребитель» наберет более 87,2 млн рублей, он обгонит «Мэри и ведьмин цветок» и станет самым кассовым аниме в стране. Эксперты сходятся на том, что его итоговая касса превысит 100 млн. В этом году только четыре мультфильма в нашем прокате смогли собрать больше: голливудские «Душа» и «Райя и последний дракон», «Зверокрекеры» и австралийский «100% волк». Российская анимация сработала хуже. Лучший ее фильм, «Ганзель, Гретель и агентство магии», набрал 74 млн.
По мнению главы компании Capella Film Надежды Мотиной, успех «Истребителей» свидетельствует о новой тенденции в прокате аниме.
— Аудитория аниме-сериалов сейчас — миллионы человек, — отметила она в беседе с «Известиями». — Но нужно приложить немалые усилия, чтобы она пошла в кинотеатры. С «Истребителем демонов» это сделать удалось. Аудитория соскучилась по ярким аниме-релизам в кино и на «Истребителя» пошла очень активно.
Канал Disney в России объявил, что не будет показывать анимационный фильм Out студии Pixar, в котором главный герой гей.
В пресс-службе канала «Известиям» сообщили, что получили письмо Роскомнадзора, в котором напоминается о нормах российского законодательства, запрещающего пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних с использованием СМИ, а канал позиционирует себя как детско-юношеский.
Это первый проект Pixar с геем в главной роли, ранее персонажи нетрадиционной ориентации появлялись в полнометражных «Вперед» и «Истории игрушек-4», но были второстепенными.