Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Стрельба произошла у посольства Израиля в Иордании
Мир
Госдолг США превысил рекордную отметку в $36 трлн
Армия
Бойцы МТО рассказали о работе хлебопекарни в приграничье Курской области
Мир
Самолет Ил-76 МЧС России доставил более 33 т гумпомощи для жителей Мьянмы
Армия
Расчет БПЛА «Орлан-10» обнаружил пехоту ВСУ и скорректировал удар артиллерии
Мир
В МИД России предупредили о жесткой реакции на враждебные шаги Японии
Происшествия
В Приморье мужчина напал на полицейских с ножом
Армия
Группировка войск «Запад» взяла в плен одного украинского боевика
Мир
WP сообщила о ссорах и рукоприкладстве в команде Трампа
Мир
Bloomberg указало на желание Байдена укрепить Украину до президентства Трампа
Мир
Экс-главком ВСУ Залужный заявил о неготовности НАТО к конфликту с Россией
Мир
СМИ сообщили о переносе государственных визитов из Букингемского дворца
Мир
СМИ узнали о посещении саммита по зерну в Киеве лишь двумя зарубежными политиками
Мир
Меркель заявила о неизбежности диалога об урегулировании украинского конфликта
Общество
Путин упростил регистрацию прав на машино-места в паркингах
Мир
Договор о всеобъемлющем партнерстве России и Ирана охватит сферу обороны
Общество
Путин поздравил актера и режиссера Эмира Кустурицу с 70-летием
Армия
Минобороны РФ сообщило о подвигах российских военных в зоне спецоперации
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Консерватории имени Сергея Рахманинова — одному из знаковых мест русского Парижа — грозит исчезновение. Ее здание принадлежит столичной мэрии, которая намерена продать исторический памятник. В таком случае Русской консерватории придется покинуть здание, о чем предупреждают различные французские СМИ и говорят в музыкальных кругах. Представители учебного заведения сообщили «Известиям», что хотели бы продолжить арендовать здание, но если власти не пойдут навстречу, придется искать средства на покупку особняка. Тем временем, учреждение открыло доступ к 40 тыс. старых партитур русских композиторов и планирует не сокращать, а наращивать количество студентов.

От Рахманинова до Башмета

Русская консерватория имени Сергея Рахманинова была основана в Париже в 1923 году профессорами Санкт-Петербургской и Московской консерваторий. У ее у истоков стояли Сергей Рахманинов, который был избран ее первым президентом, Федор Шаляпин, Александр Глазунов, Николай Черепнин, бывший директор Императорских театров князь Сергей Волконский. Среди педагогов — Сергей Лифарь, Николай Метнер, французские музыканты. С тех пор консерватория стала неотъемлемой частью русской истории Франции.

Когда в 1987 году владелец здания решил его продать, над на учебным заведением сгустились тучи. Тогда особняк приобрел для города парижский мэр Жак Ширак, будущий глава государства.

— Можно считать, что он спас консерваторию. Это был широкий жест политика, который хорошо знал язык Пушкина, переводил на французский «Евгения Онегина» и всегда с огромной симпатией относился к России, — рассказал «Известиям» биограф экс-президента Филипп Мадлен.

До недавнего времени консерваторией руководил председатель Международного совета российских соотечественников, проживающих за рубежом, 89-летний граф Петр Шереметев. В прошлом году учебное заведение возглавила новая команда во главе с известным кинопродюсером Арно Фрилле.

Теперь судьба одного из важнейших музыкальных центров страны снова неясна. Хотя окончательное решение муниципальных властей пока неизвестно, положение настолько тревожное, что знаменитые музыканты, актеры и писатели создали Комитет поддержки Русской консерватории. В него вошли такие звезды, как композитор Родион Щедрин, альтист и дирижер Юрий Башмет, музыкальный руководитель Большого театра Туган Сохиев, пианисты Евгений Кисин и Борис Березовский, скрипач Гидон Кремер, актриса Марина Влади и другие.

В их петиции «Спасем Консерваторию Рахманинова!», адресованной столичному мэру Анн Идальго, говорится, что на протяжении почти столетия Русская консерватория была одним из символов парижской жизни. Авторы напоминают: здесь выступают выдающиеся музыканты и работают замечательные педагоги, а также хранятся старые партитуры русских композиторов. Если парижская мэрия по неизвестным причинам решит все-таки продать это здание, отмечает Комитет поддержки, это будет означать конец консерватории, которой теперь руководит новая команда.

По словам представителей учреждения, городские власти неохотно идут на диалог.

Вот уже несколько месяцев мы ведем переговоры с парижской мэрией, но до сих пор не добились ответа, — рассказал «Известиям» член Русского музыкального общества во Франции и административного совета консерватории имени Сергея Рахманинова Дамьен Асбрук. — При благоприятном для нас исходе мы продолжим арендовать здание. Если же муниципальные власти решат его пустить с молотка, мы хотели бы приобрести этот особняк, чтобы сохранить консерваторию. Мы находимся в контакте с русскими и французскими меценатами, которые смогут оказать нам поддержку. Надеемся, что консерваторию удастся спасти.

Парижская мэрия не смогла предоставить «Известиям» оперативного комментария.

Сорок тысяч старых партитур, балалайки и окрошка

В ожидании итогов затянувшихся переговоров президент консерватории Арно Фрилле и его команда продолжают готовить новые проекты, ищут поддержку музыкальных кругов и меценатов России и Франции. Поскольку парижане интересуются нашей музыкой, в учебном заведении возобновились концерты, на которых выступают педагоги, ученики и приглашенные артисты. А бесценное собрание 40 тыс. старых партитур русских композиторов впервые стало достоянием музыкантов и исследователей. Раньше ноты лежали в архиве, теперь они доступны в библиотеке заведения.

В течение нескольких месяцев пандемии консерватория, как и все культурные институции, была закрыта, но за время локдауна мы отремонтировали здание и начали подготовку к очередному учебному году, — рассказал Дамьен Асбрук. — Прежде всего, мы собираемся приобрести новые музыкальные инструменты. Узнав о приходе в консерваторию нашей команды, в которой, кстати, почти все ее выпускники, нам предложили свои услуги многие французские и русские исполнители и педагоги, в том числе известный скрипач Александр Брусиловский. Несмотря на COVID-19, количество учеников растет, со временем мы намерены увеличить их число со 130 до 700.

В учебной программе занятия по фортепиано, виолончели, скрипке, флейте, арфе, балалайке, гитаре, уроки танцев, пения, театрального мастерства и рисования. Следуя русским традициям, педагоги намерены создать оркестры — скрипичный, балалаечный, камерной музыки. Преподавание ведется на русском, французском и английском языках.

В консерватории есть даже русская столовая Cantine Russe с такими блюдами в меню, как окрошка, бефстроганов, пельмени, вареники, ватрушки.

— Символично, что консерватория стоит на набережной Сены, по другую сторону которой расположены рядом друг с другом Эйфелева башня и Российский духовно-культурный православный центр вместе со Свято-Троицким собором, — отметил священник Московской патриархии отец Николай, служащий в этом соборе.

Собеседники «Известий» подчеркивают: консерватория всегда была не только учебным заведением, но и местом общения французов и русских, одним из центров русского Парижа.

Читайте также
Прямой эфир