Байден прокомментировал ситуацию с обогащением урана Ираном до 60%

Юлия Дульцева
Фото: Global Look Press/Oliver Contreras/Keystone Press Agency

Решение Ирана обогащать уран до 60% не способствует проведению нынешних переговоров по Совместному всеобъемлющему плану действий (СВПД) по иранской ядерной программе. Об этом 16 апреля заявил президент США Джо Байден на совместной пресс-конференции с премьер-министром Японии Ёсихидэ Сугой в Розовом саду Белого дома.

«Мы не поддерживаем и не думаем, что это приносит какую-либо пользу, когда Иран говорит, что собирается перейти к обогащению (урана. — Ред.) до 60%. Это противоречит соглашению», — сказал американский лидер на пресс-конференции, трансляция которой велась на сайте Белого дома.

Комментируя ситуацию вокруг ядерной сделки с Тегераном, Байден высказал мнение, что пока рано об этом судить, так как еще ведутся переговоры. Речь идет о консультациях участников Совместной комиссии Ирана и международной «пятерки» (Россия, Великобритания, Германия, Франция, Китай) в Вене по вопросу восстановления реализации СВПД по иранской ядерной программе. Американская делегация в австрийской столице встречается со всеми участниками комиссии, кроме Ирана.

Как заявил 16 апреля постоянный представитель России при международных организациях в Вене Михаил Ульянов, представители совместной комиссии Ирана и международной «пятерки» настроены на работу для полного восстановления реализации СВПД по иранской ядерной программе.

Иран с 14 апреля собирался приступить к обогащению урана до 60%. Для этого на ядерном объекте в Натанзе анонсировалась установка 1 тыс. новых центрифуг. О своих планах государство проинформировало Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ).

Решение Ирана об обогащении урана до 60% обеспокоило Великобританию, Германию и Францию. Они заявили, что эта мера значительно увеличит способности Ирана в обогащении урана. Как заявил госсекретарь США Энтони Блинкен, решение Тегерана ставит под сомнение серьезность его намерений в отношении переговоров по ядерной сделке.

14 апреля президент Ирана Хасан Роухани объяснял, что процесс обогащения страной урана до 60% и установка новых центрифуг стали ответом на действия Израиля, который Тегеран считает причастным к аварии на ядерном объекте в Натанзе 11 апреля.

После инцидента представитель Организации атомной энергии Бехруз Камальванди рассказал, что ЧП произошло из-за несильного взрыва, в результате него никто не пострадал. Вице-президент Ирана Али Акбар Салехи назвал инцидент террористическим актом.

13 апреля в США решение Тегерана об обогащении назвали провокацией и отметили, что ожидают продолжения переговоров по ядерной сделке.

В марте этого года Иран начал обогащение урана с каскадом усовершенствованных центрифуг IR-4. Отмечалось, что эти устройства дают возможность обогащать уран быстрее и в больших количествах, чем центрифуги IR-1 первого поколения — единственные разрешенные Ирану международным Венским соглашением.

В 2015 году был заключен СВПД, он предполагал снятие санкций с Ирана в обмен на ограничение ядерной программы страны. Однако в мае 2018 года из сделки вышли США и восстановили в отношении Тегерана жесткие санкции. В свою очередь, в 2019 году Иран заявил о поэтапном сокращении своих обязательств в рамках соглашения.