Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
В Госдуме рассказали о графике работы в майские праздники в России
Общество
Путин заявил о разделении радости от общих побед представителями разных конфессий РФ
Мир
Венесуэла объявила семидневный траур по погибшим в ходе ударов США военнослужащим
Общество
Врач назвала зимнюю прогулку профилактикой заболеваемости ОРВИ
Общество
ОП РФ и Минпросвещения начали работу над проектом домашних яслей
Общество
Путин призвал детей бойцов СВО гордиться своими родителями
Мир
Один человек погиб в результате наезда автобуса на толпу протестующих в Израиле
Мир
Мерц заявил о необходимости уступок Украины ради мирного разрешения конфликта
Общество
В России увеличилось число регионов с превышающей 100 тыс. средней зарплатой
Армия
Гвардии старший сержант Исаев эвакуировал раненого товарища в зоне СВО
Общество
В ОП напомнили о сокращении срока замены электросчетчиков с 2027 года
Общество
В России сообщили об увеличении штрафа за перевозку детей без автокресел вдвое
Общество
Синоптики спрогнозировали небольшой снег и гололедицу в Москве 7 января
Мир
Стармер заявил о намерении создать военные базы Великобритании и Франции для ВСУ
Мир
Мерц заявил о намерении Германии разместить войска на Украине после прекращения огня
Мир
Уиткофф выразил надежду на компромисс по территориальному вопросу на Украине
Мир
Макрон отметил важность поддержки США гарантий безопасности для Украины
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

На сговорчивость Анкары во время переговоров в российской столице вполне могли повлиять потери, понесенные протурецкими силами в Сирии. Такое мнение в беседе с «Известиями» высказали военные эксперты. Перед началом встречи Владимира Путина и Реджепа Тайипа Эрдогана вооруженные группировки в Идлибе попытались возобновить боевые действия. Однако их активность свелась к перестрелками с правительственными войсками по линии фронта. Столкновения, как и авиаудары, не утихали до итоговой пресс-конференции лидеров России и Турции. По мнению экспертов, бои в Идлибе однозначно завершились в пользу сирийского правительства и России.

Ударная сила

По словам источников, близких к штабу операции, 5 марта, боевики так и не смогли оказать серьезного сопротивления Сирийской арабской армии (САР) и вели локальные бои. Вооруженные группировки обстреливали из артиллерийских орудий город Саракиб и местность вблизи трассы М5. Собеседники «Известий» отмечают: из-за масштабных потерь, которые террористы понесли в последние дни, сил противостоять сирийскому контрнаступлению у них уже не осталось.

Примерно в то же время, когда в Москве началась встреча Владимира Путина и Реджепа Эрдогана, боевики приступили к минометному обстрелу Саракиба. Примечательно, что еще утром оппозиционные группировки в провинции заявляли, что не признают политического решения, которое предполагает отвод сирийских правительственных сил на линию, предусмотренную Сочинскими соглашениями.

Около пяти вечера, когда переговоры продолжались уже четвертый час, к обстрелу сирийских позиций под Саракибом ненадолго подключилась турецкая артиллерия и реактивные установки залпового огня.

Дым от обстрелов
Фото: REUTERS/Umit Bektas

На других участках фронта в этот день боевые действия тоже не утихали. Террористы пытались пойти в наступление на юге провинции Идлиб между трассами М4 и М5 — похоже, они всё еще не оставляют надежд вернуть крупный город Маарат-эн-Нуман. Но атака оказалась слабой и разрозненной, авиация правительственных сил массированными ударами остановила боевиков.

Российская военная полиция, введенная в Саракиб, уже проводит патрулирование в его окрестностях и на трассе М5. Но из-за артиллерийских обстрелов со стороны террористов возобновить гражданское движение по этой дороге пока невозможно. С 15 марта полномочия военной полиции РФ расширятся и на трассу М4, где начнется совместное патрулирование с турецкими стражами порядка.

— Договоренность о создании безопасной зоны вдоль трассы М4 — большой успех для Сирии, — считает военный историк Дмитрий Болтенков. — На юге провинции сирийская армия пыталась пробиться к дороге силой и не дошла всего 5 км. Но после вступления в войну Турции была вынуждена отступить.

Договоренности между Москвой и Анкарой фиксируют результаты, которых САР смогла добиться за предыдущие полтора месяца наступления, отметил военный эксперт Владислав Шурыгин.

— 18 месяцев турки не делали ничего по сочинскому меморандуму. Вопрос в том, в какой мере они смогут выполнить нынешний. Но поскольку они на него пошли, очевидно, что для них этот документ в какой-то степени нужнее, — считает эксперт. — Даже в четверг сирийская армия продолжала наступление, и меморандум является фиксацией сегодняшних побед Сирии. Но это еще не окончание войны.Теперь трасса окажется открытой для нормального трафика. А из-за угрозы окружения боевиками, возможно, придется очистить всю территорию к югу от М4, а не только 6 км «коридора безопасности».

Потери и приобретения

Правительственная армия в среду и четверг продолжила продвижение и сумела занять поселок Афис к северу от Саракиба. Контроль над ним был жизненно необходим для создания буферной зоны для трассы М5 — подобной той, что будет организована вдоль М4. После установления контроля над населенным пунктом стратегическая транспортная артерия вновь оказалась полностью в руках правительственных сил.

Удалось сирийцам вернуть и захваченный протурецкими боевиками 4 марта поселок Шейх-Акиль, расположенный в западных пригородах Алеппо. В результате была снята блокада с одного из турецких блокпостов, который вновь оказался в окружении Сирийской арабской армии (САА).

Одним из неожиданных трофеев САА в ходе этих боев стал танк Т-90. Террористы «Исламской партии Туркестана» (запрещена в России) захватили его под Алеппо 2 февраля и успели задействовать в двух крупных контратаках. Первый раз машина открыла огонь в ходе удара по городу Нейраб 11 февраля. Тогда мощная бронегруппа террористов была уничтожена сирийскими войсками и авиацией. Затем танк участвовал в наступлении на Саракиб в конце февраля. Т-90 пережил все бои и достался правительственным силам в исправном состоянии.

Сирийская армия возле Идлиба
Фото: REUTERS/Umit Bektas

За последние сутки министерство обороны Турции заявило об уничтожении в провинции Идлиб 184 военных САА и 24 единиц боевой техники, включая четыре танка и пять артиллерийских орудий. Эти цифры гораздо скромнее тех, что назывались в первые дни операции, когда Сирия еще не подтянула к линии фронта современные комплексы ПВО. Тем не менее, общее количество «нейтрализованных» с 27 февраля военнослужащих противника, по версии Анкары, превысило 3 300 человек.

В то же время правительственное агентство SANA распространило фотографии еще одного сбитого турецкого ударного Bayraktar TB2. Активность дронов в последнее время заметно снизилась, они стали совершать очень непродолжительные полеты. Тем не менее, во время итоговой пресс-конференции президентов в Москве в небе над Турцией рядом с границей вели патрулирование сразу четыре БЛА.

Анкара продолжила нести потери и на земле. В день переговоров власти страны сообщили о гибели еще одного военного. В среду было объявлено о потере двух солдат.

Не обошлось в этот день и без очередных громких заявлений от «Белых касок». По их данным, 5 марта по мирным жителям в городе Маарет-Мисрин был нанесен удар, в результате которого погибли 16 человек и еще 20 были ранены. Так называемые правозащитники традиционно обвинили в этом российские ВКС. Никаких доказательств тому, как обычно, представлено не было.

Читайте также
Прямой эфир