Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
В АдГ призвали Шольца дать зеленый свет новым выборам
Мир
В Британии заявили о слабой позиции Трампа в переговорах с РФ по Украине
Мир
Страны ЕС приняли декларацию о повышении конкурентоспособности Европы
Мир
Фон дер Ляйен заявила о намерении строить хорошие отношения с командой Трампа
Мир
Орбан заявил о сохранении своей позиции по урегулированию на Украине
Мир
Захарова заявила о готовности Зеленского идти на любые жертвы ради самосохранения
Мир
Суд в Вашингтоне приостановил рассмотрение дела Трампа о вмешательстве в выборы
Мир
СМИ сообщили о разрыве соглашения между Украиной и Ираном о воздушном сообщении
Мир
В крупнейшем сервисе такси на Украине заявили о мобилизации 50% водителей
Авто
Минпромторг РФ предложил ввести отсрочку уплаты утильсбора для автопроизводителей
Общество
Савельев заявил о плане запустить 41 поезд по ВСМ Москва — Петербург в 2028 году
Общество
«Роскосмос» показал кадры извержения вулкана Шивелуч на Камчатке
Общество
ФСБ задержала жителя Ярославской области за сотрудничество с ГУР Украины
Общество
В ГД предложили ввести лимиты для регистрации иностранцев в съемном жилье
Мир
На Украине сообщили о повреждении инфраструктуры в Днепропетровской области
Мир
Посол РФ заявил об активной работе дипломатов над освобождением россиян из Газы
Мир
На Украине уволили заместителя министра обороны Сергея
Спорт
Калинин рассказал об эмоциях после победы над украинцем в финале ЧМ по самбо
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Власти Приморья запустят пилотный проект по обеспечению доступным такси инвалидов I группы и детей-инвалидов. На эти цели из бюджета планируется направить более 70 млн рублей. Услуга заработает во Владивостоке и будет доступна не только местным жителям, но и льготникам, которые приехали в регион, например, на лечение. О том, что из себя представляет пилотный проект, как «социальное такси» работает в других регионах, читайте в материале «Известий».

Лимит в 10 тысяч

В бюджете Приморья новая статья расходов — «социальное такси». Власти решили взять на себя компенсацию проезда на такси в пределах Владивостока для инвалидов I группы и детей-инвалидов. Но с ограничением: не более 10 тыс. рублей в год на одного льготника с учетом сопровождающих.

Как сообщается на сайте правительства Приморского края, на эти цели будет направлено более 70 млн рублей.

Для того чтобы воспользоваться услугой нового такси, необходимо обратиться с заявкой лично или по телефону в центр социального обслуживания не позднее чем за два часа до предполагаемой поездки. Если инвалид «имеет стойкие расстройства функций самостоятельного передвижения», то следует уведомить специалиста центра о необходимости предоставить машину не позднее чем за 26 часов до поездки. Пункты назначения — медицинские учреждения, учреждения медико-социальной экспертизы, социальные организации, авто- и железнодорожные вокзалы, станции и аэропорт.

колцентр телефон
Фото: РИА Новости/Рамиль Ситдиков

«Услуга призвана сэкономить бюджет семьи, в которых проживают инвалиды I группы или воспитываются дети-инвалиды. А к этим категориям относятся почти 22,7 тыс. приморцев», — отметила министр труда и социальной политики Приморского края Светлана Красицкая.

Причем, как пояснили в региональном министерстве труда и социальной политики, воспользоваться услугой смогут льготники данной категории, приехавшие во Владивосток, к примеру, на лечение.

«Мы даем один шанс себя обмануть»

Каждый регион по-своему справляется с проблемой. То тут, то там встречаются по стране своеобразные «островки надежды» для инвалидов. Где-то совсем крошечные. Как отмечала в ходе круглого стола в Общественной палате РФ председатель регионального отделения Всероссийской организации родителей детей-инвалидов Тамбовской области Наталья Шаталова, на весь регион всего шесть машин, предназначенных для перевозки маломобильных жителей.

«Я считаю, что, во-первых, объем этих услуг относительно потенциального рынка всегда должен быть в профиците — предложений должно быть больше, чем спроса, чтобы несколько машин стояли без дела, на всякий случай. Во-вторых, потребности должны быть закрыты бесплатно. Когда человек не может воспользоваться общественным транспортом и ему нужны специальные условия, то для него это вынужденная покупка, — говорит в беседе с «Известиями» директор благотворительного фонда «День добрых дел» (Казань) Рустем Хасанов. — Смысл социальной позиции государства не в том, чтобы давать инвалидам или малоимущим какие-то дополнительные привилегии. Нужно с обратной стороны на это смотреть: смысл социальной политики (как у полковника Кольта) — уравнять всех. Если кому-то не хватает «стартовых условий», их нужно обеспечить. Это нехватка произошла не по его вине, так сложились обстоятельства».

В 2013 году в фонде заметили, что подопечные не могут приехать на некоторые встречи и мероприятия — не на чем. Тогда и решили организовать перевозки сами: в распоряжении организации есть оборудованный пандусом микроавтобус вместимостью до восьми человек. По словам Рустема Хасанова, за это время «социальные такси» появлялись как грибы после дождя и так же быстро уходили — не каждый мог справиться. Сейчас в большей степени эту услугу предоставляют несколько благотворительных фондов.

такси пандус инвалиды
Фото: РИА Новости/Максим Богодвид

«Социальное такси» от «Дня добрых дел» бесплатное: оплачивают из собственных сборов, долгое время спонсор (страховая компания) покрывал расходы на горючее и зарплату водителя, а в прошлом году фонд получил небольшой грант. В приоритете заявки от малоимущих семей, которые воспитывают детей-инвалидов. С этого года автомобиль могут заказать многодетные семьи и ветераны. Правда, нужно еще просчитать случаи возможного злоупотребления.

«Когда веселая компания хочет поехать на дачу на «социальном такси» сажать картошку и пить алкоголь исключительно потому, что у них есть бабушка — участник боевых действий, лично я сомневаюсь, что это основание пользоваться достаточно востребованными услугами, за которыми к тому же иногда выстраивается очередь», — говорит эксперт. Все необходимые справки отдаются водителю при первой поездке. Дальше данные заносятся в специальный реестр. Как говорят в фонде, «мы даем один шанс себя обмануть».

«Вначале было очень весело. Звонит человек и говорит: «Здравствуйте, я инвалид «по сердцу», мне нужно доски на дачу отвезти. Давайте, пригоняйте ваш автобус!» — Хасанов рассказывает, что еще на стадии обращения работает «фильтр»: сотрудник задает вопросы, уточняет и оценивает, насколько просьба уместна.

«При всем моем уважении, когда «социальное такси» подъезжает к огромному дому из красного кирпича с 3-метровым забором, за которым запаркован Porsche Cayenne, и выходит мама с ребенком, у которой телефон стоит как половина этого автобуса, то извините», — говорит Рустем Хасанов. — Такие случаи были. Вежливо говорили, что у нас на это время очередь из 3–4 человек, которые, в принципе, не могут даже обычное такси себе позволить, и рекомендовали обратиться в другое такси. В Казани есть несколько организаций, которые оказывают эти услуги на платной основе».

Требовать от государства всё и вся — утопия

На обычном такси далеко не уедешь не только из-за цены — машины не приспособлены для колясочников. Хотя на фоне нехватки машин «социального такси» и жесткого регламента по цели поездки бизнес взялся за внедрение гибких схем перевозок. Так, один из крупнейших агрегаторов такси запустил «специальный» тариф для маломобильных граждан в Екатеринбурге и планирует ввести подобную услугу в Нижнем Новгороде: водитель проходит обучение, а автомобиль, оборудованный для перевозки людей с особыми потребностями, можно заказать круглосуточно и куда угодно.

Впрочем, может все-таки попытаться у государства добиться помощи? Не нытьем, так катаньем…

«Обязать государство обеспечить наличие в каждом городе специализированного автотранспорта для бесплатных перевозок инвалидов, причем сделать так, чтобы этот транспорт соответствовал требованиям, надлежащим образом эксплуатировался и еще к тому же был бесплатным, — это задача, стремящаяся к нулю», — считает Рустем Хасанов.

По его словам, государство поддерживает отрасль другими способами. Так, есть возможность получить грант на расходы или автомобиль в безвозмездное пользование.

такси инвалид пандус
Фото: РИА Новости/Кирилл Каллиников

«Другое дело, что нет госоргана, который выполнял бы функцию диспетчерской службы, — отмечает эксперт. — Мы сейчас как раз работаем с ресурсным центром «Добрая Казань» (проект по поддержке благотворительности. — «Известия») над созданием единой городской диспетчерской службы. Логика будет такая: «Добрая Казань» со всеми организациями, которые реализуют так или иначе подобные проекты, заключает соглашение о совместной деятельности. Диспетчерская функция передается в единую диспетчерскую службу, а «Добрая Казань» комплексно на всех участников проекта получает грантовое финансирование (в части оплаты труда водителей, расходов на топливо, ремонта автотранспорта)».

Согласно выполненному объему работ, количеству отработанных заявок и другим показателям, благотворительному фонду смогут возместить затраты. Но, скорее всего, не деньгами, а, например, оплатят горючее согласно пробегу. Рустем Хасанов уточняет, что схема пока условная и находится в работе.

Дозваниваются с августа

Своя служба городского «социального такси» работает и в Москве. Заказать машину могут в том числе инвалиды I группы; инвалиды II и III группы с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, а также по зрению; дети-инвалиды; инвалиды и ветераны Великой Отечественной войны; члены многодетных семей, если семья живет в малоэтажном доме. Одному сопровождающему место тоже найдется. Час поездки в пределах Москвы — 210 рублей, в пределах области — уже 420 рублей. Минимальная поездка — 30 минут. Отвезут в больницу, на работу, в банк или аэропорт. Главное — зарегистрироваться во Всероссийском обществе инвалидов ( МГО ВОИ) и подать заявку не позже чем за сутки до поездки.

Анастасия Кузина решила помочь подруге с диагнозом ДПЦ. Сейчас девушка живет в доме престарелых, но Анастасия хочет устроить ее в проект тренировочных социальных квартир (сопровождаемое проживание). Правда, до заветной квартиры хотя бы раз в неделю, но надо как-то добираться.

«Мы с Катей практически никуда не можем выехать, потому что везде бордюры и нет лифтов. Я очень оживилась, когда узнала, что она имеет право на «социальное такси». Но звоним с августа и никак не можем дозвониться», — говорит «Известиям» Анастасия Кузина.

Пошли другим путем: за трое суток отправили заявку на электронную почту — Катя должна была приехать к юристу и психологу. Но диспетчер посчитала поездку «личной» и ответила: «Обращайтесь за сутки». Но за сутки до поездки свободной машины уже не нашлось.

знак инвалид
Фото: РИА Новости/Сергей Мамонтов

«Меня обидело то, что эта программа должна быть недорогой, доступной и удобной, но я не могу привезти подругу даже на социальный проект, чтобы вытащить ее из дома престарелых — дать шанс зажить другой жизнью. То есть мы пользуемся частниками, чтобы потом воспользоваться проектом НКО», — недоумевает Анастасия.

Частное «социальное такси» обошлось как роскошь, а не средство передвижения — в 10 раз дороже обычного «социального такси» (2100 рублей).

«Им приходится поднимать цены, потому что всего несколько машин, и какая-то из них может ехать с последнего заказа где-нибудь в Зеленограде, — объясняет Анастасия. — Я потом посмотрела регламент работы городского «социального такси». Первоочередные поездки — в больницы федерального значения, и потом по убывающей: суды, кладбища, театры вообще где-то внизу. Потребность погулять в парке и вовсе никак не рассматривается».

По словам Анастасии, вызвать городское «социальное такси» они больше не пытаются — собирают деньги и пользуются услугами коммерческих фирм. Дорого. А что делать?

В декабре прошлого года ГУП «Мосгортранс» объявил, что парк машин «социального такси» в 2019 году увеличился почти вдвое — до 80 автомобилей. К 2023 году планируется закупить еще 90 машин и автобусов. Отмечается, что ежедневно «социальное такси» в Москве совершает почти 400 выездов.

Общее число инвалидов в Москве по данным на 2019 год — 1 000 100 человек, из них около 42 тыс. детей-инвалидов, 50 тыс. молодых инвалидов.

«В конце марта вместе с общественной организацией «Доступ открыт» (объединяет молодых инвалидов) мы проведем слушания, где будут подниматься вопросы и здравоохранения, и трудоустройства, и ситуация с «социальным такси» — те программы, которые реализуются в Москве, — сообщил «Известиям» депутат Мосгордумы Александр Козлов. — Будем вместе разбираться, какие программы идут хорошо, а что нужно дорабатывать, включая предложения по количеству машин «социального такси» и целям поездок».

Читайте также
Прямой эфир