Москва и Петербург стали лидерами по онлайн-продаже алкоголя
Москва, Санкт-Петербург и Свердловская область стали лидерами по онлайн-продаже алкоголя. Об этом свидетельствуют результаты исследования Центра мониторинга оборота алкогольной продукции в сети Интернет «Щит» (ЦМАПИ), поступившие в распоряжение «Известий» 18 февраля.
Мониторинг проводился с 1 ноября 2019 года по 1 февраля 2020 года. По его итогам была сформирована карта незаконной онлайн-продажи алкоголя. В десятку регионов, где чаще всего публикуются сообщения о доставке алкоголя, также вошли Краснодарский край, Подмосковье, Красноярский край, Ростовская область, Якутия, Татарстан и Новосибирская область.
«Эта статистика во многом соотносится с так называемыми рейтингами «самых пьющих» регионов. При этом, мы также отмечаем тенденцию, что онлайн-бутлегеры наиболее активно действуют в городах-миллионниках, там, где развит сервис доставки, налажена логистика. Лидерами здесь являются Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Красноярск, Омск, Новосибирск, Уфа, Казань, Ростов-на-Дону, Пермь», — рассказал директор ЦМАПИ Сергей Брода.
В рамках исследования удалось выявить несколько самых распространенных схем по продаже алкоголя: сайты-однодневки; группы в социальных сетях по продаже и доставке спиртного; продажа несертифицированными алкомаркетами, в качестве сувениров или подарочных корзин; услуги «алкоголь в аренду» с составлением договора аренды и внесением залога; сервисы «алкоголь в подарок», при продаже мелкой галантереи и другой подарочной продукции.
Чаще всего (72%) подобные предложения публикуются в социальных сетях. При этом более половины (50,8%) из этих объявлений размещаются в сообществах, у которых меньше 100 подписчиков и лишь 5,6% — в группах, на которые подписано более 10 тыс. человек. Кроме того, на YouTube исследователи обнаружили 343 видеоролика, где рассказывается о том, как открыть подобный бизнес, а также предлагаются соответствующие коммерческие и маркетинговые идеи.
«Несмотря на запреты и принимаемые меры, оборот алкоголя в интернете не снижается. Мошенники используют всякие уловки, социальные сети, даже раздают инструкции, как открыть подобный бизнес. Однако людям необходимо помнить, что на подобных площадках продают непроверенный безакцизный товар, который может быть смертельно опасен. За последние 5 лет у нас было зарегистрировано почти 300 тыс. случаев острых отравлений алкоголем, четверть из них — с летальным исходом», — сказал депутат Госдумы Виктор Зубарев.
Также исследователи обнаружили около 700 объявлений, посвященных продаже алкоголя. Чаще всего речь идет о контрфактном или украденном с производства продукте. Наиболее распространенными являются объявления о поиске сотрудников для доставки товара, продажей крупных партий и приемом заказов на изготовление подделок под известные бренды.
Накануне стало известно, что Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ) предложила использовать Единую биометрическую систему (ЕБС) и сайт госуслуг для подтверждения возраста покупателей при продаже алкоголя в Сети.