Перейти к основному содержанию
Прямой эфир
Главный слайд
Начало статьи
Сошли со сцены: почему итоги Года театра не впечатлили культурное сообщество
2020-02-12 17:42:05">
2020-02-12 17:42:05
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Финансирование региональных и муниципальных театров не ослабнет, несмотря на окончание тематического года. Союз театральных деятелей (СТД) уже сейчас готов давать рекомендации, но новому министру культуры Ольге Любимовой еще нужно осмотреться. Об этом в беседе с «Известиями», состоявшейся перед официальным подведением итогов Года театра, заявил председатель СТД Александр Калягин. Однако, по мнению деятелей культуры, театрам до сих пор не хватает помощи от региональных властей, не создана система поддержки отдельных проектов, как в кино.

Машиниста на сцену

В 2019 году в Театральном марафоне от Владивостока до Калининграда приняли участие 93 учреждения, прошло более 450 мероприятий. Состоялась Театральная олимпиада в Петербурге. Лучшие спектакли столичных и провинциальных институций — номинанты премии СТД «Золотая маска» — были показаны в регионах. Впервые в постсоветский период будет создана театральная энциклопедия в пяти томах. Написана концепция развития театрального дела до 2030 года. Осваиваются 1,5 млрд рублей, выделенных правительством на обустройство сцен в российской провинции.

По словам Александра Калягина, все нуждающиеся театры отремонтировать не удалось, но процесс идет. Кроме того, по мысли артиста, помещения — это важно, но главная проблема — появление талантливых режиссеров, артистов, драматургов, художников. Важно научить и заведующих постановочной частью, и машинистов сцены, короче говоря, поднять профессиональный уровень. СТД с этой целью провел восемь форумов, охвативших Владивосток, Новосибирск, Екатеринбург, Нижний Новгород, Вологду, Сочи, Грозный, Москву.

Здание Александринского театра в Санкт-Петербурге

Здание Александринского театра в Санкт-Петербурге

Фото: РИА Новости/Алексей Даничев

Из негативных событий председатель отметил попытку объединения Александринского и Волковского театров, против которого восстала общественность Ярославля, а также неоткрытый Дом актера во Владивостоке. Что касается организационного успеха, то он, по словам Александра Калягина, во многом зависит от сотрудничества общественных и государственных структур, в первую очередь СТД и Минкультуры.

— Есть такой лозунг — у СТД и министерства он был всегда: «Вместе и наравне», — поделился с «Известиями» Александр Калягин. — Мы можем только советовать, давать какие-то рекомендации, а решает, как будет продвигаться дело, Министерство культуры. Все вместе будем смотреть, думать. Новый министр Ольга Любимова только приступила к работе. Дайте ей время осмотреться. У нас была встреча. Мы договорились о взаимодействии. С моей точки зрения, это хороший министр, хотя мы не обольщаемся, работа есть работа.

Председатель Союза театральных деятелей России Александр Калягин во время пресс-конференции по итогам Года театра в России

Председатель Союза театральных деятелей России Александр Калягин во время пресс-конференции по итогам Года театра в России

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Зураб Джавахадзе

По словам руководителя департамента государственной поддержки искусства и народного творчества Минкультуры Оксаны Косаревой, театральная сфера сейчас поддерживается больше, чем другие области культуры. Основное — гастроли и новые постановки. Первые обеспечиваются федеральной программой поддержки гастрольной деятельности, вторые — федеральными программами «Театры малых городов» и «Театры — детям».

Финансирование увеличивается, — резюмировала Оксана Косарева. — Сравните: в 2017-м 600 млн получила программа «Театры малых городов» и 200 млн — «Театры — детям». В 2019-м цифры соответственно составили 600 млн и 800 млн. Гранты на спектакли составляют от 2–3 млн до 40 млн рублей.

Кто сидит и плачет

Театры сейчас имеют возможность зарабатывать, регулярно обновлять репертуар, уверена представитель Минкультуры. Ведь в чем главная проблема? Не только в необходимости технологического обновления. В муниципальных и региональных театрах одна и та же аудитория, которая не хочет десяток раз смотреть один и тот же спектакль.

Худрук Ярославского театра драмы имени Волкова Сергей Пускепалис считает федеральную поддержку необходимой, но помощь местных властей еще более важной.

— Они должны быть заинтересованы в своих театральных учреждениях, — уверен худрук. — Кто как относится к этому — это показатель их образованности. Когда театр содержится хорошо, сразу оценивается уровень власти. По-хорошему, в регионах должна быть мода на театр.

Писатель, драматург, театральный режиссер, художественный руководитель «Коляда-Театра» Николай Коляда во время пресс-показа спектакля «Калигула» по собственной одноименной пьесе на сцене Театрального центра «На Страстном» в рамках рождественских гастролей екатеринбургского «Коляды-Театра» в Москве

Писатель, драматург, театральный режиссер, художественный руководитель «Коляда-Театра» Николай Коляда во время пресс-показа спектакля «Калигула» по собственной одноименной пьесе на сцене Театрального центра «На Страстном» в рамках рождественских гастролей екатеринбургского «Коляда-Театра» в Москве

Фото: РИА Новости/Владимир Астапкович

Если в стране дозволено иметь частные институции, то им тоже должна оказываться господдержка, считает руководитель екатеринбургского «Коляда-театра» Николай Коляда. Год театра, по словам режиссера, не поправил благосостояние его труппы.

Неправильно разделять театры на бюджетные и частные, — заявил он «Известиям». — Мы все работам в одном пространстве: для города, для жителей. Только одни деньги из бюджета получают, а другие когти рвут, чтобы как-то прокормиться.

Худрук МХАТ имени Горького Эдуард Бояков разделяет достижения Года театра на материальные и идеологические. С первыми, по его мнению, всё хорошо. Выделены и освоены определенные суммы. Что бы ни говорили про необходимость творческой работы, проблемы переоборудования театров, зарплат, социального обеспечения, пенсий и гарантий не менее злободневны. А то, что особенное внимание уделялось детским театрам и гастрольной политике, вообще большой плюс.

Актеры Семен Шевелин и Михаил Кабанов (справа) в сцене из спектакля «История рыцаря» по сказке «Дракон» драматурга Евгения Шварца в постановке режиссера Антона Непомнящего в МХАТ им. М. Горького

Актеры Семен Шевелин и Михаил Кабанов (справа) в сцене из спектакля «История рыцаря» по сказке «Дракон» драматурга Евгения Шварца в постановке режиссера Антона Непомнящего в МХАТ им. М. Горького

Фото: РИА Новости/Владимир Федоренко

— Мой театр — МХАТ имени Горького, который не гастролировал буквально десятилетие, поедет со спектаклями в Крым и на Кавказ, сейчас театр в Ярославле, в Костроме — это потрясающие маршруты. Такой инфраструктурный, если не сдвиг, то импульс был получен, и это очень позитивная история, — считает Эдуард Бояков.

Гораздо больше вопросов, полагает худрук, к творческой и идеологической составляющей театральной жизни. По-прежнему не существует системы поддержки тех или иных проектов, отсутствует квалифицированная экспертиза.

Автор цитаты

Старт Году театра был дан 13 декабря 2018-го на сцене Российского государственного академического театра драмы имени Волкова в Ярославле. В 85 регионах страны прошло около 25 тыс. тематических мероприятий, в частности Театральная олимпиада, «Золотая маска», Международный театральный фестиваль имени Чехова, проект «Театр–дети» и другие события. В них приняли участие 7 млн зрителей — речь как о тех, кто смотрел постановки в залах, так и о тех, кто следил за онлайн-трансляциями.