Перейти к основному содержанию
Прямой эфир
Главный слайд
Начало статьи
Объединительный мотив: почему приостановлено создание Первого национального театра
2019-03-29 18:12:37">
2019-03-29 18:12:37
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Труппы Театра имени Волкова и Александринского театра высказались за объединение двух старейших российских коллективов. О готовности сотрудничать в рамках Первого национального театра России артисты и сотрудники заявили в письмах, составленных по итогам собраний трупп (имеются в распоряжении «Известий»). Днем ранее премьер-министр Дмитрий Медведев приостановил указ министра культуры Владимира Мединского об объединении театров, мотивировав свое решение необходимостью «провести широкое обсуждение данной инициативы с привлечением профессионального сообщества Санкт-Петербурга и Ярославля». В том, как и кто должен давать оценку инициативе Минкультуры, при том что театры свое мнение высказали, разбирались «Известия».

Радужные перспективы

Волковский и Александринский театры провели свои собрания с суточной дистанцией. 28 марта коллективное письмо написал ярославский Театр имени Волкова во главе с худруком Евгением Марчелли. Послание было адресовано президенту Владимиру Путину, губернатору Ярославской области Дмитрию Миронову и министру Владимиру Мединскому. В нем высказывалось удивление по поводу позиции ярославской общественности, возражающей против объединения, и сомнение в том, что эта позиция идет на пользу труппе. А интерес Театра имени Волкова, по мнению подписантов, выражается в том, что объединение «абсолютно логично с точки зрения современного развития».

«Благодаря ему мы получаем большие финансовые возможности на постановки, техническое обеспечение, зарплаты коллективу и гастрольно-фестивальную жизнь, — подчеркнули авторы. — Наш театр сможет представлять свои спектакли на площадках Москвы и Петербурга не только во время нечастых гастролей, но теперь и на регулярной основе. Мы получаем новый творческий импульс, новые возможности и перспективы».

На следующий день худрук Александринки Валерий Фокин провел собрание своего коллектива, итогом которого стало письмо, адресованное президенту и премьер-министру. В нем «от имени всех александринцев» поддерживается «создание новой и очевидно уникальной структуры, основанной на консолидации двух знаковых для нашей культуры театров».

Художественный руководитель Академического театра драмы им. Ф. Волкова Евгений Марчелли

Художественный руководитель Академического театра драмы им. Ф. Волкова Евгений Марчелли

Фото: РИА Новости/Екатерина Чеснокова

«Наше современное объединение — это не просто красивая дань исторической памяти, это мощная государственная поддержка, новый уровень творческой реализации, возможность приглашения ведущих режиссеров, а также и преодоление географических границ», — говорится в обращении труппы Александринского театра.

Вместе с тем худрук Александринки положительно оценил решение главы правительства приостановить объединение.

— Вчера я разговаривал с премьер-министром Медведевым, который попытался меня успокоить, сказав, что поддерживает это начинание и что он не отменил указ, а приостановил его, — сказал Валерий Фокин, обращаясь к труппе. — Это возможность паузы, чтобы поработать с общественностью.

Театральный кружок против

«Известия» обратились к деятелям театра с просьбой рассказать, каким образом общественность может влиять на принятие положительного или отрицательного решения по вопросу объединения театров, при том, что сами они и их учредитель этот шаг поддерживают.

Патриарх российского театроведения Вадим Гаевский заявил, что «театральная общественность против такого решения, а спорить с ней бессмысленно».

— Я уверен, что все в нашем театральном кружке считают, что это совершенно нереальная вещь. Думаю, что сверху об этом тоже узнали и поставили данное преобразование на стоп. Потому что оно оскорбляет все остальные театры. Оба этих театра не заслужили такого авторитетного преобразования. Даже в Санкт-Петербурге Александринка не является ни первым, ни крупнейшим театром. Первый театр там — это БДТ. Что сделала Александринка за последний год, что сделал Волковский театр, чтобы им дали такие возможности, — выделили еще один новый театр? — задался вопросом собеседник «Известий».

Здание Государственного академического театра драмы имени Волкова в Ярославле

Здание Государственного академического театра драмы имени Волкова в Ярославле

Фото: РИА Новости/Олег Смыслов

Первый заместитель председателя Союза театральных деятелей России Евгений Стеблов оставил в стороне вопросы заслуг и распределения сцен и высказался о правах театров действовать независимо от мнения общественности.

— Никто извне не должен давать театрам команды. Хотят — объединяются, не хотят — не объединяются, — заявил народный артист. — Когда-то во время перестройки модно было всё на собраниях решать. И как-то народный артист СССР Ростислав Янович Плятт сказал: «Что ж это, теперь профсоюзное собрание будет и роли распределять, что ли?» Это бред. Я не понимаю, в чем тут проблема, которую стоит обсуждать. Это внутреннее дело театров.

Евгений Стеблов призвал не драматизировать ситуацию, подчеркнув, что и ранее театры сливали, разъединяли и закрывали. По его словам, «в искусстве все-таки главенствуют личности, а не общественность».

— Личности выдвигают идеи, собирают вокруг себя людей, это нормальный процесс. Что касается общественности, то она состоит из разных людей, и не все из них компетентны, — подчеркнул народный артист.

Ректор Школы-студии МХАТ Игорь Золотовицкий заметил, что надо было предоставить эту идею на обсуждение, чтобы она немного пожила внутри, побурлила, а не сваливалась как снег на голову.

В то же время народный артист пока не понимает, какая именно общественность должна обсуждать этот вопрос. Если театральная — то это наверняка должны быть культовые режиссеры, актеры, руководители, полагает он. И если это мнение интересно и нужно, то к нему, возможно, и стоит прислушаться. Но в любом случае объединение лучше, чем разъединение, резюмировал эксперт, — и в качестве примера привел исторический факт.

Первый заместитель председателя Союза театральных деятелей России, актер Евгений Стеблов

Первый заместитель председателя Союза театральных деятелей России, актер Евгений Стеблов

Фото: РИА Новости/Екатерина Чеснокова

— Я вспоминаю время, когда делился МХАТ. Тогда отремонтировали здание в Камергерском переулке, и Олег Николаевич захотел переехать в него не со всей труппой, — рассказал Игорь Золотовицкий. — С высоты прошедших лет я понимаю, что это было очень жестокое, властное решение. Но тогда нам казалось, что это единственный выход. Ведь во МХАТе была сборная Советского Союза по актерам. И всем хотелось пойти за Ефремовым. Нам, молодым артистам, было лестно, что Олег Николаевич нас позвал. Но мы не думали, каково тем, кого он не взял. И надо ли было так резать по живому? Я сомневаюсь.

Но и объединения, по мнению Золотовицкого, бывают разными. Пока, считает он, вопросов больше, чем ответов. В любом случае главное, чтобы людей не обидели. А то вспоминается знаменитое изречение Виктора Черномырдина: «Хотели как лучше, получилось как всегда».

Что случилось в День театра

Решение Министерства культуры об объединении Александринского и Волковского было принято в День театра, 27 марта. Согласно ему, старейшие российские театры федерального подчинения образуют единое юридическое лицо. Новая институция получает официальное название «Театрально-культурный комплекс Первый национальный театр России» (Академический Александринский театр — Академический театр драмы имени Федора Волкова).

В ведение свежеиспеченной организации, помимо остающихся за театрами исторических зданий, отходит ныне замороженная сцена на столичном проспекте Андропова, которую Олег Табаков строил для МХТ имени Чехова. Целью объединения были названы оптимизация и эффективное использование бюджетных средств, а также реализация обменов и совместных проектов.

Инициатива министерства вызвала возражения губернатора Ярославской области Дмитрия Миронова, который в соцсетях написал, что, прежде чем принимать такое решение, надо было посоветоваться с жителями Ярославской области, общественностью и коллективом театра, подчеркнув, что «Волковский театр — гордость и бренд Ярославии» и что «объединения быть не должно».

Художественный руководитель Российского государственного академического театра драмы им. А. С. Пушкина – Александринского театра Валерий Фокин

Художественный руководитель Российского государственного академического театра драмы им. А. С. Пушкина – Александринского театра Валерий Фокин

Фото: РИА Новости/Алексей Никольский

Против решения Минкультуры выступил и глава СТД России Александр Калягин, заявивший, что «неожиданное, волюнтаристское объединение двух старейших театров — вопрос не только творческой судьбы этих коллективов, он гораздо острее: это вопрос государственной культурной политики».

По мнению народного артиста, без «серьезного, всестороннего, детального обсуждения этого вопроса с театральным сообществом, с экспертами, без общественной экспертизы принимать такое решение — значит идти вразрез с основами государственной культурной политики, утвержденными Владимиром Путиным».

Вечером 28 марта премьер-министр России Дмитрий Медведев приостановил указ Владимира Мединского, поручив ему провести широкое обсуждение данной инициативы с привлечением профессионального сообщества Санкт-Петербурга и Ярославля.

Загрузка...