Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
В ЕП предупредили о последствиях для ЕС из-за ответа Трампу на пошлины
Спорт
ХК «Колорадо» одержал победу над «Вашингтоном» в матче НХЛ со счетом 5:2
Экономика
В РАН назвали главные угрозы внедрения ИИ в финансовой сфере
Мир
В Турции могут изменить правила системы «всё включено» в отелях
Мир
Евродепутат от Болгарии оценил шансы партии президента страны на выборах
Мир
Bloomberg сообщило о возможности Европы использовать активы США
Общество
В ЛДПР предложили ограничить рост тарифов ЖКХ уровнем инфляции
Мир
Разведсамолет ВМС США выполнил полет над Черным морем в сторону Сочи
Мир
Офис Орбана обвинил Брюссель в подготовке к ядерной войне
Наука и техника
Ученые восстановили историю растительности Камчатки за 5 тыс. лет
Мир
Ким Чен Ын снял с поста вице-премьера КНДР Ян Сын Хо на публичной церемонии
Общество
В КПРФ предложили повысить до 45% налоговую ставку на доходы свыше 50 млн рублей
Общество
Камчатка попросит федеральную помощь для ликвидации последствий циклона
Мир
Политолог Колташов назвал Гренландию платой ЕС за обман США
Общество
УК могут оштрафовать до 300 тыс. рублей за несвоевременную уборку снега
Экономика
В России было ликвидировано 35,4 тыс. предприятий общепита за 2025 год
Общество
Синоптики спрогнозировали гололедицу и до –4 градусов в Москве 20 января
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Первый этап выхода Британии из Евросоюза завершен с окончанием января. Теперь страна вступает в переходный период, который должен продлиться до конца 2020 года. За это время Лондону предстоит договориться с Брюсселем о будущем двусторонних отношений — в частности, по новой торговой сделке. Как сообщили «Известиям» в Совете Евросоюза, эти переговоры должны стартовать в начале марта. При этом Лондону надо определиться, как выстраивать диалоги с административными частями Соединенного Королевства — Шотландией, Уэльсом и Северной Ирландией, которая, согласно сделке о Brexit, будет от Великобритании фактически отделена.

Наконец-то всё по плану

Изначально выход планировалось завершить к 29 марта 2019 года. Однако в расколотой палате общин Соединенного Королевства сделка правительства с Брюсселем не получала необходимой поддержки. За те десять месяцев, что прошли с того момента, сроки Brexit переносили трижды, в Британии сменилось правительство (вместо компромиссного кабмина Терезы Мэй, подготовившего почву для выхода, к власти пришла решительная команда Бориса Джонсона) и состоялись досрочные выборы в парламент. В итоге к концу декабря 2019 года палата общин наконец поддержала соглашение о Brexit и таким образом открыла Соединенному Королевству путь на выход из ЕС. Дальше всё пошло четко по расписанию, и необходимые процедуры — от ратификации в Вестминстере до одобрения в Совете Евросоюза — завершились к 31 января 2020 года.

Премьер-министр Великобритании Борис Джонсон во время выступления  в палате общин, Лондон, Великобритания

Премьер-министр Великобритании Борис Джонсон во время выступления в палате общин, Лондон, Великобритания

Фото: Global Look Press/UK Parliament/Jessica Taylor

Уже к концу января в Евросоюзе начались соответствующие перестановки: так, 73 британских депутата Европарламента покинули Страсбург. Как рассказали «Известиям» в ЕП, 46 мест будут в резерве на случай приема в ЕС новых членов. Остальные 27 кресел уже распределяются между другими делегациями: по пять кресел отошли Испании и Франции, по три — Италии и Нидерландам, два — Ирландии и по одному — Австрии, Дании, Польше, Румынии, Словакии, Финляндии, Хорватии, Швеции и Эстонии. Таким образом, число мест в ЕП сократилось с 751 до 705.

Что касается Великобритании, то теперь, по словам Бориса Джонсона, для страны наступает «момент настоящего национального обновления и изменения». «Это не конец, а начало. Это тот момент, когда забрезжил рассвет и занавес поднимается для начала нового акта», — говорится в обращении премьер-министра. И в этом глава британского кабмина прав: 31 января — лишь поворотная дата, которая открывает очередной этап выхода страны из ЕС. Сейчас Соединенное Королевство вступает в переходный период, который по плану продлится до конца 2020 года. За это время Лондон должен договориться с Брюсселем о будущем торговых отношений. Как рассказали «Известиям» в Совете Евросоюза, «переговоры запустят в начале марта, после того как Совет одобрит переговорный мандат». Соответствующее решение должно быть принято 25 февраля на встрече Совета по общим вопросам, подытожили в ведомстве.

лондон активисты брэксит великобритания
Фото: Global Look Press/David Cliff

Борис Джонсон намерен завершить переговоры до конца переходного периода. В Евросоюзе не уверены, что это удастся сделать в столь сжатые сроки, и, похоже, сдавать позиции не намерены: как сказала глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен, «переговоры будут справедливые, однако, безусловно, каждая сторона будет бороться за свои интересы». Проблема заключается еще и в том, что решение о продлении переходного периода надо будет принять до 1 июля 2020 года, а это значит, что, по правилам, перенести сроки в последний момент не удастся.

— Борис Джонсон уже один раз припугнул Евросоюз выходом без сделки и таким образом вынудил его пересмотреть достигнутое соглашение. Хотя по большому счету на принципиальные уступки Брюссель не пошел, — пояснила «Известиям» старший научный сотрудник Института Европы РАН Кира Годованюк. — Но тактика опробована, она работает, поэтому Борис Джонсон будет действовать таким же образом и здесь. К июлю сторонам будет важно наметить траекторию торговых переговоров, но времени, конечно, для этого крайне мало.

Траур или облегчение?

Для кого-то в Соединенном Королевстве 31 января — повод для ликования, кто-то воспринимает эту дату с облегчением, а кто-то считает днем национального траура. К первой категории, очевидно, относятся те, кто последовательно отстаивает «развод» с Евросоюзом. Во второй группе находятся бизнес, различные организации и простые граждане, за последние три года уставшие от тягучей неопределенности.

К последней категории можно отнести ярых противников Brexit. В их числе такие административные части страны, как Шотландия и Северная Ирландия, — именно эти регионы в 2016 году высказались против выхода из ЕС (62% и 55,8% голосов соответственно). Шотландская национальная партия (Scotland National Party — SNP) во главе с первым министром региона Николой Стерджен уже давно в ультимативной форме требует от Лондона повторного референдума о независимости (первое такое голосование состоялось в 2014 году, его итог подтвердил желание шотландцев остаться в Соединенном Королевстве).

— Brexit может вывести на первый план напряженность между четырьмя административными частями страны (Англия, Уэльс, Шотландия и Северная Ирландия. — «Известия»), и правительство это прекрасно понимает, — пояснил «Известиям» источник в Вестминстере. — Таким образом, оно принимает ряд инициатив, включая обзор механизма регулирования отношений между четырьмя регионами и шаги по их улучшению. Сюда входит и работа Общего фонда процветания (Shared Prosperity Fund, чьи средства заменят структурное финансирование Евросоюза. — «Известия»), направленная на борьбу с неравенством и бедностью во всех частях Соединенного Королевства.

Первый министр Шотландии и лидер Шотландской национальной партии (СНП) Никола Стерджен

Первый министр Шотландии и лидер Шотландской национальной партии (СНП) Никола Стерджен

Фото: Global Look Press/Han Yan

Вместе с тем, по мнению экспертов, широко обсуждаемый вопрос о территориальной целостности Великобритании пока на повестке не стоит.

— Борис Джонсон, имея в парламенте устойчивое консервативное большинство, отказал шотландским националистам в повторном референдуме, — пояснила «Известиям» глава Центра политической интеграции Института Европы РАН Людмила Бабынина. — Его аргументация вполне логична: голосование уже было в 2014 году, и сейчас повторять в принципе нечего. Поэтому вопрос о референдуме фигурирует в политическом дискурсе, но не стоит на повестке дня.

Что касается Северной Ирландии, то здесь всё несколько сложнее: после Brexit регион приобретает особый статус, который будет тесно увязан с вопросом о территориальной целостности страны. Борис Джонсон пошел на то, на что не решилась Тереза Мэй: он перенес границу в Ирландское море, отмечает эксперт, и теперь между островами Ирландия и Великобритания будут проводиться таможенные проверки, что так или иначе отделяет Ольстер от остальной части страны.

Справка «Известий»

Согласно сделке, после Brexit у Северной Ирландии появится две границы: та, что отделит ее от Великобритании по Ирландскому морю, и та, что пройдет вдоль соприкосновения Ольстера с Республикой Ирландия. Чтобы сделать эти границы максимально прозрачными и сохранить Северную Ирландию частью Соединенного Королевства, Лондон и Брюссель согласовали следующие меры.

Как часть Британии Северная Ирландия должна вместе с ней покинуть таможенный союз (ТС) ЕС. При этом вплоть до 2025 года она сможет участвовать в едином европейском рынке (ЕЕР). Таким образом, Ольстер станет окном в таможенную зону Евросоюза — в частности, потому, что Лондон не станет налагать тарифы на те товары, которые будут попадать в Северную Ирландию, если они не предназначены для транспортировки на британскую территорию. Таким образом, при свободном передвижении товаров, услуг, капиталов и людей у Северной Ирландии будет право на самостоятельную торговлю с третьими государствами. Ассамблея Северной Ирландии (однопалатный парламент) сможет раз в четыре года голосовать за то, чтобы сохранить этот режим или отказаться от него.

Читайте также
Прямой эфир