Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Экс-депутата думы Курской области Васильева отправили в тюрьму по делу о хищении
Мир
Рябков назвал рождественскую речь Зеленского проявлением неадекватности
Авто
Только четыре автомарки в России выполнили 80% от плана продаж на 2025 год
Мир
Axios узнал дату и место встречи Трампа и Зеленского
Армия
Армия России за сутки освободила Косовцево в Запорожской области
Мир
Япония утвердила проект бюджета с рекордным финансированием обороны на 2026 год
Мир
На Украине предложили законодательно ограничить использование русского языка
Мир
В Китае открыли самый длинный в мире тоннель протяженностью более 22 км
Общество
Дегтярев, Патрушев и Любимова приняли участие в акции «Елка желаний»
Экономика
В ЦБ сообщили об обсуждении подходов к разработке новой банкноты в 500 рублей
Армия
Силы ПВО уничтожили 77 БПЛА над регионами России за ночь
Экономика
«Гознак» создаст новые элементы защиты для российских банкнот
Мир
В Белоруссии указали на подготовку Запада к боевым действиям
Авто
Санкт-Петербургский завод БАЗ запустил серийное производство грузовиков
Общество
В Кремле прокомментировали увеличение военных расходов Японии на 2026 год
Мир
У берегов острова Хоккайдо произошло землетрясение магнитудой 5,6
Спорт
Олимпийский чемпион отреагировал на призыв Шевченко отстранить от ОИ союзников РФ
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Спрос на мобильную телефонию в РФ неуклонно снижается — за девять месяцев 2019 года россияне выговорили на 4,2 млрд минут меньше, чем за аналогичный период 2018-го. Такую динамику зафиксировали в Минкомсвязи. В процентном отношении это немного, но падения уже не остановить, предупреждают эксперты: разговоры и переписка перетекают в мессенджеры и социальные сети. Уменьшение голосового трафика признают и операторы. Правда, потери компаний от этого незначительны и их с лихвой компенсирует растущий спрос на услуги мобильного интернета.

Разговор без телефона

В январе–сентябре 2019 года общая продолжительность разговоров по мобильным телефонам в РФ составила 335,5 млрд минут, следует из статистических материалов Минкомсвязи, с которыми ознакомились «Известия». Имеются в виду коммутируемые соединения, то есть звонки с одного телефонного номера на другой. За год показатель уменьшился примерно на 1,3% — в абсолютном же выражении снижение составило 4,2 млрд минут.

В Москве и Санкт-Петербурге голосовой трафик снижается динамичнее — его падение за год составило примерно 2,5%, следует из расчетов министерства.

По итогам III квартала 2019 года по сравнению с аналогичным периодом 2018-го трафик «Вымпелкома» на абонента (MoU) сократился на 6%, отмечает представитель компании Анна Айбашева. Однако при этом интернет-трафик на абонента вырос более чем на 50%, что, в свою очередь, влияет на рост выручки от передачи данных, добавляет она.

Гендиректор «ТМТ консалтинга» Константин Анкилов объясняет снижение интереса к традиционной мобильной телефонии тем, что общение — голос и переписка — перетекает в мессенджеры и социальные сети. Интерес к ним в РФ растет, так что падение голосового трафика продолжится, прогнозирует эксперт.

Чат на экране смартфона
Фото: ТАСС/Ведомости/Андрей Гордеев

По данным опроса, проведенного Deloitte в III квартале 2019 года, в среднем на смартфонах россиян было установлено по четыре мессенджера. 53% респондентов отметили, что по сравнению с аналогичным периодом 2018 года стали пользоваться ими чаще. При этом 42% опрошенных говорят, что стали больше и звонить через интернет — за год доля таких пользователей выросла на 31%. Звонки с использованием классической мобильной телефонии, напротив, стали значительно менее востребованными, говорится в отчете Deloitte.

Сокращение традиционного голосового трафика — это мировой тренд, связанный с продолжающимся ростом проникновения смартфонов и мессенджеров, отмечает коммерческий директор «Мегафона» Влад Вольфсон. Однако это не обязательно говорит о том, что общее количество разговоров сокращается — просто они перетекают в интернет-сервисы. Например, в новогоднюю ночь количество обычных звонков сократилось на 5,5%, при этом объем голосового трафика в мессенджерах вырос на 85%, рассказал он «Известиям». Именно мобильный интернет, дополнительные услуги, интернет вещей и другие цифровые решения обеспечивают сегодня главный вклад в рост выручки «Мегафона», говорит его топ-менеджер.

В МТС снижение голосового трафика по итогам III квартала 2019 года по сравнению с аналогичным периодом 2018 года незначительно и исчисляется десятыми долями процента — в некоторых регионах показатель, наоборот, увеличился, утверждает представитель оператора.

— Мы отмечаем рост голосового трафика: в 2019-м он увеличился на 9% год к году, — говорит представитель Теле2 Дарья Колесникова. — С одной стороны, голос перетекает в дата-каналы: всё больше клиентов предпочитают звонкам сообщения в мессенджерах, а LTE-качество сети позволяет совершать звонки в WhatsApp. С другой — голосовой трафик в сетях Tele2 увеличивается, в том числе за счет роста абонентской базы.

Женщина отправляет голосовое сообщение
Фото: Depositphotos

Автор цитаты

По данным опроса Deloitte, самые популярные мессенджеры в России: WhatsApp (установлен на смартфонах 83% пользователей), Viber (61%), Skype (53%) и Telegram (40%). Однако уровень распространенности за год больше всего вырос у WhatsApp (на 14 п.п.) и Telegram (на 15 п.п.).

Несмолкающие разговоры

Руководитель проекта Content Review Сергей Половников отмечает, что мессенджеры — основная, но не единственная причина падения голосового трафика. Развитие автоматизированных систем обслуживания клиентов, различные чат-боты, перевод обслуживания абонентов в онлайн снижают востребованность традиционной мобильной телефонии в корпоративном и госсекторе. Раньше, чтобы получить ответы на множество вопросов, к примеру, от банков и госструктур, надо было часами «висеть» на трубке, а теперь ответы практически моментально можно получить через личный кабинет или на «Госуслугах», рассуждает эксперт.

Впрочем, хоронить мобильную голосовую связь рано, уверен Сергей Половников. Пока это самый надежный и стабильный способ общения по сотовому телефону, отмечает он. Быстрый мобильный интернет в России уже достаточно распространен, но для комфортного общения в мессенджерах соединению часто не хватает стабильности, поясняет эксперт.

Несмотря на все разговоры о росте тарифов, мобильная связь в России остается одной из самых дешевых в мире, отмечает аналитик iKS-Consulting Максим Савватин. По его словам, повышение цен на сотовую связь сильно разнится от региона к региону — там, где конкуренция между операторами достаточно сильна, рост тарифов не особо заметен.

Люди со смартфонами в кафе
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Татьяна Полевая

Кроме того, существуют такие опции, как бесплатные звонки внутри сети. Это дает существенную экономию абонентам, пользующимся услугами одного и того же оператора, добавил эксперт.

Развитие мессенджеров также сказывается на снижении роуминговой выручки операторов, так как абоненты предпочитают найти Wi-Fi-сеть и воспользоваться системами мгновенных сообщений, отмечает партнер и руководитель направления по работе с операторами связи в СНГ Deloitte Антон Шульга.

телефон

Эксперт считает, что в целом тренд на снижение должен продолжиться благодаря тому, что мессенджеры расширяют функциональность своих приложений, а также растет количество корпоративных ресурсов, которые тоже отнимают голосовой трафик у сотовых сетей. Но для операторов это уже некритично — большинство из них перешли на пакетные тарифы и почти не теряют доходы от падения трафика, заключает он.

Читайте также
Прямой эфир