Красота спасет связь: сотовые антенны спрячут от москвичей
Сотовые антенны в столице сделают более эстетичными и по максимуму спрячут от горожан. Власти Москвы потратят 10 млн рублей на архитектурно-художественную концепцию оформления объектов связи в столице, следует из конкурсной документации, с которой ознакомились «Известия». Документ будет готов во II–III квартале этого года, пояснили «Известиям» в департаменте информационных технологий Москвы. Бизнесу придется выполнить нормативы по высоте и цвету, а также закамуфлировать свои сооружения. С внедрением 5G, которое потребует более плотного размещения базовых станций, радиофобия населения может стать препятствием для развития новых технологий, считают эксперты.
Художества телекома
Эстетические нормы размещения антенн и мачт сотовой и радиорелейной связи должны быть разработаны в течение полугода с момента заключения контракта, следует из конкурсной документации, с которой ознакомились «Известия».
В конце декабря 2019 года разработчиком художественной концепции была выбрана компания «Праймтелеком» (оператор антенно-мачтовых сооружений в нескольких регионах), бюджет проекта — 9,9 млн рублей, говорится в документации.
В ходе развертывания сетей 5G в 2020–2025 годах количество сотовых базовых станций в Москве вырастет в разы, при этом требования к оформлению и внешнему виду таких объектов отсутствуют, отмечено в техзадании конкурса. Увеличение числа объектов связи будет портить внешний облик Москвы — особенно в исторических районах, полагают в мэрии столицы. Поэтому будут разработаны требования к габаритам оборудования, их оформлению, колористическим решениям и прочему. Речь в техзадании идет также о правилах камуфляжа базовых станций и выработке решений по гармонизации их внешнего вида с архитектурными деталями зданий. Все эти требования сведут в специальный альбом, которым должны будут руководствоваться строители сетей.
Визуальный «избыток» базовых станций в городской среде может привести к повышению уровня радиофобии жителей и гостей Москвы, отмечено в конкурсных материалах. А она, в свою очередь, может стать препятствием для внедрения в столице технологий «умного города» — интеллектуальных счетчиков, систем видеонаблюдения, сигнализации и так далее, опасаются в мэрии.
В пресс-службе департамента информационных технологий Москвы (ДИТ) «Известиям» подтвердили, что разработка концепции необходима в том числе в преддверии развертывания 5G, что предполагает установку новых базовых станций. Важно, чтобы они гармонично вписывались в городскую среду. Критерии разрабатываются именно на этапе пилотирования сетей пятого поколения — к моменту коммерческого запуска сетей у операторов должно быть четкое понимание эстетических требований к базовым станциям и другим объектам инфраструктуры.
Первые варианты правил ДИТ Москвы планирует предоставить на обсуждение экспертам и операторам связи во II–III квартале 2020 года. Далее на их основе будут подготовлены городские нормативно-правовые акты. Одно из требований к разработчику концепции — необходимость минимизации расходов операторов: рекомендации будут формироваться исходя из разумных доработок оборудования. Для бизнеса предусмотрен переходный период в 2–3 года, отметил представитель ведомства.
Дорого и красиво
О том, что выполнение требований по внешнему виду может увеличить стоимость размещения объектов связи на 10–30%, «Известиям» ранее рассказывал представитель МТС. С этой оценкой согласен гендиректор Telecom Daily Денис Кусков. Внедрение 5G потребует более плотного размещения базовых станций, что может стать катализатором усиления радиофобии, полагает он. Сделать их менее заметными и придать более привлекательный внешний вид — один из логичных способов борьбы со страхами и предрассудками, считает эксперт.
Сама по себе декорация новых объектов не так уж затратна для операторов, отмечает менеджер проектов «Спектрум Менеджмент» Вадим Поскакухин. Расходы будут зависеть от того, в какой срок и сколько объектов надо будет приводить в соответствие с новыми требованиями, полагает эксперт. Эстетика размещения базовых станций — широко обсуждаемая проблема в крупных городах, особенно с исторической застройкой, отметил он. По словам эксперта, то, что вопрос будет урегулирован, в принципе можно приветствовать.
— Москва в последние годы всё чаще занимает топовые места в различных международных рейтингах. Она включена в число семи самых умных городов, признана пятой среди инновационных мегаполисов и второй по степени проникновения интернета, — напоминает директор московского региона МТС Павел Кузнецов.
Инициатива по повышению эстетического уровня городской среды в сфере связи будет способствовать укреплению имиджа столицы, полагает он. Оператор МТС готов оказать консультационную помощь по особенностям установки телеком-оборудования, отмечает Павел Кузнецов.
Ранее Tele2 разрабатывала требования к внешнему виду опор двойного назначения совместно с ДИТ — предположительно они лягут в основу новой концепции, прогнозирует представитель компании Дарья Колесникова. Согласно этим правилам, операторы обязаны компактно монтировать оборудование и симметрично группировать его, убирать фидерную трассу внутрь опор, размещать внешние кабели без муфт и образования петель запаса, перечисляет она.
В целом оператор сам заинтересован в том, чтобы строительство объектов связи было регламентировано: чем понятнее критерии установки, тем меньше вопросов возникает потом, добавляет Дарья Колесникова. По ее словам, Tele2 уже развивает сеть с соблюдением эстетических критериев — не использует подвесные линии, проводит коммуникации к опорам только под землей, в видовых зонах устанавливает оборудование по согласованию с департаментом жилищно-коммунального хозяйства Москвы. Эстетизация объектов помогает в борьбе с радиофобией, уверена она.
«Вымпелком» участвует в разработке требований по городской эстетике связи как сам, так и через партнеров, рассказывает его представитель Анна Айбашева. Специально для Москвы создан альбом компактных технических решений: оператор использует новые линейки передатчиков, компактные антенны и другое оборудование, отмечает она. Компания старается учитывать эстетическую составляющую при размещении оборудования и работает над новыми решениями по его маскировке на опоре — вплоть до установки в подземном бункере.
«Мегафон» поддерживает концепцию ДИТ Москвы по созданию единых требований к внешнему виду сооружений связи. На протяжении последних двух лет оператор уже самостоятельно оформляет решетки антенн и другое оборудование так, чтобы оно гармонично смотрелось на фасадах или крышах некоторых зданий, отмечает представитель компании. О возможных расходах сотовых компаний можно говорить только после того, как концепция обретет форму документа, подчеркивает он.