Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Политика
Александр Нуризаде стал новым послом России в Хорватии
Мир
Полиция назвала одной из причин пожара на заводе Diehl поджог по неосторожности
Мир
В ООН обвинили Израиль в нарушении международных норм по эвакуации в секторе Газа
Мир
Экс-нападающего ЦСКА Жо арестовали в Бразилии за неуплату алиментов
Общество
В Херсонской области задержали завербованного Киевом сотрудника МЧС РФ
Мир
Мирзиёев примет участие в праздничных мероприятиях ко Дню Победы в Москве
Мир
В Финляндии допустили открытие границы с РФ после принятия закона о беженцах
Мир
Активистка в Германии обратилась в суд из-за запрета георгиевских лент
Мир
Регулятор США начал расследование по вопросу проверок Boeing 787 Dreamliner
Общество
Число рейсов «Аэрофлота» из Москвы в Сочи вырастет почти на четверть летом
Мир
Джон Суинни возглавил правительство Шотландии
Мир
СМИ сообщили об обстреле ХАМАС израильских военных ракетами малой дальности
Политика
Путин поручил вывести РФ на четвертое место в мире по объему ВВП
Мир
Экс-советник Пентагона заявил о росте числа сдающихся в плен военных ВСУ
Мир
Фракция АдГ в Гамбурге исключила депутата Петерсен после поездки в РФ
Происшествия
Пожар площадью 1 тыс. кв. м разгорелся на складе в Белгородской области
Интернет и технологии
Apple представила новые планшеты iPad Air и iPad Pro

«Развитие цифровых сервисов является для нас стратегическим направлением»

Глава «Акадо» Сергей Назаров — о борьбе за клиентов, цифровизации Москвы и перспективах 5G
0
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Александр Казаков
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

«Акадо», известная в основном как провайдер интернета и платного ТВ, сегодня внедряет цифровые решения и осваивает новые рынки. Сейчас компания тестирует работу виртуального оператора (MVNO). Об этом «Известиям» сообщил глава «АКАДО Телеком» Сергей Назаров. Во время беседы топ-менеджер рассказал, каким образом компания «Акадо» стала одним из основных телекоммуникационных подрядчиков в реализации крупных городских проектов.

Битва за абонентов

— Московский рынок интернет-доступа, мягко скажем, перенасыщен. Как операторам вообще удается выживать и зарабатывать на нем?

— Безусловно, рынок перенасыщен. Если мы говорим про проникновение интернета — кто-то считает, что оно составляет 90%, кто-то дает даже большие цифры. При таком проникновении значительное количество клиентов постоянно перетекает от одного оператора к другому. Охота за такими клиентами вымывает из компании денежные средства, потому что абонента необходимо подключить, а постоянные выезды увеличивают себестоимость предоставления услуг. Конечно, хочется получить больше абонентов. Мы же понимаем: для роста базы надо и продавать больше, и снижать отток. Но мы понимаем и то, какие абоненты нам более выгодны.

— И какие же выгодны?

— Наиболее важны абоненты, которые с нами давно, «срок жизни» которых в нашей сети довольно длительный. Мы приоритетно работаем с ними и больше сосредоточены на технологиях снижения оттока таких абонентов, чем на привлечении новых.

— Кстати, сколько у вас абонентов платного телевидения? Их база растет?

— База в прошлом году прирастала, но незначительно - меньше 1%. Она была более или менее стабильной. Мы понимаем, что все новые абоненты — это лишь переток между операторами.

— Иностранный телеконтент подорожал в связи с ростом курсов валют. Пытаетесь минимизировать расходы на него? И как?

— В переводе на рубли стоимость западных телеканалов выросла. Было вполне логично с их стороны переложить это повышение на нас. Но мы со своей стороны находимся в условиях жесткой конкуренции и на абонентов эту часть себестоимости уже переложить не можем. Если поднимем тарифы, то потеряем конкурентные преимущества и уйдем в минус: полноценно компенсировать затраты на иностранный контент, к сожалению, невозможно, так как существуют серьезные ограничения с точки зрения рынка. Иными словами, линейное повышение тарифов приведет к увеличению абонентского оттока. Поэтому мы постоянно ведем переговоры с правообладателями, и, надо отдать должное, многие из них готовы оптимизировать свои предложения, для того чтобы соответствовать рыночной ситуации в России. В случае если партнеры не готовы рассматривать наши предложения, мы вынуждены расторгать контракты.

Надо отметить, что объем российского контента растет, его качество повышается, и сегодня он может составить достойную конкуренцию иностранным ТВ-продуктам. Неудивительно, что в последнее время мы наблюдаем рост телесмотрения отечественных телеканалов.

— Что операторы могут предложить клиентам, помимо интернета и телевидения?

— Очень многое: технологии для обработки большого объема данных, в частности, показаний счетчиков ЖКХ, видеонаблюдение с возможностью распознавания лиц или автомобильных номеров, организацию доступа к электронной образовательной среде в школах посредством установки необходимой инфраструктуры (Wi-Fi, интерактивные панели в классах и ноутбуки для педагогов), наконец, создание «умного» пространства внутри квартиры. «Умные» технологии можно использовать на транспорте, в производстве, в экологии, при строительстве. К слову, всё это в российской столице уже есть и эффективно работает.

— Речь о программе «Умный город», которая сейчас реализуется в Москве?

— Москва — это город, который по масштабу внедряемых технологий ни в чем не уступает другим мегаполисам мира, а многие серьезно опережает. Российская столица стала одним из 50 городов, участвовавших в исследовании института McKinsey «Умные города: цифровые решения для более комфортного будущего». Организаторы включили Москву в список «умных» мегаполисов, использующих информационные технологии для повышения качества жизни в городе. По их мнению, технологии «умного города» в Москве лучше всего представлены в области здравоохранения — речь идет о Единой медицинской информационно-аналитической системе (ЕМИАС). С ее помощью пациенты могут записаться на прием к врачу онлайн — в результате очереди в поликлиниках уже сократились более чем в два раза.

Развитие таких цифровых проектов является для нас стратегическим направлением. В этом нам активно помогает научное сообщество. Например, в партнерстве с «Сколтехом» мы начинаем развивать перспективное направление облачных вычислений на базе нашего Центра обработки данных (ЦОД). Мы видим интерес к этой теме со стороны бизнеса — у коммерческих структур есть потребность обработки больших объемов информации, в частности, данных, получаемых с устройств интернета вещей, которых сейчас становятся все больше.

Момент для запуска

— Насколько известно, сейчас вас интересует не только фиксированная, но и сотовая связь. Ранее сообщалось, что вы можете стать виртуальным мобильным оператором.

— Сейчас идет фаза опытно-коммерческой эксплуатации на лояльных абонентах и активное тестирование этой услуги. Мы отрабатываем основные бизнес-процессы нового продукта — сейчас этот этап на стадии завершения — и выбираем момент для старта продаж.

— Зачем вам этот проект?

— У всех наших конкурентов имеются либо материнские компании, либо совсем близкие партнеры, которые оказывают им услуги мобильной связи. В «Акадо» сотовой компании нет. Сотовая связь — одно из конкурентных преимуществ оператора. Абоненту удобно получать все услуги связи от одного оператора. Таким образом, запуская конвергентные предложения с мобильной связью, мы делаем жизнь абонента проще и удобнее. Поэтому для внедрения этой услуги мы используем партнерский подход.

— Участники рынка говорят, что потенциал роста сохранился в Подмосковье. Так ли это?

— Ближайшее Подмосковье является точкой роста для многих операторов. Мы активно развиваем здесь свою сеть в интересах корпоративных клиентов, офисы которых чаще всего находятся в Москве, а производство и технологическая база — в Подмосковье. Эта категория потребителей заинтересована в том, чтобы в рамках контракта услугу оказывал один оператор. В районе Малого бетонного кольца также расположено много логистических центров. Соответственно, наши линии связи доходят до многих точек Малого бетонного кольца. Мы оказываем услуги связи логистическим компаниям, которые находятся и по периметру МКАД — в основном доходим туда оптическим кабелем.

Безусловно, мы рассматриваем варианты оказания услуг и в сегменте B2C в Московской области, но это чаще всего точечное участие с учетом рыночной ситуации и прогнозов заселения ЖК.

— Как получилось, что компания «Комкор» (торговая марка «АКАДО Телеком») стала одним из крупнейших телекоммуникационных подрядчиков правительства Москвы?

— «Комкор» изначально был построен как оператор, который ориентирован на работу о столичными органами исполнительной власти. Первая городская мультисервисная сеть была построена для обслуживания городских структур, а уже потом была построена розничная компания «Комкор-ТВ». В то время «Комкор» был практически единственным поставщиком услуг связи для городских властей. Потом появилась ощутимая конкуренция в рамках городского заказа.

Уже более пяти лет услуги оказываются по сервисной модели: город не покупает и не монтирует оборудование — он заказывает услугу. При этом городские власти выставляют очень высокие требования к качеству, за невыполнение которых оператор может остаться не только без денег, но и получить серьезный штраф. Эта история одинаковая для всех, там практически полностью исключен человеческий фактор. Как со штрафом на дорогах: зафиксировали — виноват — плати. Для реализации крупных городских телекоммуникационных проектов у оператора должен быть опыт, соответствующие компетенции и развитая инфраструктура сети. Он должен осознавать ответственность перед городом и его жителями. Очевидно, что не все этим условиям соответствуют. Но надо сказать, что требования, которые город предъявляет к компаниям-участникам, только увеличивают конкуренцию, заставляя повышать технологический уровень и качество услуг. В конечном итоге опыт реализации городских проектов положительно сказывается на взаимодействии операторов с другими заказчиками — например, с корпоративными клиентами.

— Какие услуги вы оказываете государственным и корпоративным заказчикам?

— Мы оказываем услуги связи департаменту здравоохранения Москвы, участвовали в организации каналов связи для ЕМИАС. Также мы победили в ряде конкурсов на оказание услуг видеонаблюдения. По заметкам в прессе видно, что благодаря работе системы удалось задержать большое количество правонарушителей, например, когда проводился чемпионат мира по футболу – 2018. А в начале этого года видеоаналитика помогла оперативно обнаружить похитителя картины Архипа Куинджи «Ай Петри, Крым» из Третьяковской галереи.

Для корпоративных клиентов востребованы услуги виртуального дата-центра с сервисами хранения и обработки данных. Мы строим защищенные корпоративные сети, организуем Wi-Fi в офисах клиентов и в бюджетных организациях, предоставляем услуги цифровой и облачной телефонии.

Технологии настоящего

— Вы используете технологию доступа DOSIS 3.0, весьма экзотичную для России. Устраивают ли вас ее возможности? Не намерены ли вы переходить на какую-то другую?

— В мире большой пул операторов использует эту технологию. В самой идеологии DOCSIS заложен принцип модернизации — постепенный переход от одного уровня к другому. Мы тоже проходим этот путь: сначала появилась DOCSIS 2.0, потом DOCSIS 3.0, последнее поколение этой технологии позволяет предоставлять услуги доступа в интернет со скоростями, сравнимыми по скорости передачи сигнала с волоконно-оптическим кабелем. Нас эта технология устраивает. Мы продолжаем строить новые сегменты, в том числе с использованием DOCSIS 3.0, при этом стараемся максимально приблизить оптику к абоненту. В целом у нас гибридная сеть: до дома мы доходим с оптическим кабелем, а разводка по квартирам идет с помощью коаксиального кабеля. Но есть и участки, где мы тестируем технологию GPON (оптико-волоконный интернет-канал до квартиры. — «Известия»).

Все технологии по-своему хороши. Поскольку мы больше смотрим на отдачу на инвестированный капитал, брать и заменять всё, что у нас есть, нет экономического смысла, да и невозможно одномоментно. В тех случаях, когда мы понимаем, что это для нас выгодно, — например, в новостройках, — мы будем использовать технологию GPON.

— В Москве началось тестирование сотовых сетей связи пятого поколения. Ощущаете ли вы угрозу рынку фиксированного доступа в интернет? Какие дивиденды могут извлечь провайдеры из 5G?

— Специфика стандартов сетей пятого поколения в том, что базовых станций будет становиться всё больше, а зона покрытия каждой из них — всё меньше. До базовых станций идут проводные каналы связи, и в их развитии мы видим свою нишу. Мы должны адаптировать свои сети для передачи больших объемов информации, так как услуги передачи данных и сам трафик сейчас растут очень быстро, а с появлением технологии пятого поколения темп будет ускоряться еще больше. Все операторы связи готовятся к внедрению 5G, и наша задача — предоставить сеть фиксированной связи для передачи большого количества информации с необходимым качеством.

Задача сети 5G — развитие услуг расширенного мобильного широкополосного доступа, массовых машинных коммуникаций, а также связи с высокой надежностью и сверхнизкой задержкой передачи данных. Этот рынок будет расти очень активно. Развитие самих сетей будет регулировать государство. Главный вопрос — как будет происходить выделение частот под 5G. Тем не менее независимо от ответа на этот вопрос все операторы сегодня уже готовятся к внедрению 5G.

— «Акадо» планирует выходить на рынок интернета вещей?

— Сам по себе термин «интернет вещей» появился относительно недавно, хотя явление возникло достаточно давно: еще в 2010–2011 годах мы создали одну из первых сетей, которая собирала показания с приборов учета по заказу столичной энергоснабжающей организации. Так что на этом рынке мы присутствуем не первый год.

Сегодня потребителей интернета вещей волнует не столько процесс сбора и хранения информации, сколько вопрос, как эту информацию анализировать — например, в сфере ЖКХ. Компании, поставляющие ресурсы, такие как водоснабжение и электричество, следят за тем, чтобы их услуги предоставлялись с определенным качеством. На практике этот процесс выглядит так. Мы снабжаем оборудованием для передачи данных каждый общедомовой или индивидуальный прибор учета воды или электричества — это пример того, как большое количество устройств подключается к сети. А дальше идет «облачная» платформа, позволяющая эту информацию обрабатывать и формировать рекомендации потребителям. Это и есть технологии интернета вещей: большое количество подключенных к Сети устройств, дальше — передача, обработка и аналитика информации и ее выдача потребителю. В таких проектах мы участвовали и планируем участвовать.

— В последнее время участились утечки данных клиентов банков, абонентов, пользователей интернет-ресурсов. Вы сталкивались с такими проблемами? Что можно сделать, чтобы оградить от них клиентов?

— Вопросам кибербезопасности сейчас уделяется очень большое внимание — не только компаниями, но и на правительственном уровне. Как известно, в 2017 году был принят закон о безопасности критической информационной инфраструктуры, регулирующий деятельность в том числе компаний-операторов. Потому что сети и оборудование связи — это и есть критическая информационная инфраструктура: любой сбой в их работе может привести к полной блокировке деятельности предприятий и организаций. Поэтому методы защиты от киберугроз должны быть исчерпывающими и комплексными.

Вторжения бывают как внешние, так и внутренние. Например, мы предоставляем корпоративным клиентам услугу многоуровневой защиты от DDoS-атак. Это необходимый набор настроек и фильтров, очистка трафика, механизмы оперативного оповещения о возникновении атак, различные варианты отчетности по атакам, возможность интеграции с системами защиты IT-ресурсов клиента. Есть у нас и оборудование, которое позволяет отфильтровывать интернет-трафик не только в России.

Источники угроз могут быть и внутри компании. По требованию российского законодательства мы провели категорирование объектов критической информационной инфраструктуры и с учетом полученных данных будем усиливать контроль нашего внутреннего периметра. Современные средства — а они должны быть отечественного производства — позволяют такие угрозы своевременно выявлять.

В этом году мы планируем завершить проект по построению комплексной системы безопасности не только сетевой инфраструктуры, но и всех связанных подсистем.

Это поможет противодействовать как внутренним угрозам, так и внешним — а это очень важно с учетом их постоянной модификации.

Прямой эфир