Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Ор Свешникова: музыканты недовольны слиянием хора с капеллой Юрлова

Первым совместным проектом станет оратория о ветхозаветном пророке
0
Фото: РИА Новости/Виталий Белоусов
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Новый худрук Госхора имени Свешникова Геннадий Дмитряк считает, что этот коллектив и возглавляемая им Капелла имени Юрлова сохранят самостоятельность, но будут иметь единый дух, а главная задача руководителя — «создать яркий художественный коллектив XXI века». Об этом дирижер заявил «Известиям», после того как был представлен артистам. С помощью экспертов мы выяснили, что сулит отечественному искусству альянс ведущих хоровых институций.

О решении сместить худрука Госхора Евгения Волкова и назначить на его место Геннадия Дмитряка Министерство культуры сообщило 31 декабря. Как пояснили «Известиям» в ведомстве, событиям предшествовало коллективное письмо артистов, в котором говорилось о многочисленных нарушениях со стороны руководства, в том числе несоблюдении трудового законодательства, а также неспособности Евгения Волкова выстроить «вертикаль рабочего процесса».

Репертуарный клон

Реакцией на обращение стала проверка контрольно-ревизионного управления, по результатам которой администрация хора и Минкультуры выработали «дорожную карту» по устранению замечаний. Тем не менее, Евгений Волков был уволен, а Геннадий Дмитряк, назначенный на полгода и на полставки, получил предписание подготовить новую концепцию коллектива.

То, что два хора — каждый со своим звучанием — будут под началом одного человека, мгновенно породило слух об их объединении, поскольку, по мнению музыкантов, с точки зрения профессионального развития в подобном назначении нет смысла.

— Один из двух коллективов пострадает в любом случае, — рассуждал в беседе с «Известиями» дирижер Мариинского театра Андрей Петренко. — У хоров должна быть разная репертуарная политика, а здесь неизбежно один станет клоном другого — вряд ли Геннадий Дмитряк будет проводить различную репертуарную политику. Это тяжело и трудоемко.

Оптимизация — безусловный минус, в том числе в плане организации концертного процесса, уверен руководитель Московского синодального хора Алексей Пузаков.

— В Москве множество площадок для выступлений, и хочется, чтобы на них выступало больше хоров — хороших и разных. А здесь речь о знаковых коллективах, определяющих лицо отечественного хорового искусства, — поделился он с «Известиями».

Геннадий Дмитряк, выступая перед артистами, заверил, что коллективы сохранят свою индивидуальность, однако их сплотят «единый дух и единая идея». Ее воплощением он видит совместное исполнение грандиозной оратории Феликса Мендельсона «Илия» — о ветхозаветном пророке.

На вопрос «Известий», каким ему представляется будущее институций, Геннадий Дмитряк ответил, что ни о каком объединении Госхора имени Свешникова и Капеллы имени Юрлова речи пока не идет.

— Существует два самостоятельных коллектива. Моя главная задача на новом посту — вернуть Госхору былое уважение и почитание, создать яркий художественный коллектив XXI века, — отметил худрук.

Однако обслуживать хоры будет одна команда. По словам Геннадия Дмитряка, они получат общую бухгалтерию и администрацию.

Эстетика и оптимизация

Евгений Волков собирается оспорить свое увольнение в суде. Он уверен, что вскоре Госхор станет частью Капеллы имени Юрлова.

Главный минус слияния в том, что знаменитый исторический коллектив прекратит свое существование, — заявил он «Известиям». — Объединение Госхора имени Свешникова и Капеллы имени Юрлова приведет к неминуемому увольнению большинства музыкантов. Скорее всего, это будут артисты Госхора, так как Геннадий Александрович вряд ли сократит сотрудников, которых сам отбирал в свою капеллу. Идеальная схема работы — та, когда каждый коллектив работает в своей эстетике, со своим слушателем, и соревнуются они между собой лишь в том, кто лучше достигнет художественной цели. Поэтому я буду до конца отстаивать правоту своей управленческой команды и музыкантов. Это мой нравственный долг перед ними.

Госхор и Капелла имени Юрлова продолжили «объединительный» список Минкультуры, которое таким образом уже оптимизировало несколько известных институций. 3 апреля 2018 года Владимир Мединский, представляя труппе МХТ имени Чехова Сергея Женовача, объявил, что «Студия театрального искусства», главой которой является новый худрук Художественного театра, станет его филиалом. Процесс завершился несколько месяцев назад. В трудовых книжках актеров написано: «Артист СТИ (филиал МХТ имени Чехова)».

В конце сезона-2017/18 было объявлено, что Камерный театр им. Б. Покровского присоединится к Большому театру, став его частью в статусе камерной сцены. Сегодня спектакли камерной сцены анонсируются на сайте ГАБТа, однако институции по сей день существуют в автономном режиме. У Большого — своя опера, у Камерного — своя.

В декабре минувшего года было объявлено о вхождении Государственного училища циркового и эстрадного искусства (ГУЦЭИ) в состав ГИТИСа. Пока процесс в начальной стадии.

Несмотря на все сложности, у вышеупомянутых союзов есть концептуальный посыл, оставляющий надежду на благополучный исход оптимизации. МХТ и СТИ логично объединились под началом «самого мхатовского режиссера» нашего времени — Сергея Женовача. Камерный театр народный артист СССР Борис Покровский создал как продолжение своих новаций в ГАБТе. В ГИТИСе еще в 1930-е готовили цирковых режиссеров. А вот у самого громкого и, увы, самого неудачного проекта Минкультуры — объединения Александринского и Волковского театров — общим оказалось лишь воспоминание: этими театрами в свое время руководил Федор Волков. Что касается Госхора и Капеллы им. Юрлова, то их пока объединяет только профессия: и там и там поют хором.

Справка «Известий»

Госхор им. А.В. Свешникова (ранее Государственный хор СССР) был создан в 1936 году. В числе проектов институции, осуществленных за семь лет руководства Евгения Волкова, — совместный юбилейный концерт Госхора и Госоркестра в Большом театре, концерт-спектакль «900 дней во имя жизни», приуроченный к 70-летию снятия блокады Ленинграда, участие в международной программе «День России в мире – Russian Day», сольные концерты в Париже, Лондоне и Иерусалиме, последний московский концерт Геннадия Рождественского, выступления хора с Валерием Гергиевым, Владимиром Юровским, Александром Сладковским, Анной Нетребко.

Прямой эфир

Загрузка...