Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
В ООН призвали принять меры для деэскалации украинского конфликта
Армия
Военные группировки войск «Запад» уничтожили живую силу и технику ВСУ в зоне СВО
Политика
В Госдуме прокомментировали использование ракет «Орешник» на Украине
Армия
Силы ПВО за ночь сбили 23 украинских БПЛА над регионами России
Армия
Расчеты РСЗО «Град» поразили опорный пункт ВСУ на кураховском направлении
Общество
Синоптики предупредили москвичей о пасмурной и облачной погоде в выходные
Мир
В Японии заявили о недопустимости влияния санкций США на «Сахалин-2»
Мир
Марочко заявил о серьезных проблемах с обеспечением у ВСУ
Мир
Al Hadath сообщил об ударе ВМС США по объектам хуситов
Экономика
В ЦБ объяснили рекордный рост резервов РФ в золоте
Происшествия
Число госпитализированных после отравления в красноярской школе выросло до 37
Мир
Бывший аналитик ЦРУ заявил о неспособности западной ПВО отразить удар «Орешника»
Происшествия
Богомаз сообщил об уничтожении еще одного БПЛА над Брянской областью
Армия
В МО РФ сообщили о возращении в строй 50 тыс. единиц бронетехники после ремонта
Мир
Минфин США пригрозил санкциями участникам разработанной ЦБ РФ системы СПФС
Экономика
Цена биткоина превысила $99 тыс. и вновь пробила исторический максимум
Мир
Токаев поручил усилить безопасность Казахстана из-за украинского конфликта
Мир
В МАГАТЭ приняли резолюцию с критикой Ирана
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Дочь великого худрука «Ленкома» считает, что Марк Анатольевич мог слышать и опережать время, последняя его постановка была мистической, а воссоздать «Поминальную молитву» уже невозможно. Об этом народная артистка России Александра Захарова рассказала «Известиям» после премьеры спектакля своего отца — «Капкан», который она доделывала после смерти легендарного режиссера.

— Что Марк Захаров успел сделать в «Капкане» сам?

— Марк Анатольевич работал над этим спектаклем довольно долго. В июне спектакль был собран в черновом варианте в репетиционном зале. Без декораций, так как художник Мариус Яцовскис появился позже, но зато с головой Ленина и с удивительной музыкой Сергея Рудницкого — с ним Марк Анатольевич выпускал свои последние спектакли. Мы под нее репетировали.

Премьера «Капкана» была назначена отцом на 2–3 декабря еще весной. И было ощущение, что времени впереди очень много.

— Как вы восприняли предложение стать сорежиссером «Капкана»?

— Директор театра Марк Борисович Варшавер предложил мне подготовить к выпуску спектакль вместе с Игорем Алексеевичем Фокиным. Это было своего рода спасение для меня. Я сказала: «Да». Другое дело, что я этим никогда не занималась. Для меня это как прыгнуть с самолета без парашюта.

Самым сложным было открыть и заглянуть в портфель отца, в котором лежала пьеса. Спектакль у Марка Анатольевича был не просто расписан, а даже разрисован, раскадрован. Он очень хорошо рисовал. Когда-то зарабатывал карикатурами и короткими рассказами. В портфеле я нашла много маленьких рисунков. Попыталась понять, сообразить, что и как он видел.

Какие-то сцены он переписывал, вычеркивал, что-то дополнял, подклеивая в рукопись маленькие бумажки. Отец словно знал, что я открою пьесу. Там, на этих вклеенных записочках, сложенных пополам, были подсказки — «отогнуть».

— Многое пришлось делать без подсказок?

— Был утвержден макет декораций. Костюмы тоже только в эскизах. Не все сцены были разведены автором в репетиционном зале. Пришлось решать их, а еще сочинять световые решения. Что-то было сделано, что-то — нет. Когда я спрашивала отца, он говорил: «Потом мы выйдем на сцену и там уже…» Он знал, как это у него будет. Мой отец — гениальный режиссер. Я всю жизнь провела рядом с ним и очень много разговаривала о работе, спектаклях. Во мне его кровь, и мне казалось, я знаю, что он хотел.

Коллектив, работавший над «Капканом», объединился. Мы стали не просто коллегами, а единым организмом. И это очень помогло. Иногда не надо было ничего говорить, мы ощущали друг друга кожей.

Спектакль «Капкан» в постановке Марка Захарова в театре «Ленком»

Спектакль «Капкан» в постановке Марка Захарова в театре «Ленком»

Фото: ТАСС/Антон Новодережкин

Я лично старалась сделать спектакль не лучше и не хуже, а ровно так, как замыслил автор. Старалась продолжить его мысли, идеи. «Капкан» — не примитивная история, она остроумная и вместе с тем трагическая. В ней сочетается юмор, эпатаж, детектив и даже фантастика. Спектакль совершенно нескучный и недлинный. Он выдержан в хронометраже Марка Анатольевича.

Когда после девятого дня я вошла в репетиционный зал, я как будто поплыла по какому-то течению. Иногда было полное ощущение, что Марк Анатольевич мне помогает… Я даже не могу говорить о нем в прошедшем времени…

— Как думаете, Марк Анатольевич похвалил бы вас?

— Не знаю. Возможно, за смелость. И обязательно похвалил бы за смелость и решительность Марка Борисовича. Вообще отец говорил, что у меня есть какие-то режиссерские способности. Он всегда обсуждал свои предыдущие постановки и даже говорил: «Давай я напишу твое имя в афише». Но мне было удобнее, чтобы этого не было. Я актриса, я выхожу на сцену и ни за что не несу никакой ответственности. С меня взятки гладки (улыбается).

— Но теперь-то всё иначе. На вас лежит серьезная ответственность.

— В этом спектакле — да, а дальше… Одному Богу известно. У нас в спектакле «Попрыгунья» есть приблизительно такой текст: «Люди почти ничего не знают о вселенской памяти. В этом мире ничто просто так не исчезает… То, что случилось во вселенной, не подлежит уничтожению… Умереть — это значит выйти из времени, но это не значит исчезнуть».

Я предполагаю, что существует посмертный путь. Наверное, есть и параллельные реальности. Возможно, в какой-то момент нам что-то открывается.

— Вы верите в мистику?

— Я боюсь влезать в эти вещи. Но тем не менее даже спектакль «Капкан» — мистический. По-моему, это замечательное произведение, которое мы очень-очень постарались сделать захаровским. Мне кажется, у нас получилось. И зрители это подтверждают: билеты проданы до апреля.

Актеры Дмитрий Певцов (Сталин) и Александра Захарова (Виктория) в сцене из спектакля «Капкан» режиссера Игоря Фокина в постановке Марка Захарова и Александры Захаровой в Московском государственном театре «Ленком»

Актеры Дмитрий Певцов (Сталин) и Александра Захарова (Виктория) в сцене из спектакля «Капкан» режиссера Игоря Фокина в постановке Марка Захарова и Александры Захаровой в московском государственном театре «Ленком»

Фото: ТАСС/Антон Новодережкин

— Как Александр Збруев согласился на роль палача в «Капкане»? Ведь его отца расстреляли в 1937-м.

— Помню, Марк Анатольевич позвонил ему и сказал, что какие-то премьеры в «Ленкоме» выходили без него и теперь хотелось бы соединиться снова. Захаров предложил ему гротесковую роль. Да, его герой страшный человек. Но роль — скорее пародия, шарж на весь ужас того времени.

Марк Анатольевич, репетируя с Александром Збруевым, даже дописал ему жуткий монолог на корабле. Получилось эдакое партсобрание.

— В финале спектакля перечисляются жертвы того режима. И в череде фамилий Мейерхольда, Булгакова, Михоэлса, Таирова возникает имя отца Александра Збруева — Виктора Алексеевича. Почему только он? Может, имело смысл и родителей остальных актеров перечислить?

— Это — пьеса Марка Захарова, и мы не поменяли в ней ни одного слова. Мы называем Виктора Збруева, потому что так решил автор. Кроме того, обозначаем несколько имен, наиболее близких театру, которые как лучи расходятся в разных направлениях. Я изо всех сил старалась сделать спектакль именно Марка Захарова.

— Мне показалось, что это — реквием по тем трагическим временам.

— Возможно. Надо помнить и знать свою историю.

Я помню свое детство в застойный период, когда ничего нет, даже продуктов в магазинах. Серая, страшная Москва — не такая, как сейчас, когда вечером едешь по Тверской и от иллюминации светло как днем. Москва сейчас шикарная. Но тогда я была маленькой, и мне всё нравилось. Вот как это?

Но тем не менее Марк Анатольевич считал, что нельзя в театре людей погружать в полный мрак и безысходность. Должен быть какой-то выход. В финале произносятся такие слова: «Мы веруем в Бога и верим в великое будущее России».

Марка Анатольевича звали работать в разные страны — на Бродвее в Нью-Йорке, в Германию... Он был патриотом. Это — Родина, «любовь к отеческим гробам»... И я люблю Москву, предана этому городу. Тут мои родители. Я хочу, чтобы здесь было хорошо.

Он был воплощением целого культурного слоя второй половины XX и начала XXI века. Умел слышать и даже опережать время. Поэтому его спектакли долговечны. Он умел подбрасывать артистов вверх, как на трамплине. Кто-то сказал: «Сделайте меня на мгновение талантливым, и я им останусь». Захаров делал, растил таланты сразу и навсегда. Отец принадлежит к людям, от которых идут круги, расходятся волны по культуре. Марк Анатольевич изменил пространство вокруг себя, даже на физическом уровне.

Он принимал участие в восстановлении храма Христа Спасителя. А еще в свое время лично уговорил Юрия Михайловича Лужкова восстановить Иверские ворота в Кремле. И теперь Красная площадь имеет другой облик. Если бы Захаров не проходил однажды мимо храма в Путинках и не увидел, что там содержат лошадей, — возможно, еще на долгое время храм остался бы конюшней. Потом начались наши «Задворки», на которых собирали деньги. Был вылит колокол, храм вернули Церкви. И у него даже есть благодарственная грамота от патриарха Алексия.

Спектакль «Поминальная молитва» в постановке Марка Захарова в театре «Ленком»

Спектакль «Поминальная молитва» в постановке Марка Захарова в театре «Ленком»

Фото: Global Look Press/Aleksandr Sternin

Самая главная забота моя и театра — сохранить спектакли отца, его дух. Тот воздух, который он вдохнул в «Ленком».

— В разговоре с «Известиями» директор театра Марк Варшавер тоже говорил о сохранении репертуара Захарова. Но сделать это сложно, надо ведь и новые спектакли ставить. У вас 26 наименований в репертуаре.

— Видите, как много.

— А недавно появилась информация, что вы возвращаете легендарную «Поминальную молитву».

— На протяжении долгих лет отца уговаривали вернуть «Поминальную молитву». Он на это не шел — считал, что это неправильно, что не надо возвращаться к прошлому. Что не надо рушить легенду, надо идти вперед. И у него это до последнего получалось.

Это был великий спектакль с Евгением Павловичем Леоновым, который играл после операции — можно сказать, с окровавленным сердцем. Это было 30 лет назад. Тогда звезды стояли иначе, были другие проблемы, другое поколение, другая информация. Захаров, драматург Горин и художник Шейнцис сочиняли этот спектакль по каким-то иным законам театра. Там было таинство. От этого спектакля было ощущение, что Россию покидает ее душа — навсегда. В зале зрители сначала хохотали, а потом рыдали навзрыд. Леонов совершал как бы крестный путь, он поднимался в этой роли до библейских высот.

Была у Марка Анатольевича мысль спустя годы восстановить спектакль с Арменом Борисовичем Джигарханяном. Но в итоге легенду оставили в покое. Этот спектакль забрали с собой Леонов, Абдулов, Горин, Пельтцер. Теперь не стало и самого Захарова.

Сейчас артисты и режиссер Александр Лазарев считают, что у них получится. Дай Бог.

— Кто у Александра Лазарева будет играть Тевье?

— Сергей Степанченко.

— Как живет «Ленком» без худрука? Какими вам видятся перспективы театра?

— Не знаю. Нами руководит директор театра Марк Борисович Варшавер.

— Не загадываете на будущее?

— Я загадывала, что Марк Анатольевич выпустит эту премьеру сам, мы встретим Новый год и будет всё иначе…

Когда Марк Анатольевич лежал в больнице, мне казалось, что стоит ему доехать до театра и он встанет! Театр — это его воздух. Это то, чему он был предан, что он построил, что сотворил. Он напитал эти стены. Захаров вырастил пять поколений актеров. Я не верила в то, что его не станет. И когда это произошло… Для меня мир схлопнулся.

— Вы играете «на автомате»?

— Марк Анатольевич считал меня хорошей актрисой, значит, это не «автомат». Я надеюсь, что я живая. И вообще, на сцене для меня невозможно играть — надо жить.

Народная артистка Александра Захарова

Народная артистка Александра Захарова

Фото: ТАСС/Зураб Джавахадзе

— Пресса уже «наградила» вас гигантскими полномочиями в театре. Мол, теперь в «Ленкоме» вы будете рулить репертуарной политикой. Это так?

— Нет, что вы! Я вообще ничего не решаю. Мне очень нравится, что пресса меня «наградила». Если она так думает, Богу бы это в уши. Но это не так.

— Сколько сейчас у вас спектаклей в репертуаре?

— Из 26 репертуарных спектаклей — шесть. Просто я играю в спектаклях Захарова — ярких, великих, поэтому у кого-то появляется ощущение, что я заполонила весь репертуар.

— Как вы относитесь к таким обвинениям в свой адрес?

— Спокойно. Когда вышел фильм «Формула любви», в котором я сыграла дворовую девку Фимку, на посиделках в Доме актера по случаю старого Нового года к родителям подошел Борис Брунов, на тот момент руководивший питерским мюзик-холлом. Он сказал: «Марк, я понимаю, что ты Абдулова взял с третьего курса, Пельтцер к тебе пришла из Театра сатиры, Броневой за тобой пошел с Малой Бронной. А эту девку где ты взял?» — «Я ее родил».

Он не хотел без меня ставить спектакли. Порой я играла небольшие роли, эпизодические. А Марк Анатольевич говорил: «Я без тебя не буду это делать». Я была какой-то его опорой — дочерью, которую он вырастил, сделал актрисой. Он очень меня любил.

— Роли в кино вам сейчас предлагают?

— В данный момент нет. Наверное, потому, что в какой-то момент я от чего-то отказывалась. Так складывалась жизнь.

— А хочется?

— Сейчас мне думать о кино не хочется. Но что будет дальше — одному Богу известно. Мне надо многое осмыслить, понять. Есть еще текущий репертуар в театре... Делай что должно и будь что будет.

Справка «Известий»

Александра Захарова в 1983 году окончила Театральное училище им. Б.В. Щукина (курс Ю.В. Катина-Ярцева) и была принята в труппу Московского театра имени Ленинского комсомола (с 1990-го — «Ленком»).

В 1982-м дебютировала в кино ролью Стеллы в фильме Марка Захарова «Дом, который построил Свифт». На сцене «Ленкома» играла в спектаклях «Поминальная молитва», «Чайка», «Варвар и еретик», «Шут Балакирев», «Пер Гюнт», «Безумный день, или Женитьба Фигаро», «Ва-банк» и других. Дважды лауреат Государственной премии, обладатель ордена «За заслуги перед Отечеством» IV степени. Народная артистка России.

Читайте также
Прямой эфир