Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Происшествия
В Забайкалье пять человек отравились готовыми блинами
Политика
Путин провел встречу с Назарбаевым в Ново-Огарево
Армия
Минобороны сообщило о 37 уничтоженных украинских БПЛА над регионами России
Армия
Российские военные поразили три склада с дронами ВСУ в зоне спецоперации
Общество
На трассе М-4 полностью перекрыли движение в сторону Москвы из-за ДТП
Мир
В Грузии начались выборы президента с участием коллегии выборщиков
Мир
Трамп обвинил Белый дом в сокрытии информации о БПЛА над США и потребовал сбивать их
Происшествия
Два человека пострадали при атаке дрона ВСУ на служебный автобус в Горловке
Мир
ВВС Израиля нанесли удары по военным объектам на территории Сирии
Экономика
Путин указал на рост экономики России на фоне беспрецедентных санкций
Мир
Кир Стармер призвал страны G7 усилить давление на Россию
Мир
Президентом Грузии избран Кавелашвили
Происшествия
Трое детей погибли при пожаре в Калужской области
Общество
Путин предложил расширить программу «Время героев»
Армия
Средства ПВО уничтожили шесть дронов ВСУ над Белгородской и Курской областями
Экономика
Правительство утвердило дополнительные надбавки к зарплате на Крайнем Севере
Мир
Италия предоставила гражданство президенту Аргентины Милею
Политика
В ГД собираются внести законопроект о ежегодной выплате 13-й пенсии ко дню рождения
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

На фоне многомесячных протестов «желтых жилетов», в обстановке которых Франция жила без малого год, нынешние выступления против пенсионной реформы проходят достаточно мирно, убедилась на месте корреспондент «Известий». Не считая первого дня стачки 5 декабря, отмеченного несколькими инцидентами, с пятницы Париж продолжал жить обычной жизнью, за одним существенным исключением. Играющие роль первой скрипки в противостоянии с властями профсоюзы транспортников, по сути, парализовали движение в городе, приостановив работу электричек, автобусов и метро. При этом и протестующие, и руководство страны обещают стоять до конца, а значит, парижанам еще долго придется ходить пешком или стоять в многокилометровых пробках.

Пройти, но не проехать

В выходные жизнь в Париже кипела, как, наверное, в любом другом большой европейском городе в преддверие Рождества. На улицах было полно парижан, неспешно прогуливающихся с детьми среди лавочек с глинтвейном, сырами и другими радующими глаз и желудок товарами.

Еще в конце октября министерство финансов Франции не без грусти констатировало, что на фоне почти годичных протестов «желтых жилетов» страна была вынуждена пересмотреть давнюю цель довести число иностранных туристов в 2020 году до 100 млн человек. Тем не менее даже в декабре, невзирая на нередкий дождь и прохладу, на недобор гостей Парижу грех было жаловаться. Очередь на вход в Лувр растянулась на десятки метров, а у Эйфелевой башни было всё так же полно темнокожих продавцов ее дешевых миниатюрных копий, как и арабов, зазывающих доверчивых иностранцев сыграть в наперстки прямо на тротуаре. Не менее оживленно оказалось в уикенд на Елисейских полях, а также в галерее Лафайет, самые дорогие бутики в которой традиционно штурмовали китайские граждане, позднее покидавшие французскую столицу с тремя чемоданами каждый.

Довольно часто на улицах виднелись и двухэтажные ярко-красные туристические автобусы. Впрочем, они были чуть ли не единственным транспортом, ходившем по городу почти без перебоев.

Закрытая станция метро в Париже

Закрытая станция метро в Париже

Фото: REUTERS/Benoit Tessier

Еще 5 декабря по всей Франции началась всеобщая стачка против планируемой властями пенсионной реформы. Изначально речь шла об однодневной акции, но ее участники быстро вошли во вкус, сделав в итоге протест бессрочным и пообещав провести очередной марш уже 10 декабря.

Участие в забастовке (выразившееся, главным образом, в неявке на работу) приняли многие учителя, немало работников сферы здравоохранения и даже сотрудники театров — те, для кого сейчас действуют особые и во многом привилегированные условия выхода на пенсию. Но безусловный тон всей акции задавали и задают транспортники, усилиями которых Париж и его пригороды в прямом смысле встали. В выходные и понедельник 9 декабря в столице работали лишь 15% всех автобусных маршрутов, практически не ходили пригородные электрички. Одна из местных жительниц даже посоветовала «Известиям» загрузить в телефон специальное приложение, в режиме реального времени показывающего, какие маршруты и в каких промежутках работают.

— Cегодня Roissybus (автобус от Парижской оперы до аэропорта Шарль де Голль) ходили, значит, и завтра должны, хотя, конечно, гарантий нет, — сказал «Известиям», поглядев в какие-то бумаги, один из сотрудников парижской подземки на выходе с линии 1.

Эта и еще одна линия метро всё это время были единственными, работавшими без перебоев, — по той лишь причине, что поезда на них целиком автоматизированные. Так что встреча с живым сотрудником метрополитена на фоне преимущественно закрытых железными решетками станций уже сама по себе казалась маленьким чудом.

Пустые перроны вокзала Сен-Лазар в Париже

Пустые перроны вокзала Сен-Лазар в Париже

Фото: REUTERS/Christian Hartmann

«В ближайшие дни рекомендуем избегать пользования общественным транспортом», — советовал несколько по-издевательски — как будто у людей был выбор — сайт компании RATP. Это оператор электричек, автобусов и поездов метро, ежедневно обслуживающий порядка 10 млн пассажиров.

На фоне неработающего общественного транспорта парижане и жители пригородов предсказуемо пересели на личный. 9 декабря около 8 утра протяженность пробок в регионе Иль-де-франс превысила 600 км — вдвое больше обычного. Чаще попадались в эти дни на дорогах и велосипедисты, вопреки не особо располагавшей к таким пробегам погоде.

Разумеется, резко возрос и спрос на такси. Но поймать его в эти дни тоже стало своего рода квестом: для корреспондента «Известий» ожидание машины, например, растянулось на 40 минут. При этом такси приехало с попутчиками, а высадка состоялась метров за 700 до пункта назначения — «для оптимизации маршрута», как пояснило приложение.

Не знаем, но осуждаем

Весь сыр-бор начался во Франции из-за планов главы Елисейского дворца Эммануэля Макрона унифицировать пенсионную систему. Сегодня в стране действует сразу 42 различных пенсионных режима, зависящих от конкретной профессии. И ныне бастующие сотрудники транспорта всегда слыли одними из самых привилегированных категорий пенсионеров. Впрочем, одним из главных мотивов властей было не столько стремление к большему социальному равенству, сколько задача поддержания на плаву всей финансовой системы. Согласно расчетам Пенсионного консультационного совета, к 2025 году систему выплат пожилым людям в ее нынешнем виде ждет дефицит от €7,9 до €17,2 млрд.

Как говорил «Известиям» ранее глава франко-российского аналитического центра «Обсерво» Арно Дюбьен, французы не очень понимают, что конкретно будет происходить. Но все при этом догадываются, что изменения приведут к снижению реального уровня доходов.

Поезда между Камбре и Парижем были отменены в понедельник

Поезда между Камбре и Парижем были отменены в понедельник

Фото: REUTERS/Pascal Rossignol

Что примечательно, пока проект реформы существует лишь в общих чертах и постоянно трансформируется. Премьер Эдуар Филипп представит цельный вариант документа только 11 декабря. Но французы — по крайней мере, немалая их часть — давно живут по принципу «ничего хорошего от властей не жди» и обещают продолжить забастовки.

В 1995 году Франция уже переживала нечто подобное — тогда планы премьера Алана Жюппе провести реформу пенсий споткнулись о многодневную стачку профсоюзов, вынудившую власти отыграть назад. Зато экс-президент Франции Николя Саркози не дрогнул: в 2010 году он решил повысить пенсионный возраст с 60 до 62 лет и добился своего, невзирая на блокаду всех 12 нефтеперерабатывающих заводов Франции и перебои с горючим на тысячах АЗС по всей стране. Нынешнее правительство в лице Эдуара Филиппа заявило, что доведет задуманное до конца, но «уважая людей и реагируя на их беспокойство».

Упорство обеих сторон означает, что в ближайшие дни легкой жизни французам ждать, очевидно, не стоит.

Читайте также
Прямой эфир