Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Спорт
The Times узнала о подготовке иска пловцов к WADA за допуск китайцев на ОИ
Общество
В Москве отключение отопления начнется 27 апреля
Мир
В Бразилии начали проверку после сообщений о минировании посольства России
Мир
МИД Турции подтвердил перенос визита Эрдогана в США
Экономика
Путин передал 100% акций «дочек» Ariston и BSH Hausgerate структуре «Газпрома»
Общество
Синоптики предупредили москвичей о грозе 27 апреля
Мир
В украинском городе Ровно демонтировали памятник советским солдатам
Общество
Число китайских студентов в России выросло до 41 тыс.
Мир
Крымский мост назван одной из главных целей возможных ударов ракетами ATACMS
Мир
Московский зоопарк подарит КНДР животных более 40 видов
Общество
Работающим россиянам хотят разрешить отдавать пенсионные баллы родителям
Общество
В отношении депутата Вишневского возбудили дело
Мир
Бельгия может поставить Украине истребители F-16 до конца 2024 года
Общество
Желтая африканская пыль из Сахары добралась до Москвы
Мир
МИД Польши раскритиковал Дуду за заявление о ядерном оружии
Мир
Канада выделит Украине $2,1 млн на производство БПЛА
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Французская королева, мымра-начальница, обедневшая дворянка, жена Сталкера... Всё это роли великой Алисы Фрейндлих. Она играла и у великих режиссеров, и у крепких ремесленников, могла солировать, а могла и ограничиться трехминутным эпизодом. Но каждое ее появление на экране и на сцене — незабываемо. «Известия» поздравляют народную артистку СССР с 85-летием и вспоминают ее яркий, полный драматических поворотов творческий путь.

Ген актерства

Алиса Бруновна Фрейндлих родилась в самом центре Ленинграда — в доме на Исаакиевской площади. Ее отцом был актер немецкого происхождения, с женой он познакомился на драматических курсах Театра рабочей молодежи. Так что путь девочки на сцену был, можно сказать, предопределен генетикой. И Алиса действительно не сомневалась в своем предназначении, она упорно двигалась к цели. В школе играла в театральном кружке, а затем с первого раза поступила в Ленинградский театральный институт им. А.Н. Островского.

Актриса Алиса Фрейндлих в кадре из фильма «Линия Марты»

Актриса Алиса Фрейндлих в кадре из фильма «Линия Марты»

Фото: Щука

Детство актрисы, однако, было не безоблачным: Фрейндлих пришлось пережить блокаду — от первого до последнего дня. А родители еще до войны расстались, и Бруно уехал в Ташкент, поэтому самые тяжелые годы девочка пережила без отца — только с мамой и бабушкой. Много лет спустя Алиса Бруновна вернулась к этим временам, снявшись в мини-сериале про блокадный Ленинград «Линия Марты» (2014). Сыгравшая вместе с ней заслуженная артистка Мария Аниканова рассказала «Известиям», что попросила Фрейндлих поделиться воспоминаниями о своем детстве, и та не отказала.

Она рассказывала, как бабушка их всё время чем-то заинтересовывала, придумывала разные занятия. Малыши что-то мастерили, читали книги. У них был четкий режим дня. Благодаря этому и выжили. Меня поразило, что она говорила об этих тяжелейших временах, будто пересказывала чью-то историю, — призналась Мария Аниканова. — Не было: «Ой, жалейте меня. Это было страшно. Мы такое пережили!». Это был рассказ, абсолютно не окрашенный эмоционально. А это еще страшнее. Думаю, в блокаду именно так всё и переживалось.

Наверняка эти события повлияли на формирование характера Алисы Бруновны, породили то сочетание внутренней силы, душевного «стержня» — и в то же время уязвимости, глубинного трагизма, которое видно в ее ролях.

Непростой оказалась и ее профессиональная судьба. После окончания вуза актрису распределили в Ленинградский драматический театр им. В.Ф. Комиссаржевской, но несколько лет она была там на вторых ролях, хотя и тогда уже многие коллеги чувствовали масштаб ее личности.

Драматический театр имени В.Ф. Комиссаржевской

Ленинградский драматический театр им. В.Ф. Комиссаржевской

Фото: РИА Новости/Игорь Руссак

— Помню, Елизавета Ивановна Тиме, моя учительница, еще в 1957 году, когда Фрейндлих только начинала свой творческий путь, говорила мне: «Появилась исключительная актриса, просто исключительная! Идите, ребята, смотрите и учитесь». Алиса тогда только выпустилась от Бориса Вульфовича Зона, у которого в те времена училось большинство выдающихся актеров-ленинградцев, — поделился с «Известиями» народный артист Георгий Штиль.

В кино Фрейндлих везло еще меньше: почти десять лет, начиная с дебюта в «Неоконченной повести» Фридриха Эрмлера, режиссеры давали ей только эпизоды. Один из примеров ­— всенародно любимая комедия «Полосатый рейс» (1961). Будущая звезда сыграла там буфетчицу и появилась буквально на несколько секунд — в самом начале и в конце. Это ей Евгений Леонов, играющий незадачливого «укротителя», рассказывает всю историю.

Служебный роман

Такие роли, конечно, не могли раскрыть потенциала Фрейндлих. Но на рубеже 1950-х — 1960-х происходят две судьбоносные встречи, которые и помогли ей стать ведущей актрисой как на сцене, так и в кино. Первая — с Игорем Владимировым. Прославленный актер, начавший за несколько лет до того карьеру режиссера, был приглашен в Театр Комиссаржевской ставить спектакли «Время любить» и «Случайные встречи». Работа с Фрейндлих его поразила, и, возглавив Театр имени Ленсовета, Владимиров позвал ее за собой. Творческий союз перерос в семейный, однако искусство от этого только выиграло: актриса всегда отмечала, что влияние Владимирова в ее профессиональном становлении было определяющим.

Алиса Фрейндлих на сцене Театра "Ленсовета".

Роль Джульетты в исполнении Алисы Фрейндлих, спектакль «Ромео и Джульетта», Театр имени Ленсовета

Фото: alisa-freindlih.ru

За 23 сезона Фрейндлих сыграла в Театре имени Ленсовета множество разноплановых ролей. Она могла воплотить на сцене и невинную шекспировскую Джульетту, и немолодую, хриплоголосую Селию Пичем из «Трехгрошовой оперы» Брехта. Один из любимых образов Алисы Бруновны — Малыш в спектакле по мотивам сказки Астрид Линдгрен про Карлсона. Актрисе на момент премьеры было 34, и сложно поверить, что в этом возрасте можно убедительно играть семилетнего мальчика. Но сохранившиеся видеозаписи фрагментов постановки убедят даже скептика: перед нами не царственная прима, а трогательный, одинокий ребенок, отчаянно нуждающийся в дружбе.

Если встреча с Владимировым определила театральную карьеру Фрейндлих, то второе судьбоносное знакомство — с кинорежиссером Эльдаром Рязановым — предопределило будущие триумфы в кино. Правда, и здесь всё случилось не сразу. Рязанов хотел снимать Алису Бруновну в «Гусарской балладе», и можно только догадываться, какую глубину образ Шурочки, в итоге воплощенный Ларисой Голубкиной, обрел бы в интерпретации Фрейндлих, но, по словам режиссера, в ее пробах было что-то «предательски женское».

Алиса Фрейндлих в кадре из фильма «Служебный роман» — роль «мымры» Людмилы Калугиной

Фото: Мосфильм

Не сложились и два следующих сотрудничества: «Зигзаг удачи» и «Ирония судьбы», хотя в обоих случаях главные роли писались под нее. И только в 1977 году Фрейндлих смогла впервые сняться у Рязанова, но зато эта роль — «мымры» Людмилы Калугиной в «Служебном романе» — принесла ей поистине всенародную любовь. Год спустя актриса закрепила массовый успех — и снова продемонстрировала свой дар перевоплощения, сыграв Анну Австрийскую в музыкальной комедии «Д’Артаньян и три мушкетера» Георгия Юнгвальда-Хилькевича. Казалось бы, что общего между одинокой, давно запрятавшей свою женственность начальницей на советском производстве и обворожительной французской королевой, из-за которой две империи едва не начинают войну? Разве только то самое сочетание силы и уязвимости, которые характерны для многих героев Фрейндлих и, пожалуй, для нее самой.

Рассказывая о съемках фильма «На Верхней Масловке», режиссер Константин Худяков признавался «Известиям», что был поражен способностью и готовностью Алисы Бруновны к перевоплощению.

Актрисе предназначалась роль неприятной старухи, но уговаривать ее не пришлось. Для нее чем труднее задача, тем это заманчивее. Мы попытались сделать грим и очень тщательно относились к этому состариванию, пробовали стягивать кожу, чтобы морщины появились. Но всё это была полная ерунда. И однажды произошло нечто необыкновенное. Мы репетировали, Алиса Бруновна сидела, думала, а потом она сделала какое-то движение внутри себя и постарела на 10 лет, — рассказал режиссер. — Когда я приехал на премьеру картины в Петербург, Алиса Бруновна мне показала свои руки со словами: «Вот что ты со мной сделал». У нее пальцы были скрючены! Прошло время, и они разогнулись. Но после того как она «впрыгнула» в эту старуху, ей непросто было из нее выбраться. Это был почти подвиг.

Акриса Алиса Фрейндлих

Актриса Алиса Бруновна Фрейндлих

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Андрей Эрштрем

Несмотря на относительно позднее начало «большой» кинокарьеры, Фрейндлих снялась у многих великих режиссеров. Это не только Рязанов, у которого она сыграла еще и в «Жестоком романсе», но и Элем Климов («Агония»), и даже Андрей Тарковский. В его последнем советском фильме «Сталкер» у жены главного героя только две сцены по две-три минуты, однако в обоих эпизодах Фрейндлих поднимается до вершин драматического искусства. И опять в ее героине мы видим силу и слабость одновременно, отчаянное стремление изменить свою судьбу — но и готовность ее смиренно принять...

Главное — театр

В начале 1980-х Фрейндлих рассталась с Игорем Владимировым и перешла в БДТ имени Горького (сегодня — имени Товстоногова). Там она и служит по сей день, регулярно радуя поклонников новыми ролями. А вот кинокарьера тогда стала постепенно отходить на второй план. С годами она снималась всё реже.

— Почему она мало снимается? Наверное, ей предлагали какую-нибудь ерунду, она отказывалась. У нее есть Большой драматический театр, которому она служит совершенно истово, — уверен Константин Худяков.

Да и сама актриса признавалась «Известиям», что современное кино ей, как правило, не по душе.

Из нашего кино куда-то стал исчезать разговор о простых истинах: о дружбе, любви, добре и зле, честности… Да обо всех семи грехах человеческих, которые всегда имели свой альтернативный аспект. Эти простые истины сегодня остаются за пределами человеческого внимания, — сетует Алиса Бруновна.

Зато если она все-таки соглашается на роль, то делает ее украшением фильма. Из последних примеров — «Большой» Валерия Тодоровского и «Карп отмороженный» молодого Владимира Котта.

Алиса Фрейндлих в фильме «Большой»

Алиса Фрейндлих в фильме «Большой»

Фото: WDSSPR

Алиса Бруновна умеет слушать режиссера, даже несмотря на разницу в статусе, в возрасте. Я, например, привык, что актер выходит на площадку и знает текст примерно, но Фрейндлих всегда всё знает точно. Она выписывает роль от руки, в свою тетрадочку, подчеркивает фразы… Осознание, что она делает домашнее задание, подкупает, потому что обычно актеры приходят на площадку, им дают в руки текст, они потихонечку что-то говорят, а у Алисы Бруновны всё железно. Ощущение надежности, — поделился с «Известиями» Владимир Котт. — Она не может делать что-то примерно, она всё делает точно. А еще она настолько скромная! У меня ни разу не возникло ощущение, что она звезда. Хотя она не просто звезда, но легенда.

К юбилею Алисы Бруновны в БДТ откроется выставка фотографий, а уже через несколько дней, 11 декабря, зрители увидят актрису на сцене — в спектакле «Волнение» Ивана Вырыпаева. Творческая жизнь продолжается.

Прямой эфир