Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
В МИД Турции допустили окончание конфликта на Украине в 2025 году
Общество
На Камчатке нашли тело второго пропавшего под лавиной туриста
Мир
На Украине признали неспособность противостоять российским БПЛА
Спорт
«Трактор» победил «Динамо» в овертайме и увеличил преимущество в серии
Мир
Politico узнала о намерениях КНР бойкотировать встречи по Украине без участия РФ
Армия
Расчет ЗРК «Бук-М1» сбил украинский вертолет на артемовском направлении
Мир
Боррель заявил о поддержке глав МИД ЕС использования российских активов для Украины
Мир
Трамп исключил Рамасвами из списка потенциальных вице-президентов
Мир
По меньшей мере семь человек погибли и 20 пострадали в результате ДТП в Непале
Общество
Региональный режим ЧС введен в Амурской области из-за обрушения на руднике «Пионер»
Армия
МО показало уничтожение расчетов ВСУ у приграничных районов Белгородской области
Мир
Трамп назвал реальными управленцами США злобное и коварное окружение Байдена
Мир
Сенатор США потребовал от граждан Украины всех возрастов мобилизоваться в ВСУ
Мир
В Польше обнаружили потерявшийся американский дрон MQ-9 Reaper
Общество
Собянин рассказал о разделе «Мои госпитализации» в электронной медкарте
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

На завершившемся в Ессентуках открытом кинофестивале популярных жанров «Хрустальный источник» почетного приза «За высокое служение искусству» удостоена Светлана Немоляева. О тонкостях актерского мастерства и счастье признания народная артистка РСФСР рассказала корреспонденту «Известий».

— Многие региональные города сейчас стремятся завести свои кинофестивали. На ваш взгляд, это интересно зрителям?

— Судя по тому, что на красную дорожку пришло около 10 тыс. зрителей, интерес к нашему кино огромный. Дорожка была 500 с лишним метров, и на протяжении всего пути я шла через волну искреннего восторга. Невероятно. На меня это так подействовало, что я не могла сдержать слез. У меня слезы очень близко, я всегда эмоционально реагирую, но здесь кто угодно бы растрогался — почти каждый из пришедших хотел подержать меня за руку, сказать теплые слова…

Мне кажется, людям очень нужны такие встречи с кинематографистами. Нельзя, чтобы наше кино опиралось только на вкусы тинейджеров, которые смотрят блокбастеры и страшилки. Они потом вырастают, и им уже хочется смотреть серьезные умные фильмы, где есть психология и философия. В блокбастерах же не хватает души. Поэтому рождение каждого нового фестиваля российского кино — знаковое событие.

Президент фестиваля, актер Эвклид Кюрдзидис и актриса Светлана Немоляева на вечере в рамках кинофестиваля «Хрустальный ИсточникЪ» в Ессентуках

Фото: РИА Новости/Екатерина Чеснокова

— Вы любите путешествовать, встречаться со зрителями из разных городов?

— Люблю. Причем не только по работе. Мы с Сашей (супруг Светланы Немоляевой народный артист РСФСР Александр Лазарев, 1938–2011. — «Известия») всю свою жизнь, с молодости, сразу как поженились, путешествовали. Во-первых, мы очень любили с ним гулять, во-вторых, вся наша жизнь — гастрольная. В Советском Союзе у каждого серьезного театра были обязательные гастроли по два месяца.

Мы были молодыми, были силы и здоровье, чем заняться до спектакля? Прогулки, экскурсии, музеи. Саша и я любили это одинаково. Саша был любознательным, его отец с юности приучил к посещению музеев. Благодаря Саше я посетила музеи всех городов, где побывала. В каждом городе мы с ним первым делом шли в музеи. Это вошло у меня в привычку, без этого мне путешествовать скучно.

— В этом году на ММКФ и «Кинотавре» были представлены два фильма с вашим участием: «Мешок без дна» Рустама Хамдамова и «Ван Гоги» Сергея Ливнева. Как вам работалось на этих проектах?

— С «Мешком без дна» была особая история, не то что мне позвонил ассистент режиссера, предложил сценарий и позвал на пробы. Мы с Рустамом знакомы с 1980-х годов. Я снималась у него в небольшом эпизоде в «Анне Карамазофф», потом озвучивала французскую актрису Жанну Моро, игравшую главную роль. Мы с ним сблизились и даже не потому, что часто встречаемся и дружим домами. Это такое внутреннее понимание друг друга, взаимное притяжение. Он мне очень интересен как художник, я воспринимаю его как необыкновенное явление в нашем кино. «Человек Возрождения», как я его называю. Наши отношения глубже, чем обычные отношения режиссера и актрисы.

Кадр фильма «Мешок без дна»

Фото: Reflexion Films

Он всегда говорил, что позовет меня в свой фильм, что для меня есть роль. «Я думаю о тебе, я буду тебя снимать». Я это пропускала мимо ушей, он человек своеобразный — может мечтать об этом, но и всё... И вдруг действительно мне позвонили и сказали, что я буду сниматься в его фильме. Для меня это было неожиданностью. Все-таки в моем возрасте интересные роли и встречи с режиссерами случаются реже, чем в молодости или зрелости. Это неизбежный момент. Можно сетовать по этому поводу, переживать, но это жизнь. Поэтому работа у такого режиссера стала настоящим подарком судьбы.

Я согласилась без всякого раздумья, хотя работа была сложной. Помимо творчества ему приходилось искать средства на съемки. Но в итоге получился очень необычный интересный фильм. «Мешок без дна» настолько ни на что не похож, что его даже нельзя к какому-то жанру отнести.

— Таких по-настоящему уникальных фильмов в современной фильмографии — единицы.

— Это зависит от человеческого дарования. Хамдамова таким создала природа. И свой внутренний мир он переносит на экран. Он завораживает своим взглядом на мир. На всё смотрит по-другому. И хотя у него на площадке работало много операторов, по сути, вся операторская работа тоже его. Он сценарист, режиссер, автор идеи, главный художник и костюмер, кто угодно.

— Роль у вас необычная — загадочная дама, открывающая герою его сны.

— Настолько необычная, что моя подруга, с которой мы с молодости дружим, когда смотрела фильм, меня не узнала. Потом даже позвонила мне уточнить — я это или нет (смеется).

— В «Ван Гогах» у вас совсем другой персонаж — обыкновенная женщина, мать взрослой дочери.

— У Сергея Ливнева я никогда не снималась, но была рада приехать к нему на съемки в Ригу. И мы как-то сразу «зацепились», поняли друг друга. Я сразу поняла, что ему нужно. Еще Леша Серебряков (исполнитель одной из главных ролей в фильме. — «Известия») очень помог создать тот эмоциональный настрой на площадке, который либо есть, либо нет. Такой у нас сложился триумвират. И после съемок этот настрой остался — Леша даже позвал меня сыграть его маму в сериале, где он сейчас снимается. Я, конечно же, согласилась.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Александр Казаков

— Вы каждой роли придаете яркую индивидуальность. Как вам удается убедительно играть совершенно разных героинь?

— Про себя мне трудно говорить, лучше, чтобы судили другие. Я просто не люблю повторяться, делать то, что уже делала. Хотя, конечно, я уже столько лет в театре, что обросла штампами. Но если мне интересен режиссер, неважно, в театре или кино, я его полностью слушаюсь. Режиссер видит сверху, он над историей, я это понимаю и не лезу со своим упорством. Что, кстати, иногда бывает у актеров.

Но если режиссер меня не заинтриговывает, то начинаю включать какие-то свои вещи. Всегда помню о том, что нужно усложнить присутствие на сцене, да и на экране. Нельзя просто сказать слова реплики и уйти в туман. Надо «прожить» дальше. Этому я научилась у своих замечательных партнеров, с которыми в молодости играла в театре и снималась в кино. Я научилась у них движению роли. Этим качеством в совершенстве обладал Евгений Павлович Леонов.

Я имела счастье с ним играть, и он меня потрясал: уже идет другая сцена, но у него — продолжение его «жизни». Поэтому он и стал Леоновым. Тем же качеством обладает Армен Джигарханян. И оно было у моего мужа Саши Лазарева. Он очень сложно существовал на сцене. Был многогранным. В чем беда нашей современной актерской игры? Упрощенность общения с партнерами. Нет продолжения, нет жизни за кадром, за сценой.

— Ваша внучка Полина играет с вами в Театре имени Маяковского. Делитесь с ней опытом?

— Конечно, стараюсь ей подсказать, и она всегда внимательно слушает и понимает — она очень толковая, но я бываю осторожна. Это с Сашей мы могли собачиться, ругать друг друга, потому что хорошо друг друга знали, понимали, что никто никого не обидит, что бы ни было сказано. А тут все-таки сказывается и ее юношеский максимализм, и мое положение в театре. Всё в совокупности требует такта.

Я и с сыном (Александр Лазарев-младший, актер театра «Ленком». — «Известия») в наших немногих совместных работах была осторожна, никогда не давила. Потому что прекрасно знаю, какие актеры ранимые. Более ранимой профессии, думаю, не существует.

— Зрители вас очень эмоционально принимают, что в театре, что на творческих вечерах. Это поддерживает вас как актрису? Или, напротив, устаете от такого внимания?

— Прилив сил зависит не столько от зрительской реакции, сколько от физических возможностей, но, конечно, когда зритель тебя принимает с такой любовью, это дает карт-бланш. Уже много лет подряд практически во всех ролях отклик зала очень искренний. Это говорит о том, что тебя знают, к тебе расположены, встреча с тобой радостна, а потому и ответственность твоя перед зрителем возрастает многократно.

Справка «Известий»

Светлана Немоляева окончила Театральное училище имени Щепкина. C 1959 года актриса Театра имени Маяковского. Сыграла главные роли более чем в 50 спектаклях. Всесоюзную известность принесло актрисе участие в фильмах Эльдара Рязанова «Служебный роман», «Гараж», «О бедном гусаре замолвите слово», «Небеса обетованные». Народная артистка РСФСР.

Прямой эфир