«Силы берегу для следующего юбилея»
Сложно поверить, что выдающейся актрисе, одной из самых красивых женщин отечественного кинематографа Элине Быстрицкой 4 апреля исполняется 90 лет. В преддверии юбилея народная артистка СССР поделилась с «Известиями» мыслями о профессии, творческими планами и житейской мудростью.
— Женщинам не принято задавать вопрос про юбилейные даты. Некоторые предпочитают вообще не отмечать их. Но все-таки что вы думаете о собственном 90-летии?
— Всё же это жизненная веха. У меня есть близкие люди, для них это праздник. Для меня тоже необычный день. У нас в семье всегда принято было поздравлять с днем рождения, особенно когда дата круглая. А когда она не просто круглая, но еще и очень длинная — поневоле сосредоточиваешься на этом дне. Мы отметим его по-семейному, праздничным обедом. Будет повод вспомнить что-то важное.
— Нет ли у вас сожаления, что всю жизнь были правильной, серьезной, примером для многих? Может быть, хотелось не сдерживать себя в эмоциях, быть хулиганистой, взбалмошной?
— Я никогда не была какой-то правильной или особо серьезной только из-за того, что это было для чего-то нужно. Я такая, какая я есть. И уж во всяком случае я никогда не стремилась быть примером для кого-то. Живу, как мама с папой научили.
— Как вы оцениваете современных актрис? Чем они вам симпатичны, а чего им недостает: мастерства, самоотдачи, ума?
— Знаете, есть такая старая-старая шутка: «Что следует оценивать по отсутствующему признаку? Например, лысину». Зачем мне искать, чего моим молодым коллегам недостает? Люди все разные, нельзя оценивать всех сразу. Современные, будущие, молодые и старые — всем им желаю счастливой творческой судьбы.
— Недавно в Голливуде актрисы стали признаваться, что продюсеры и режиссеры требовали от них особых отношений для получения ролей и позволяли себе неподобающие вещи. Что вы думаете о скандалах, связанных с харрасментом?
— Мне активно не нравится вся эта публичная возня. Такие истории случаются. Я, наверное, последняя стала бы в очередь защитников мужчин, но я и не на стороне женщин. Хорошо, что у актрис хорошая память, плохо, что преступно замедленная реакция. Дуэли у нас практически не применяются, но пощечины ведь не отменили. Если слов недостаточно, всегда можно защитить себя своими силами, не прибегая к помощи общественности.
— Вы не хотели возглавить какое-нибудь движение в борьбе за чьи-нибудь права — например, в защиту животных, экологии?
— В записных книжках Ильи Ильфа есть такая запись: «Не нужно бороться за чистоту, нужно подметать». Мне к этому добавить нечего.
— Вы помогали многим людям с квартирами, устраивали на работу, даже решали судьбы предприятий, хлопоча за них самом высоком уровне. А за вас кто-нибудь хлопотал? Помогал вам?
— Да, мне очень помогли донские казаки. В трудное время в 1990-е годы они мне даже стипендию назначили, звание полковника казачьих войск присвоили (за роль в «Тихом Доне». — «Известия»). Помогли выжить достойно. Спасибо им. Я их очень люблю.
— А как вы относитесь к благотворительным организациям? Правильно ли, что в такой богатой, большой стране люди ищут поддержку в различных фондах?
— На самом деле это движение существует во всем мире. Оно на пользу не только тем, кто нуждается в помощи, но и благотворителям. Вам ведь наверняка доводилось так или иначе помогать кому-нибудь из близких. Вспомните, какие чувства вы испытываете, сделав что-то хорошее. Благотворительность облагораживает нацию.
— Что, на ваш взгляд, стоит предпринять, чтобы усилить патриотизм в нашей стране? Может не хватает какой-нибудь объединяющей организации, союза?
— На мой взгляд, не надо изобретать велосипед. Человек не травинка, не растет сам по себе на обочине. Дети ходят в школу, изучают науки, получают профессию, где-то работают. Если для кого-то чувство патриотизма — проблема, то решение надо искать в себе. Найдешь причину — ищи решение. А союзов, комитетов и всякого такого у нас выше крыши.
— Сейчас все ищут национальную идею. А что, по вашему мнению, могло бы сплотить, объединить Россию?
— Есть театральный принцип: ищи не себя в искусстве, а искусство в себе. Это принцип универсальный, если расширить термин «искусство» до понятия национальной идеи. То есть, как в любом виде общественной деятельности, отдать — важнее, чем взять. Это должно быть общественным принципом. Снизу доверху, для всех, для каждого.
— Что хорошего ушло из нашей жизни вместе с СССР?
— Лично у меня ушли молодые годы, яркие роли в театре и в кино. Были живы родители. Были бескрайние перспективы. По времени это совпало с советским периодом, но я понимаю, что СССР тут ни при чем... Я не считаю, что всё было хорошо и правильно. Но и не считаю, что всё было плохо и невыносимо. Была жизнь. Теперь другая жизнь. Дело не только в государстве. Каждый несет ответственность за себя, за близких, за свой город. За свою страну, наконец. И спрашивается больше с того, кому больше дано. Мы сами, каждый из нас, должны спрашивать с себя по полной программе.
— Какая из ваших героинь больше остальных похожа на вас?
— В той или иной мере что-то от меня есть в каждой моей роли. Я вам больше скажу: когда мы работаем над образом, образ тоже работает над нами. Невозможно сыграть Аксинью в «Тихом Доне» и ничему у нее не научиться. Или у Лельки из картины «Добровольцы». Или у леди Уиндермир в спектакле «Веер леди Уиндермир» по Оскару Уайльду. С нее началась моя жизнь в Малом театре, и было это больше 60 лет назад.
— Вы сейчас не выходите на сцену Малого театра, но при этом ежегодно делаете в Кремлевском дворце концертные программы к 9 Мая и приглашаете принять в них участие не только мэтров сцены, но и молодых исполнителей. Как вам кажется, молодежь сегодня понимает, какой ужас пережили их бабушки и дедушки во время войны?
— Молю Бога, чтобы они никогда до конца не поняли этого ужаса! Чтобы это не повторилось никогда. Жизнь человеческая, нормальная психика каждого ребенка, каждого взрослого — вот те главные ценности, которые следует защищать любой ценой! Есть вещи, о которых следует писать прописными буквами, говорить о них с трибуны. В повседневной жизни они как бы существуют параллельно, но по сути определяют наше отношение ко всему — к родным, друзьям, к самим себе, к прошлому и еще больше к будущему. Я о нашей исторической памяти, ветеранах и о том, как вехи жизни отражаются в искусстве.
В этом году мы тоже будем делать концерт в Кремлевском дворце — он пройдет 6 мая. Для меня он особенно важен. Это ведь про мою юность. В театрализованном концерте «Будем жить!» примут участие лучшие артисты и коллективы нашей страны. Мне очень приятно, что уже пятый год подряд в этом проекте участвуют Иосиф Кобзон, Лев Лещенко, Тамара Гвердцители, Кубанский хор, Григорий Лепс, Лариса Долина, «Бурановские бабушки»... В этом году концерт посвящен юбилею Курской битвы.
Режиссер-постановщик программы — народный артист России, главный режиссер Государственного Кремлевского дворца Евгений Глазов. С ним я много лет работаю, ему доверяю.
— Сейчас идет активная идеологическая борьба с героическим прошлым нашей страны. Низвергаются герои, развенчиваются подвиги. Чтобы вы могли ответить тем, кто переписывает историю?
— Я думаю, ответить должна не я, жизнь ответит. Она вообще очень точно расставляет все по своим местам. К сожалению, не всегда вовремя. Но это от нас не зависит.
— Как вы относитесь к тому, что ваша книга «Звезды на небе» попала в список запрещенных к ввозу на Украину?
— Сожалею, конечно. Но повторюсь: жизнь всё расставит по своим местам.
— Вы говорите, что секрет вашей молодости в том, чтобы быть сильной. А зачем красивой женщине быть сильной?
— Наверное, хотя бы для того, чтобы оставаться красивой, — несмотря и вопреки...
— Многие актрисы пытаются искусственно продлить молодость. Что вы думаете по поводу пластических операций?
— Вот на эту тему думаю меньше всего. То есть вообще не думаю и думать не хочу.
— Почему вы отказались от празднования юбилея на сцене Малого театра?
— Силы берегу для следующего юбилея.
Справка «Известий»
Элина Быстрицкая окончила актерский факультет Киевского института театрального искусства им. И.К. Карпенко-Карого. В 1950-х служила в Вильнюсском русском драматическом театре и Московском драматическом театре им. А.С. Пушкина. С 1958 года — в труппе Малого театра. В 1950–1960-х годах активно снималась в кино. Широкую известность актрисе принесла роль Аксиньи в фильме Сергея Герасимова «Тихий Дон». Народная артистка СССР.