Тает лед: в Международной морской организации оценили возможности Севморпути
В середине ноября «Росатом» представил доработанный план развития Севморпути, одновременно генеральный секретарь Международной морской организации (ИМО) — органа ООН, объединяющего более 170 государств, — назвал его развитие неизбежным и призвал к сотрудничеству с правительством России. Призыв стал тем более актуальным, что из-за изменения ледовой обстановки в Арктике зарубежные компании всё активнее интересуются возможностями Севморпути, хотя ключевым иностранным игроком в этом регионе по-прежнему остается Китай. Подробнее о планах и сложностях при освоении «северного Суэца» — в материале «Известий».
Посмотрели с оптимизмом
Международная морская организация, в состав которой сегодня входят 173 страны, — крупнейший консультативный орган, занимающийся вопросами, связанными с морскими перевозками. Именно ИМО сформулировала требования так называемого Полярного кодекса, которым должны соответствовать все суда, осуществляющие перевозки в полярных водах.
В середине ноября генеральный секретарь ИМО Китак Лим принял участие в работе выставки «Транспорт России» в Москве, где в том числе прокомментировал перспективы развития Севморпути. Интервью с ним было опубликовано в российском профильном издании PortNews в конце ноября. В частности, Китак Лим отметил, что в организации «с оптимизмом смотрят на открывающиеся возможности» по освоению Северного морского пути.
— Это очень важный маршрут, на развитие которого повлияло изменение климата и вызванное этим таяние ледового покрытия, что в конечном итоге откроет для международного судоходства больше возможностей при эксплуатации этого арктического маршрута, — отметил он.
Китак Лим также добавил, что высоко ценит вклад правительства РФ в развитие навигации по Севморпути, и призвал в дальнейшем «работать рука об руку» с Россией и другими арктическими государствами (в состав Арктического совета наряду с Россией сегодня входят Дания, Исландия, Канада, Норвегия, США, Финляндия и Швеция) в вопросах, связанных с обеспечением безопасности и защиты окружающей среды в северных водах.
Возможности для смелых
Севморпуть, пролегающий через Северный Ледовитый океан, от Баренцева моря до Берингова пролива в Тихом океане, — кратчайший морской маршрут, соединяющий европейскую часть России и Дальний Восток. Он необходим для обслуживания арктических портов и транспортировки добываемых на севере углеводородов, а также для обслуживания портов в устьях сибирских рек.
В России также подчеркивают, что кратчайший маршрут, соединяющий европейские и азиатские рынки, может стать альтернативой Суэцкому каналу — основной артерии, которая сегодня используется для международных морских транспортных перевозок.
Об активном развитии Севморпути, обновлении инфраструктуры и создании новых объектов для обслуживания этого маршрута в стране заговорили несколько лет назад. В мае 2018 года Владимир Путин поручил увеличить количество грузов, перевозимых по этому маршруту, до 80 млн т (в 2018 году грузооборот составил 18 млн т — это почти в четыре раза больше, чем в 2013 году).
В текущем году показатель должен достичь 26 млн т, но весной в «Росатоме», который отвечает за развитие Севмпорпути, не исключили, что план удастся перевыполнить, увеличив цифру до 30 млн т к концу 2019-го. К 2024 году, как рассказали в госкорпорации, объем перевозок может составить 92,6 млн т — почти на 13 млн т больше запланированного.
В конце ноября «Ведомости» со ссылкой на собственные источники сообщили, что в «Росатоме» рассчитывают, что освоение Севморпути позволит корпорации войти в число 15 крупнейших транспортных компаний в мире. По информации издания, на эти цели планировалось потратить до $7 млрд. Почти одновременно заместитель министра по развитию Артики и Дальнего Востока Александр Крутиков заявил, что корпорация внесла в правительство доработанный план по развитию Севморпути на срок до 2035 года. В министерстве, по словам чиновника, документ поддерживают.
В числе основных сложностей, связанных с освоением этого маршрута, — несовершенная инфраструктура, развитие которой потребует существенных вложений, сложные навигационные условия и нехватка ледокольного флота, соответствующего современным требованиям (в том числе экологическим), необходимого для всесезонного использования пути.
— Правительство РФ рассчитывает, что к 2020 году объем перевозок по СМП достигнет 64 млн т. Однако для решения этой задачи в России необходимо проделать огромную дополнительную работу по инфраструктурному развитию СМП, который в итоге должен стать центром обновленной арктической транспортной системы, включающей новые или реконструированные железные и автомобильные дороги, примыкающие к СМП, речные и авиационные маршруты, а также соответствующую времени береговую и прочую инфраструктуру, — отмечал в конце августа заведующий кафедрой международного публичного и частного права Юридической школы Дальневосточного федерального университета (ДВФУ), доктор юридических наук Вячеслав Гаврилов.
Тает лед
Учитывая значимость Севморпути, для России он является национальной транспортной артерией, в середине ноября заявил директор Второго европейского департамента МИД РФ Сергей Беляев.
В то же время Россия неоднократно подчеркивала, что заинтересована в международном сотрудничестве по развитию этого маршрута. В том числе в 2019 году в «Росатоме» создали Международный общественный совет, в работе которого на полях Восточного экономического форума в сентябре этого года приняли участие представители 10 стран, в том числе Дании, Германии, Норвегии, Франции, ОАЭ, Японии, КНР и др.
Наиболее активный интерес к развитию Севморпути среди международных партнеров России до последнего времени проявлял Китай. Китайская транспортная компания COSCO в 2018 году стала одним из лидеров по объемам перевозок. Кроме того, как отмечал The Economist, КНР с готовностью инвестировала в создание необходимой инфраструктуры вдоль Севморпути. Кроме того, освоение этого пути стало одной из ключевых тем на российско-индийском саммите, состоявшемся в сентябре этого года.
В перспективе развитие этого маршрута также позволит развить партнерство России с Японией, Южной Кореей и Индонезией. В той или иной степени в проектах, связанных с Севморпутем, участвуют или рассматривают участие в них Франция, Финляндия и Дания. Летом 2019-го стало известно, что лидер рынка морских перевозок, датская компания Maersk, рассматривает возможность запуска сезонных перевозок по этому маршруту.
Как ранее подчеркивали эксперты, растущий интерес к Севморпути объясняется в том числе и высокими темпами таяния арктических льдов — несмотря на то что в целом оно является негативным последствием изменения климата, сокращение ледовой поверхности, по их мнению, делает использование этого маршрута более доступным и выгодным с экономической точки зрения.
Кроме того, в октябре 2019 года Россия выразила готовность компенсировать часть расходов перевозчикам, которые решать воспользоваться возможностями Севморпути.
Перспективный хаб
Растущее внимание к арктическому потенциалу также приводит и к противоречиям в этом регионе. В августе 2019-го Норвегия заявила, что не планирует участвовать в освоении Севморпути, в сентябре от использования маршрута отказался один из крупнейших международных перевозчиков, французская компания CMA CGM. И в том и в другом случае в качестве причины были названы вопросы к экономическим и экологическим аспектам освоения маршрута. В Норвегии также выразили сомнение в том, что Россия сможет обеспечить безопасность перевозок по всему маршруту.
В МИД РФ в ответ подчеркнули, что Россия несет полную ответственность за безопасность судоходства в водах Севморпути, в том числе за обеспечение экологической безопасности региона.
— Россия как прибрежное государство в полном соответствии с международным правом отвечает за функционирование этого маршрута и будет делать всё необходимое, чтобы обеспечить безопасность судоходства и максимально бережное отношение к очень хрупкой экосистеме этого региона, — отметил директор Второго европейского департамента МИД РФ Сергей Беляев.
Дипломат напомнил, что у страны есть большой опыт по развитию судоходства, в том числе круглогодичного, в северных широтах, и в России планируют обеспечить развитие портовой инфраструктуры, а также навигационной системы, чтобы усовершенствовать поисковую и спасательные системы.
Китак Лим фактически подтвердил позицию, заявленную Россией, заявив, что в последнее время в этом направлении удалось достичь серьезных подвижек.
— Действительно, развитие Северного морского пути неизбежно, и я считаю, что здесь достигнуты положительные изменения, — отметил генеральный секретарь Международной морской организации в интервью российским журналистам.
О готовности делать ставку на развитие Севморпути заявили и в Германии, где в ноябре 2019 года заявили о важности этого маршрута для порта Гамбурга. Как заявили представители немецкой стороны в ходе встречи с делегацией корпорации «Росатом», международный порт может стать одним из международных хабов, встроенных в его систему.