Лед и планы: в Арктику отправится российско-китайская экспедиция
Совместная китайско-российская экспедиция в Арктику запланирована на лето 2020 года. На судне будут находиться 80 ученых, которые проведут ряд исследований в Баренцевом, Карском и Восточно-Сибирском морях, а также в море Лаптевых. В рамках рейса планируется наблюдать за жизнью морских животных, изучить механизм связи между природной трансформацией Арктики и глобальным изменением климата и дать рекомендации по оптимизации движения по Северному морскому пути.
Ледовый путь
В апреле Национальная лаборатория по морской науке и технике Циндао и Институт океанологии им. П.П. Ширшова (ИО) РАН приняли решение о создании Китайско-Российского арктического научно-исследовательского центра. Он необходим для развития сотрудничества в области морской науки и техники, а также для научных исследований Арктики.
Одно из важнейших направлений деятельности центра — организация совместных российско-китайских экспедиций в Арктику. Всего в программе запланировано три рейса, и по первому из них уже составлен подробный план исследований. Ученые ИО РАН поделились с «Известиями» программой предстоящей экспедиции.
Согласно планам, на судне будет находиться около 80 ученых (50:50 — с российской и китайской сторон) и около 40 членов экипажа (полностью российский). РФ и КНР выберут по 40 исследователей-океанологов, среди которых будут географы, физики, химики и биологи.
Маршрут рейса пока известен в общих чертах — он будет зависеть от погоды и ледовой обстановки. По предварительным данным, судно выйдет из порта в Калининграде, затем обогнет Европу, пройдет через Баренцево и Карское моря, двинется в море Лаптевых, а затем в Восточно-Сибирское. Судно будет в рейсе около двух месяцев.
Примерный бюджет экспедиции составит около 80 млн рублей, однако в эту сумму не вошли затраты на приобретение нового измерительного оборудования и подготовку уже имеющегося. Данные работы находятся на стадии планирования, и уточнить бюджет исследователи смогут ближе к началу экспедиции. Причем каждая из сторон будет финансировать подготовку своих экспедиционных приборов, оборудования, снаряжения, научного состава. Например, ИО РАН обладает высококлассными зондами для измерения физических характеристик водной толщи — температуры, солености, скорости и направления течений и прозрачности. У китайской стороны имеются отличное гидрохимическое оборудование и сверхчистые пробоотборники морской воды. Затраты на подготовку и эксплуатацию судна в совместном рейсе примерно на 75% оплатит китайская сторона.
От наблюдений до прогнозов
Все измерения будут проводиться на так называемых станциях — остановках судна в выбранных географических точках. Всего ученые наметили 50–60 станций для различных наблюдений.
Существенную часть исследований составят наблюдения за морскими животными.Также ученые намерены рассмотреть влияние морских организмов на уменьшение площади арктического морского льда, адаптивность различных видов животных к экстремальным условиям и зависимость их жизненного цикла от морской воды и льда.
Еще одна цель экспедиции — оптимизация движения по Северному морскому пути (в китайском варианте он называется Ледяным шелковым путем. — «Известия»). Для этого необходимо исследовать особенности поведения морского льда в арктических морях России и на континентальном шельфе к северу от них.
Кроме того, участники экспедиции планируют изучить механизм связи между природной трансформацией Арктики и глобальным изменением климата.
Планируемые для участия в совместных рейсах суда ИО РАН оснащены всем необходимым оборудованием. В список входят скоростные лебедки, проточные системы для непрерывного анализа десятка характеристик верхнего слоя морской воды, стандартная метеорологическая станция, океанографические зонды и кассетный пробоотборник воды, высокоточный солемер. В корпус судна встроен доплеровский акустический измеритель морских течений. Он позволяет непрерывно по ходу судна измерять вертикальные профили скорости и направления течения в слое воды на глубине до 300 м.
Новаторство против стандартов
В активной фазе сбора данных сейчас находится еще одна экспедиция — «Трансарктика-2019». Она проходит под эгидой Росгидромета. Однако в ИО РАН утверждают, что эти рейсы отличаются принципиально.
— Часть методов и средств измерений наших экспедиций даже не стандартизованы ГОСТами и инструкциями, — отмечает директор Китайско-Российского арктического научно-исследовательского центра Константин Рогинский. — Дело в том, что иногда для определения одного параметра применяется несколько методов, чтобы потом выбрать оптимальный. А служба по гидрометеорологии, руководящая рейсами «Трансарктики-2019», напротив, должна следовать определенным средствам измерений и методикам. Это принципиально отличает морские исследования ИО РАН и Росгидромета.
Комплексные измерения ИО РАН занимают больше времени при работах в одних координатах, поэтому число морских миль, «покрытых» измерениями, меньше, чем в рейсах Росгидромета. Зато результаты измерений будут гораздо более полно характеризовать взаимные связи различных параметров в морской среде.
— Благодаря комплексным междисциплинарным исследованиям на континентальном шельфе и окраинных морях эта программа поможет как ИО РАН, так и Национальной лаборатории по морской науке и технике Циндао улучшить понимание изменений морской среды в восточной Арктике и ее роли в арктической системе, — добавил директор Национальной лаборатории по морской науке и технике Циндао, академик Китайской Академии наук Ликсин Ву. — Также будет полезно изучить изменения арктических климатических условий и их влияние на Ледяной шелковый путь. Кроме того, в сотрудничестве ИО РАН и Национальной лаборатории Циндао будут участвовать выдающиеся ученые из крупнейших научно-исследовательских институтов России и Китая.
Проведение комплексных исследований предполагает применение новейшего оборудования с китайской стороны и использование многолетнего опыта арктических экспедиций и подготовленного для этой цели судна Института океанологии, сообщил вице-президент РАН Валерий Бондур. Он пояснил, что у китайских коллег прежде не было опыта проведения научных исследований в арктическом регионе и экспедиций по северным морям. Совместный рейс позволит им получить этот опыт, а российские исследователи смогут воспользоваться, например, многоканальным импульсным анализатором фитопланктона и несколькими типами газовых и жидкостных хроматографов. Этого уникального оборудования пока нет в наших лабораториях.