Перейти к основному содержанию
Прямой эфир
Главный слайд
Начало статьи
Человек за бортом: в России создают беспилотный танкер для Арктики
2019-11-08 00:22:15">
2019-11-08 00:22:15
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В России будут созданы беспилотные танкеры и газовозы для освоения северных месторождений углеводородов. С помощью машинного зрения и спутниковых снимков они смогут оценивать окружающую обстановку и самостоятельно принимать решения о совершении маневров. Как рассказали «Известиям» в «Совкомфлоте», в качестве опытного образца конструкторы используют танкер «Михаил Ульянов», который обслуживает арктическую нефтедобывающую платформу «Приразломная». В дальнейшем инновационную систему планируется реализовать на одном из газовозов для проекта «Арктик СПГ-2». Спуск танкера на воду намечен на 2023 год.

Технология самостоятельности

Современные транспортные суда океанического класса можно сравнить с небольшими городами. Сложность управления ими вынуждает компании держать на борту множество моряков, которые днем и ночью должны нести вахту. Российские инженеры предложили упростить управление и удешевить эксплуатацию, реализовав концепцию безэкипажных судов. Новую технологию собираются применять на отечественных верфях.

Для того чтобы научить технику действовать самостоятельно, вначале нам нужно проанализировать то, каким образом она двигается под управлением человека, — отметил советник генерального директора ПАО «Совкомфлот» Александр Андреев. — С этой целью на нескольких опытных кораблях мы установили множество видеокамер и тысячи датчиков, которые фиксируют работу систем. Далее информация передается в центр обработки данных, где происходит обучение системы искусственного интеллекта, которая в будущем сможет осуществлять управление.

Александр Андреев добавил, что для отработки беспилотной технологии корабелы выбрали танкер «Михаил Ульянов», который активно используется в обслуживании арктической нефтедобывающей платформы «Приразломная».

Танкер «Михаил Ульянов»

Танкер «Михаил Ульянов»

Фото: commons.wikimedia.org/Bruno Girin

По словам инженеров, на корабле проходит тестирование сразу целый комплекс инновационных систем, позволяющих ему автономно двигаться даже в сложных условиях северных морей.

Окружающую обстановку улучшенные суда будут оценивать с помощью машинного зрения (радиолокация, оптико-электронные системы), автоматической идентификационной системы (АИС) и сервисов данных (электронно-картографических и спутниковых), — пояснил генеральный директор отраслевого центра «Маринет» Александр Пинский. — Кроме того, они смогут автоматически принимать решения по маневрированию и расхождению с другими кораблями на основе системы искусственного интеллекта, учитывающей окружающую навигационную обстановку, технические параметры, погодные условия и международные правила движения судов.

Также эксперт отметил, что в настоящее время отрабатывается несколько вариантов организации беспроводной связи и дистанционного маневрирования транспорта, включая караванное управление с головного судна.

Газовый гигант

Проект планируется реализовывать поэтапно, рассказал Александр Пинский. Так, в начале экипаж будет сокращен с 25 специалистов до минимального (по требованиям международных правил) состава в 13 человек, которые будут освобождены от постоянного несения вахты. На следующей стадии будет построено полностью беспилотное судно, для работы которого потребуется внедрение изменений в международную нормативную базу.

По словам представителей компании «Совкомфлот», в дальнейшем инновационную систему планируется реализовать на одном из газовозов, которые будут обслуживать проект компании НОВАТЭК «Арктик СПГ-2». Спуск на воду инновационного судна намечен на 2023 год.

С помощью уменьшения экипажа компании хотят значительно снизить затраты на эксплуатацию, поскольку их специалисты сейчас имеют зарплаты мирового уровня. В частности, капитан газовоза получает в среднем 1,5 млн рублей в месяц. Кроме того, отсутствие людей позволит увеличить место для полезного груза за счет освободившихся жилых помещений и продуктовых складов.

Создание беспилотных систем для крупных судов действительно может упростить наиболее трудные задачи, связанные с управлением, считает директор Научно-исследовательского центра судостроения Калининградского государственного технического университета Денис Злыгостев.

На территории первого завода "Новатэка" по сжижению газа "Ямал СПГ"
Фото: ТАСС/фотослужба Госдумы РФ/Анна Исакова

Особенно это касается маневрирования в ограниченном пространстве. В частности, сейчас актуальна задача автоматического входа в порт и швартовки судна, поскольку при выполнении этой сложной операции ошибки могут совершать даже опытные экипажи, — заявил эксперт.

Несмотря на наличие похожих проектов в других странах, специалисты подчеркивают уникальность российского опыта.

— В отработке технологий задействованы настоящие коммерческие суда сразу трех судоходных компаний различного типа, функционирующие в разных условиях (в том числе, в Арктике), — подчеркнул Александр Пинский. — Пока что в таких масштабах за эту задачу еще никто не брался.

Появление нового судна также прокомментировали в Минпромторге. В 2019 году ведомство заключило госконтракт с АО «Кронштадт Технологии» на выполнение ОКР «Разработка единой технологической платформы безэкипажного управления морскими судами коммерческого флота различного назначения (шифр БЭС-КФ).

— Вопросы безопасности мореплавания безэкипажных судов требуют значительной проработки. Помимо создания оборудования, мы видим необходимость в разработке не менее двух национальных стандартов. Также потребуется обновление не менее трех стандартов в области проектирования, строительства и эксплуатации судов и судового оборудования при безэкипажном судовождении, — заявил «Известям» Министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров.

По словам экспертов, появление такого судна приблизит флот к легитимизации и внедрению технологий автоматического и дистанционного управления как в российской, так и в мировой практике.

Справка «Известий»

«Арктик СПГ-2» (Арктический сжиженный природный газ 2) — строящийся завод компании НОВАТЭК по сжижению природного газа из месторождения Утреннее (полуостров Гыдан, ЯНАО). Предприятие будет расположено около грузового терминала «Утренний» в Обской губе Карского моря. Запуск первой линии планируется в 2023 году, вторая и третья линии начнут работу в 2024 и 2026 годах соответственно. Суммарная мощность завода составит 19,8 млн т СПГ в год.

Загрузка...