Добежать до китайской границы: как проходит Культурный форум в Петербурге
На приведение в порядок материальной базы региональных театров выделят 1,5 млрд рублей, Эрмитаж откроет филиал в Китае, программа рибейтов (возврата налогов кинопроизводителям) должна заработать уже до конца года, а «Союзмультфильм» перезапустит «Ну, погоди!». Это было объявлено на заседаниях VIII Международного культурного форума, который проходит в Санкт-Петербурге с 14 по 16 ноября.
Гала-открытие форума на новой сцене Мариинского театра было посвящено завершению Театральной олимпиады. Поэтому вместо традиционного концерта гости увидели театрализованное представление из десяти эпизодов с прологом. Постановщиком выступил Илья Авербух. Открыла вечер увертюра к «Псковитянке» Римского-Корсакова, исполненная оркестром Мариинки под управлением Валерия Гергиева, а затем перед зрителями предстали гротесковые персонажи-маски, олицетворяющие комедию и трагедию: Арлекин (Дарья Мороз) и Пьеро (Андрей Бурковский). По сюжету директор театра (Сергей Безруков) поручает им создать собственные театральные формы и представить их на суд публики.
Дальнейшее действо объединило почти все виды искусства. Здесь и хореография — два номера в постановке классика Раду Поклитару, и классическая музыка — скрипач Сергей Догадин и арфистка Софья Кипрская исполнили «Размышление» Массне. Также были клоунада (Леонид Лейкин), кукольный театр и даже поэзия: со сцены прозвучало стихотворение «Театр» Валентина Гафта. А завершила представление песня «Аллилуйя любви» из спектакля «Юнона и Авось»: под звуки легендарного спектакля зрители увидели изображение взлетающей Синей птицы, символа театра.
Церемонию открытия форума посетил премьер-министр Дмитрий Медведев, а перед этим глава правительства провел совещание с российскими и зарубежными театральными деятелями. В беседе приняли участие вице-премьер и глава оргкомитета Года театра Ольга Голодец, министр культуры Владимир Мединский, гендиректор Государственного академического Большого театра (ГАБТ) Владимир Урин, худрук Александринского театра Валерий Фокин, народный артист СССР Юрий Башмет, худрук Мариинки Валерий Гергиев и многие другие.
— Мы пойдем двумя путями: первый путь — мы должны привести в порядок материальную базу региональных театров, — сказал Дмитрий Медведев. — Мы выделим 1,5 млрд рублей для областных театров на эти цели. И второе: сами здания, в которых эти театры находятся, надо отремонтировать. Я хочу, чтобы мои коллеги проработали вопрос о том, чтобы создать трехлетнюю программу по модернизации, то есть по капитальной реконструкции театральных зданий в областных центрах. Я думаю, что это будет очень и очень полезно.
Таких театров в России около 50. Если привести их в порядок, они станут визитными карточками регионов. Но и субъекты должны участвовать в этой программе, отметил премьер-министр.
Театральная тема была в центре внимания по понятной причине: завершается Год театра, а вместе с ним — Театральная олимпиада и Театральный марафон. Итоги этих акций подводили на форуме.
Добежали до финиша
Марафон проходил c 18 января по 12 ноября. Гастрольная эстафета региональных театров охватила все 85 субъектов Российской Федерации и 203 учреждения культуры.
— Всё это дало новый старт развитию театрального искусства в стране, — заявила на церемонии закрытия марафона Ольга Голодец. — Те фестивали, которые начались, и те связи, которые наработаны в течение этого года, станут постоянными.
У Театральной олимпиады, сосредоточенной, в отличие от марафона, на одном городе — Петербурге, не менее впечатляющая статистика: за полгода Северная столица увидела более 50 постановок из 20 стран. Валерий Фокин, худрук смотра и основной принимающей площадки — Александринки, отметил роль олимпиады в популяризации искусства.
— Я впервые увидел, что люди, которые вообще не смотрели в сторону театра, благодаря такой интенсивной программе повернулись к нему, — признался Валерий Фокин «Известиям». — Во время театрального представления и враги, и оппоненты вдруг на два-три часа забывают о своих взглядах, мотивациях и живут в унисон тому действу, которое их захватывает.
Художественный гол
Но не только о театре говорили на форуме. Поскольку главные площадки — Эрмитаж и Манеж, традиционно сильной оказалась и программа в сфере изобразительного искусства. Накануне первого дня в Манеже открылась масштабная выставка «Дейнека / Самохвалов». Два выдающихся художника соцреализма, представляющих Москву и Петербург, вступили в товарищеский матч: в оформлении пространства очевидны аллюзии на стадионную архитектуру, а в конце экспозиции даже помещены футбольные ворота на зеленом поле (выходить на него, впрочем, нельзя).
Картины и рисунки — в общей сложности более 250 — приехали не только из крупнейших столичных собраний (Третьяковка, Русский музей), но и из регионов. Прежде всего из Курской картинной галереи им. Дейнеки, но не только. На этот факт обратила внимание посетившая открытие Ольга Голодец.
— Выставка стала возможна благодаря участию 37 музеев, в том числе из регионов. Они встраиваются в общекультурную повестку, очень активно в ней участвуют. И сегодня они успешно выступают не только на территории России, но и за рубежом, — рассказала вице-премьер.
Впереди еще одно важное выставочное событие — демонстрация в Эрмитаже редкой ранней картины Сандро Боттичелли «Мадонна делла Лоджиа». Шедевр из собрания Уффици (Флоренция) впервые приехал в Санкт-Петербург. И это финальный пункт российских гастролей картины: прежде она побывала в Москве на закрытом показе и во Владивостоке на Восточном экономическом форуме. Увы, в наших собраниях произведений Боттичелли очень мало, поэтому приезд работы знакового художника раннего Возрождения так значим. Тем более в городе на Неве «Мадонна» остановится надолго — до середины февраля.
С китайским акцентом
Главной новостью в музейной сфере стало объявление о создании первого филиала Эрмитажа в Китае. Здание располагается в Шанхае, в районе Хунцяо. По словам председателя некоммерческой организации «Пекинский фонд Эрмитажа» Йингли Хон, курирующей проект, это одно из лучших мест для подобного учреждения, поскольку оно находится в пяти минутах ходьбы от международного экспоцентра Шанхая.
Директор Эрмитажа Михаил Пиотровский видит в этом важную просветительскую миссию.
— Сейчас в Россию приезжает огромное количество китайских туристов. Нужно сделать так, чтобы они поняли особенности русской культуры и русской истории. Пекинский фонд Эрмитажа будет этому способствовать. Это очень важный процесс — готовить людей к восприятию иной культуры, — пояснил Михаил Пиотровский «Известиям».
Именно Китай в этом году стал ключевой страной-гостем Санкт-Петербургского форума. В 2019 году Россия и КНР отмечают 70-летие установления дипломатических отношений. В честь этого юбилея оркестры народных инструментов Санкт-Петербургской и Харбинской консерваторий сыграли совместный концерт «От берегов Сунгари до берегов Невы», а в СПбГУ открылась двухдневная выставка «Современное искусство Китая. От поколения к поколению». Куда дольше публике будет доступна экспозиция в Главном штабе — «Изучение и реставрация произведений китайского искусства в Эрмитаже».
Взаимодействие двух культур обсуждали и кинематографисты. На панельной дискуссии «Перспективы российско-китайского сотрудничества в области кино» продюсеры и прокатчики поделились соображениями о выходе отечественных фильмов на рынок нашего восточного соседа. В частности, прозвучало мнение, что китайский зритель всё лучше относится к российскому кино, и во многом причина тому политическая: раньше в моде было всё американское, но на фоне торговых войн общество стало менять свои предпочтения. И, например, «Движение вверх», которое на данный момент держит рекорд как самый кассовый наш фильм в Китае, сыграло именно на патриотической теме: история о спортивном противостоянии СССР и США вызвала очевидные параллели у китайского зрителя. Теперь местные дистрибьюторы хотят повторить этот успех с «Т-34».
Мы делаем кино
Однако экспансией в КНР Россия ограничиваться не собирается. В планах — более активное продвижение отечественного кино во всем мире.
— Со времен СССР у нас недостаточно налажена продажа кинопродукта за рубеж. Надо это исправлять, поскольку у нас творческая индустрия вполне конкурентоспособна. Вообще, она лучшая в мире. Айфоны мы делать не умеем, а кино — умеем, — заявил министр культуры Владимир Мединский на панельной дискуссии «Россия на мировом кинорынке».
В качестве успешного примера можно рассматривать продвижение фильмов Федора Бондарчука. Режиссер и продюсер, присутствовавший на дискуссии, объявил некоторые цифры: так, «Сталинград» собрал в других странах $16,7 млн и стал самым успешным российским фильмом за рубежом за последние десять лет. Роялти по нему составили около $4 млн, а у «Притяжения» — $3 млн. При этом пресейлы (предварительные продажи) «Вторжения», которое выходит в январе, уже на 16% больше, чем у «Притяжения».
Также на повестке дня — привлечение зарубежных кинопроизводителей в Россию. На том же мероприятии Владимир Мединский заявил, что кинокомиссия по рибейтам — возврату налогов иностранцам, решившим снимать фильмы в РФ, — должна заработать до конца этого года. Однако формировать федеральную кинокомиссию при министерстве он не считает целесообразным.
— Наша задача — создавать условия и организовывать контроль. Готовы поддержать всё хорошее в борьбе со всем плохим, — пошутил министр, подчеркнув, что его ведомство будет всесторонне содействовать в работе всем заинтересованным сторонам, но не планирует брать этот процесс на себя. — Зачем вам Министерство культуры? Кабинет нужен? Кабинет дам. Но надо понять, что там будет. В каком статусе эта кинокомиссия собирается работать у нас, что требуется...
Так или иначе, в необходимости введения системы рибейтов сомнений не было ни у кого из участников дискуссии. Причем это могло бы быть полезно не только для игрового кино, но даже для мультипликационного, поскольку из-за курса валют труд российских специалистов по 3D-графике и компьютерной анимации стал гораздо дешевле, чем пять-шесть лет назад, и зарубежным студиям может быть выгодно отдавать какие-то проекты на аутсорсинг в Россию. Если же они получат и возврат налогов, идея станет еще более привлекательной. Об этом заявила глава «Союзмультфильма» Юлиана Слащева.
Она же стала одним из главных ньюсмейкеров форума, сообщив, что студия планирует снять 26 новых серий мультфильма «Ну, погоди!». Как известно, прежние попытки «Союзмультфильма» перезапустить старые, любимые зрителями франшизы вызвали неоднозначную реакцию. Так что остается только ждать и надеяться, что легендарному объединению удастся учесть этот опыт в новой масштабной работе.