Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
В Москве провели литературно-музыкальный праздник «Победа с оркестром»
Мир
СМИ сообщили о провале усилий по изоляции РФ после визита Путина в Индию
Мир
В центре Вены началась акция против политики правительства Австрии
Общество
Первые дни в декабре стали бесснежными в четвертый раз за XXI век в Москве
Мир
Аэропорт Вильнюса временно приостановил работу
Мир
Кирилл Дмитриев согласился с Маском о движении Европы к забвению
Мир
В США 18-летнего студента арестовали за поджог спящего пассажира в метро
Мир
Глава Qatar Energy выразил недоумение решением ЕС отказаться от российского газа
Происшествия
В Брянской области водитель грузовика пострадал при атаке дрона ВСУ
Мир
Глава МИД Польши предложил Илону Маску отправиться на Марс
Мир
Ливан арестовал шестерых человек за нападение на патруль ООН
Армия
Стало известно о ликвидации российскими бойцами боевика подразделения «Кракен»
Мир
Зеленский подтвердил визит в Лондон на следующей неделе
Общество
В аэропорту Волгограда временно приостановили полеты
Мир
Саркози питался в тюрьме батончиками мюсли и молочными продуктами
Спорт
«Зенит» одержал победу над «Акроном» в матче РПЛ
Мир
Пожар в Праге уничтожил ретроавтомобили стоимостью около $10 млн

Эрмитаж в гондоле: проект петербургского музея в Венеции стал событием

Александр Сокуров и Александр Шишкин-Хокусай вступили в диалог с классической живописью
0
Фото: пресс-служба русского павильона/Михаил Вильчук
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

В Венеции стартовала художественная биеннале — одно из главных событий в области современного искусства. Традиционно участие в нем принимает и Россия. В этом году комиссар нашего павильона Семен Михайловский предложил курировать выставку не конкретному человеку, а целой институции — Государственному Эрмитажу. В итоге получилось мультижанровое размышление о роли музея, искусства и родственных чувств в раздираемом конфликтами мире.

Авторы представленных работ — Александр Сокуров и Александр Шишкин-Хокусай. И если участие последнего вполне закономерно — в российском арт-сообществе этот художник давно и хорошо известен, то привлечение к проекту кинорежиссера, прежде не заходившего на территорию современного искусства, — полная неожиданность, эксперимент.

Впрочем, для города на воде Сокуров не чужой — в 2011 году его фильм «Фауст» взял «Золотого льва» на Венецианском кинофестивале. Да и вообще Александра Николаевича в Италии любят: некоторое время назад крупный итальянский телеканал оцифровал и показал первые киноработы режиссера, снятые еще до обучения во ВГИКе, здесь же впервые была издана его книга «В центре океана» (и только затем она появилась у нас). Наконец, именно в этой стране Сокуров недавно дебютировал в качестве постановщика драматического спектакля (Go. Go. Go по текстам Иосифа Бродского).

Еще важнее — его связь с Эрмитажем. Широко известен фильм «Русский ковчег», снятый в Зимнем дворце единым кадром, но ему предшествовал еще один проект, более камерный, — документальная лента «Робер. Счастливая жизнь», посвященная эрмитажному полотну кисти Гюбера Робера. Там Сокуров буквально входил в пространство картины, приглашая за собой зрителей. В венецианской экспозиции он делает нечто подобное, хотя и совсем иными средствами и с иным смыслом.

Исходным импульсом стал шедевр Рембрандта «Возвращение блудного сына», на что указывает и название всего проекта — «Lc. 15: 11-32» (строки Евангелия от Луки, в которых излагается притча). Сокуров, однако, не ограничивается репродукцией живописных образов. Да, здесь есть скульптуры, изображающие тех самых отца и сына, и даже инсталляция — крупное полотно на мольберте, якобы недописанная работа Рембрандта (авторы — студенты Санкт-Петербургской академии художеств). Но к этому режиссер добавляет огромную репродукцию эрмитажного «Портрета старушки», которая в данном случае воспринимается как несчастная мать, и два собственных произведения видеоарта.

На первом изображен Христос в пустыне (образ с картины Крамского), перед ним — современные солдаты с огнеметами. Второе видео демонстрирует разрушенный войной город: населяющие его люди стреляют, сражаются, ведут какую-то повседневную жизнь, несмотря на бушующее пламя. Принцип контраста огромного архитектурного сооружения и крошечных человечков, находящихся на различных его ярусах и образующих самостоятельные мизансцены, напоминает «Вавилонскую башню» Брейгеля. В углу композиции внимательный зритель заметит миниатюрного Иисуса — того же, что и на соседнем видео. О нем воюющее человечество забыло.

Как мотив войны связан с евангельской притчей?

— Он возникает у времени, у европейской истории. Да и у Рембрандта тоже. Мы же не знаем, откуда на самом деле вернулся этот блудный сын, — пояснил режиссер «Известиям».

После тяжелых размышлений о мире, погрязшем в конфликтах, отторгнувшем Бога и разрушающем родственные связи, работы Шишкина-Хокусая, представленные на нижнем этаже павильона, воспринимаются неожиданно светло. Аллюзии на голландскую живопись есть и здесь, причем из-за полумрака и выступающих из фанерных конструкций красных неоновых трубок это выглядит жутковато. Но сама «мультяшная» эстетика и наивные движения фигурок («Механический балет начинается каждые пять минут» — сообщает надпись) вызывают добрую улыбку.

Искусство всё же спасет мир, и музей, хранящий великие образы прошлого, — тот ковчег (а в Венеции, пожалуй, гондола), на котором человечество может проплыть сквозь океан истории. С такой мыслью, тождественной главному фильму Сокурова, зритель выходит из тьмы павильона в наполненные солнцем райские сады Джардини, как Ной на долгожданную сушу.

Вернисаж вызвал огромный интерес у посетителей и стал одним из самых обсуждаемых в СМИ: например, влиятельная британская газета Financial Times включила его в пятерку лучших на биеннале.

Экспозицию посетила и вице-премьер РФ Ольга Голодец. После осмотра она отметила, что авторы «сделали невозможное», и рассказала о сильном впечатлении, произведенном российскими работами на швейцарского министра культуры, присоединившегося во время экскурсии к зампреду правительства.

Важно, что проект Сокурова и Шишкина-Хокусая смогут увидеть и зрители в России, причем не только в обеих столицах, но и в регионах. Об этом директор Эрмитажа Михаил Пиотровский сообщил «Известиям».

— Мы обязательно покажем эту экспозиции в самом Эрмитаже и в московском Мультимедиа Арт Музее, а затем повезем ее в том или ином виде во все российские эрмитажные центры — в Казань, Омск, Владивосток и так далее, — пообещал Михаил Пиотровский.

Кроме того, по его словам, Сокуров планирует доработать свою часть, так что есть вероятность, что на родине «Lc. 15: 11-32» будет демонстрироваться даже в более полном и совершенном виде.

Читайте также
Прямой эфир