Краш-тест на «Серпантине»: после ДТП пассажиры могут попасть в западню
Пандус, с которого скинули на бок в ходе краш-теста на полигоне Института НАМИ отечественный метановый автобус «Волгабас Серпантин», высотою чуть менее метра, а звук падения был такой, как будто рванула мощная петарда. Этими уникальными натурными испытаниями Росстандарт, по сути, впервые в России открывает направление системных краш-тестов общественного транспорта. Как сообщили в ведомстве «Известиям», выработанную методику планируется внедрить на международном уровне для повышения безопасности пассажирского транспорта. Последствия падения автобуса? Они хоть и не катастрофические, но заставляют задуматься о безопасности не только автобусов, но и всего российского пассажирского автопарка. Подробности — в материале «Известий».
Удар на прочность
Автокран натянул стропы и медленно накреняет платформу с многотонным автобусом. Казалось бы, ну что это за испытание такое — автобусу и падать-то с высоты аршина. Но суть в том, что моделируется весьма неприятная ситуация с переворачиванием — когда пассажирский транспорт лежит на боку и оперативная эвакуация через двери невозможна. Вдобавок на крыше угрожающей обоймой лежат несколько метановых баллонов. Еще недавно они были полные, но специально для испытания из них стравили газ. Сейчас важно понять останутся ли они невредимыми.
Мгновение баланса — и автобус с манекенами, наполненными водой, громко заваливается на левый по ходу движения бок. Основной удар пришелся на надоконный пояс крыши. И если спереди кажется, что ничего серьезного, лишь как-то подозрительно сместилась задняя часть крыши, то с кормы открывается немного иная картина: обе задние стойки погнулись по направлению удара. Хоть визуально смещение некритичное, но нельзя не учесть, что и высота падения была небольшая. Композитные панели на корме торчат неровно порвавшимися краями, но в этом как раз нет большой беды, хуже то, что заднее стекло при этом осыпалось тысячей осколков: вместо того чтобы превратиться в фрагментированную, но безопасную «слюду», крепко скованную защитной пленкой. Как раз именно так выглядит лобовое стекло.
Ну, и самый неприятный момент — люки, которые в таком происшествии служат эвакуационным выходом из салона, заклинило. Сразу же после краш-теста сотрудники полигона вытащили аварийные тросики, которые должны разблокировать снятие крышки люка, но механизм отказал. С трудом один из двух люков удалось вырвать, и это делал человек снаружи, прикладывая значительное усилие. Стоит ли говорить, что изнутри это будет сделать крайне непросто, особенно тем, кто еще минуту назад пережил падение.
Впрочем, есть и хорошие моменты — метановые баллоны остались в штатных местах на крыше, каркас сохранил целостность, с правой стороны все манекены остались «сидеть» на своих местах. С левой стороны, насколько можно было рассмотреть через разбитое лобовое стекло, манекен у окна, тот, что сразу за водителем, подлетел, забрызгав ржавой водою потолок...
Работа над ошибками
На обработку всех результатов краш-теста (еще были неразрушительные испытания на стенде и компьютерное моделирование) потребуется чуть более месяца. Нельзя не отметить, что компания «Волгабас» проявила смелость и современный подход в вопросе безопасности, пойдя навстречу желанию регулятора «разбить» автобус. Причем автобус, который уже работает на маршрутах. В связи с этим очень хочется увидеть аналогичные краш-тесты других отечественных и иностранных производителей пассажирской техники, в особенности китайских.
«Мы получим полную картину произошедшего где-то после 20 декабря, все протоколы испытания. Но, забегая вперед, скажу, что целостность кузова не нарушена, каркас выдержал. Стеклопластиковая маска вместе с форточкой заднего выхода разбились, и фонари разбились — это нормально. По этическим соображениям пока не буду называть производителя люка, тросики не сработали. Когда нам выдадут автобус, мы отправим люк в компанию, где его покупали и, соответственно, поймем, что случилось. Бывает, что это единичный случай, надо разобраться. И нужно учесть, что это газомоторная техника, и самое опасное было бы, если бы баллоны разлетелись в стороны, но, опять-таки говорю, целостность самого каркаса кузова не нарушена», — рассказал «Известиям» представитель «Волгабаса» Дмитрий Бибик.
В свою очередь, в Росстандарте «Известиям» сообщили, что результаты этих и последующих краш-тестов автобусов и троллейбусов будут поводом для внесения Россией предложения на международной комиссии в Женеве по повышению безопасности пассажирского транспорта.
«Мы не просто так взяли и испытали автобус, а планируем в последующем на основе этих испытаний предлагать на международной площадке изменения в правила ООН, в том числе 66-е, по тем особенностям, которые мы увидели и которые не учтены в правилах. Напомню, что Росстандарт является компетентным органом в рамках Женевского соглашения 1958 года в области конструктивной безопасности колесных транспортных средств и их компонентов. Кроме того, результаты этого краш-теста мы планируем учитывать при разработке методик RuNCAP. Ее мы анонсировали в прошлом году, и, конечно же, мы в обязательном порядке планируем привлекать к этой работе производителей автобусной техники, поскольку мы хотим не только обеспечить конструктивную безопасность в соответствии с действующими правилами, но еще и улучшить эти правила», — рассказал заместитель руководителя Росстандарта Алексей Кулешов.
«С каждым новым краш-тестом автопроизводители смогут улучшать безопасность своей техники. От этого выигрывают все, даже если цена автобуса в итоге вырастает. То, что сейчас по России колесит под видом автобусов, ни в какие рамки не лезет, особенно те, что старше 10 лет», — заключил Ифанов.