Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
В Кремле усомнились в изменении линии НАТО после назначения Рютте генсеком альянса
Политика
Путин указал на вклад атомной отрасли в обеспечение ядерного паритета России
Общество
Австралийский журналист назвал терроризмом обстрелы ВСУ Белгорода
Экономика
Госдума приняла закон об индексации пенсий работающим пенсионерам
Мир
Лавров назвал курс США на удержание гегемонии обреченным на неудачу
Мир
Марк Рютте утвержден на пост генсека НАТО
Армия
ВС РФ уничтожили три установки HIMARS и обслуживавший их иностранный персонал
Общество
Синоптики спрогнозировали облачность и порывистый ветер в Москве 26 июня
Мир
США по условиям сделки обязались не предъявлять Ассанжу новых обвинений
Общество
СК заявил о вербовке в ВСУ более 3 тыс. наемников из 70 стран
Общество
Путин присвоил звание Героя Труда Геннадию Зюганову
Мир
Захарова указала на преднамеренное минирование Киевом акватории Черного моря
Мир
Рябков не исключил военный ответ на действия США из-за удара ВСУ по Севастополю
Мир
Рябков заявил о начале важного этапа обмена заключенными между РФ и США
Экономика
БРИКС готовит платформу для расчетов в цифровых национальных валютах
Мир
Сторонники встретили Ассанжа в аэропорту Канберры аплодисментами
Общество
Погибшую при обстреле Севастополя девочку похоронили на Аллее Славы
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Британские ученые не нашли подтверждения тому, что увлечение видеоиграми является клиническим расстройством. За очередным витком спора о том, больны ли геймеры, наблюдают «Известия».

Эндрю Прзыбыльский из института интернета Оксфордского университета и Нетта Вайнштейн из школы психологии Кардиффа опросили 1004 подростков 14–15 лет, их родителей и опекунов. Ученые пытались найти взаимосвязь между увлечением видеоиграми и поведением детей.

Вместо этого они нашли связь между увлечением играми и попытками уйти от проблем. Причем игры причиной этих проблем не были. «Мы не нашли доказательств того, что нездоровые отношения с играми объясняют серьезные эмоциональные или поведенческие проблемы, в том числе в отношениях со сверстниками», — отметил Прзыбыльский.

Парень играет в видеоигру
Фото: Global Look Press/Vincent Isore

Между тем в июне прошлого года ВОЗ включила зависимость от видеоигр в 11-е издание Международной классификации болезней. В документе расстройством считаются «серьезные отклонения в поведении, отрицательно сказывающиеся на личном, семейном, общественном, образовательном, профессиональном или других важных аспектах жизни».

Наталия Богачева, психолог:

Сколько бы человек ни играл в компьютерные игры по времени, само по себе это не может считаться критерием наличия или отсутствия зависимости. Основной признак, признаваемый ВОЗ, — возникновение проблем с реализацией других видов деятельности в повседневной жизни. Люди не только перестают уделять должное внимание работе или учебе, семье, но и начинают меньше спать, могут забыть поесть.

Психология против биологии зависимости

Новая классификация ВОЗ вступит в силу 1 января 2022 года. Однако от игровой зависимости в разных странах уже пытаются лечить. Игроманов принимают в Центре по лечению зависимостей в японской префектуре Канагава и в университетской больнице Женевы. Китайские родители отправляют детей в милитаризованный лагерь. Там их заставляют заниматься спортом, а некоторых — принимать седативные и антидепрессанты. Автор методики психиатр и полковник китайской армии Тао Ран считает, что зависимость от видеоигр и интернета «приводит к проблемам в мозге, аналогичным тем, которые возникают из-за потребления героина».

Является игровая зависимость биологической или только психологической — первый вопрос (после существования самой зависимости), по которому не могут договориться специалисты.

Фото: Depositphotos

Психолог Наталья Богачева напоминает, что ВОЗ относит зависимость от компьютерных игр к группе поведенческих и нехимических: «Бывают поведенческие зависимости от самых разных видов деятельности. Есть представление о социально желательных зависимостях — это, например, трудоголизм или зависимость от спорта. Считается, что риск ее возникновения имеет лишь небольшой процент людей (даже среди детей и подростков). Это связано не с характером игровой деятельности, а с психологическими особенностями людей. С одной стороны — с наличием специфики на уровне головного мозга. С другой стороны — с окружающими факторами развития, проблемами в семье, проблемами с другими людьми и так далее».

Клинический психолог, ведущий канала «Доктор» Михаил Хорс, напротив, утверждает, что игроманы стимулируют участок мозга, который отвечает за выработку дофамина и серотонина. Это гормоны, ответственные за хорошее настроение. «Потом без стимуляции он перестает правильно работать и не выделяет нужные гормоны. Поэтому игроман без игры чувствует себя несчастным. Для него мир становится серым. Это биологическое расстройство», — уверен психолог.

Жестокие игры

Британских ученых интересовал и второй вопрос, который всегда поднимают, когда речь заходит о компьютерных играх: делают ли жестокие игры подростков агрессивнее? Судя по исследованию, игры не приводят к выплескиванию агрессии в реальной жизни.

Также считают опрошенные «Известиями» эксперты из индустрии. Основатель компании-разработчика компьютерных игр Stepgames Юрий Матвеев уверен, что игры позволяют сбросить напряжение: «Для нормальных людей, способных отделять реальность от виртуальности, выброс адреналина — это способ расслабиться. А кто-то, кто находится в промежуточных состояниях, может, поиграет, и его удовлетворит то, что на экране. Для таких людей это сброс энергии».

Джойстик
Фото: Global Look Press via ZUMA Press/Jon Olav Nesvold

Главный редактор портала RENDER.RU Роман Цапик напомнил, что людей окружают не только игры, но и, например, книги и фильмы, которые почему-то не называют причиной агрессии.

Роман Цапик, RENDER.RU:

Есть случаи, где уже нездоровый человек, играющий в игры, совершил какое-то преступление. Но доказать, что было катализатором, будет очень сложно. Нас окружает масса агрессивной информации в кино, ТВ, интернете, книгах, реальной жизни. Нездоровый ум может найти причину для агрессии где угодно, даже в узоре на ковре.

Главный дизайнер компании Steel Monkeys Сергей Хлыстов тоже не считает игры первопричиной агрессии в людях. «Мое личное мнение, что игры могут незначительно и кратковременно влиять на состояние человека, но не могут сделать из условного доброго человека злого. Но нужно понимать, что человек сам выбирает, в какие игры ему играть. Если вам скучны фэнтези, но нравятся боевики, вы попробуете и быстро бросите первую игру и залипните во второй. Это как выбор советчика, когда вы нуждаетесь в совете. Человек всегда выбирает того, кто дает «нужный» совет», — сказала дизайнер «Известиям».

Тем не менее в 2005 году Американская психологическая ассоциация приняла, а в 2015-м подтвердила резолюцию, которая утверждает, что увлечение компьютерными играми агрессивного содержания может приводить к агрессивным мыслям, чувствам, поведению, к снижению эмпатии, альтруизма у детей, подростков и молодых взрослых. Более двухсот ученых-киберпсихологов со всего мира подписали открытое письмо с просьбой пересмотреть резолюцию как основанную на ненадежных исследованиях. Безрезультатно.

Не все игры одинаково затягивают

И третий вопрос, по которому нет единого мнения, — вызывают ли одни игры большую зависимость, чем другие. ВОЗ сюжеты и механика игр не интересуют. Между тем авторы методик лечения от игровой зависимости говорят, что их работу затрудняют хорошо развитые системы виртуальных и реальных поощрений игроков за выполнение различных задач.

Эти системы особенно удачно используют разработчики игр по модели free-to-play. В них можно играть бесплатно, делая внутриигровые покупки. Эти покупки принесли разработчикам в 2018 году $88 млрд, тогда как обычные, за которые геймеры отдают деньги один раз при покупке, — $6,4 млрд.

VR
Фото: Global Look Press/Xinhua/Lu Yang

Французский геймдизайнер Паскаль Лубан, который занимается free-to-play-играми, вывел алгоритм вовлечения, который заставляет геймеров вновь и вновь возвращаться. Чтобы сохранять интерес, человек должен мыслить так:

1. Я понимаю, что я должен сделать.

2. Я легко могу сделать это.

3. У меня получилось это сделать.

4. Я получил за это награду.

5. У меня есть краткосрочная цель, и я понимаю, как ее можно достичь.

Чем быстрее человек будет проходить цикл и возвращаться к первому пункту, тем выше вероятность, что он не потеряет интереса и заплатит разработчику за внутриигровые предметы, которые помогут проходить цикл еще быстрее.

Отсутствие согласия по этим вопросам существенно осложнит лечение игровой зависимости, которое, похоже, повсеместно начнется в 2022 году. Волнуются об этом врачи, которые в июне этого года выступили с докладом. В нем они призывали составить точное определение игрового расстройства. «Отсутствие четкого определения игрового расстройства не только осложняет разработку надлежащих методов лечения и политики общественного здравоохранения, но и препятствует эффективному мониторингу и наблюдению», — сказал доктор Хигучи из японского Центра по лечению зависимостей.

Но уточнением игрового расстройства с тех пор никто не озаботился. И ученые сделали шаг назад, вернувшись к спору о том, есть ли вообще такое расстройство.

Прямой эфир