Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Политика
Путин заявил об укреплении оборонного потенциала Союзного государства
Армия
Минобороны сообщило об уничтожении 93 дронов ВСУ над регионами России
Мир
Захарова назвала визит Си Цзиньпина на 80-летие Победы важным событием
Общество
Генпрокурор сообщил о возбуждении более 6 тыс. дел против боевиков и наемников ВСУ
Мир
На Западе заявили об угрозе для НАТО со стороны США
Мир
Филиппо обвинил Каллас в стремлении начать конфликт с Россией
Мир
Захарова указала на недооценку Киевом осведомленности Трампа
Мир
В МИД Польши указали на готовность около 30 стран поддерживать мир на Украине
Общество
Путин поручил образовать Службу по вопросам гражданства и регистрации иностранцев МВД
Спорт
Овечкин побил рекорд НХЛ по голам за сезон среди игроков в возрасте от 30 лет
Пресс-релизы
Первая всероссийская акция «Игрушка ветерану» собрала более тысячи работ
Общество
В Роскомнадзоре предупредили о звонках мошенников от имени ведомства
Мир
Захарова указала на недостаток профессионализма у Бербок для работы главой ГА ООН
Мир
СМИ сообщили о прекращении обсуждения в НАТО пересмотра отношений с Россией
Общество
Краснов сообщил о возвращении государству более 15 тыс. незаконно отчужденных объектов
Общество
Верховный суд не признал совместно нажитым купленное в гражданском браке имущество
Культура
«НМГ Кинопрокат» объявила о продолжении «Красного шелка»
Главный слайд
Начало статьи
Как в начале войны
Срываешься и летишь
Лучше не знать
Три дня «увала»
На рудники
Выделить главное
Вкл
Выкл

После неудачной попытки разведения сил в Донбассе процесс реализации договоренностей по «формуле Штайнмайера» приостановился. Один из двух участков, где стороны должны были отойти от линии разграничения, — район города Золотое, причина срыва: нежелание воинских формирований Украины уходить с занятой территории. Специальный корреспондент «Известий» побывал на позициях бойцов армии ЛНР поблизости от Золотого и узнал, как они воспринимают происходящее и каково сейчас положение дел на этом участке фронта.

Как в начале войны

Золотое разделено на две части. Одна часть принадлежит Украине, другая — ЛНР. Бои в этих кварталах — редкость. Место непрерывных стычек, а также самая горячая точка на линии Луганского фронта располагается восточнее на несколько километров: в районах соседних сел Донецкое и стертого с лица земли Желобка.

Держат этот «горячий» участок солдаты батальона «Призрак» — преемника одноименной бригады.

лнр донецк
Фото: Сергей Прудников

Верили ли мы, что произойдет разведение? Не очень, — делится со мной один из командиров подразделения Алексей П. — На Украине, сами видите, повестку задают силы, которые не желают договариваться, не хотят наступления мира. А проиграли от этого в первую очередь мирные жители. В Золотом в начале войны действовал контрольно-пропускной пункт, через который ежедневно тысячи людей выезжали на территорию Украины и возвращались обратно. Сегодня на всю республику остался только один КПП — в станице Луганской. И Киев не идет навстречу, не хочет исправлять ситуацию.

Что касается ситуации на фронте, Алексей характеризует ее как стабильно напряженную.

— Тяжелее всего приходится Желобку. Он располагается у господствующей высоты, по которой проходит трасса «Бахмутка», соединяющая Лисичанск и Луганск. И это кость в горле ВФУ (вооруженных формирований Украины). Значение трассы стратегическое: занял ее — и контролируешь нашу территорию на десятки километров вглубь. Взять они ее не возьмут, мы держимся крепко, все подходы заминированы, никто в лоб атаковать, а значит, идти на верную гибель не станет. Наступать большими силами тоже не рискнут: с одной стороны, ситуацию все-таки мониторит ОБСЕ, с другой — боятся последствий. Поэтому просто давят. Обстреливают непрерывно. Где-то стараются продвинуться в серой зоне, стремясь улучшить свое тактическое положение. По сути, на этом участке всё как в начале войны.

Срываешься и летишь

На позиции я еду в ночь на видавшем виды уазике с военнослужащим стрелковой роты Юрием. Путь наш — на самый передний край, откуда до украинских окопов 250–300 м. Едем без света. Как всегда во время подобных передвижений, слегка не по себе. И немудрено: в прошлый приезд на этой самой трассе мы только чудом не попали под минометный обстрел. Юрий же крутит баранку и ни о чем не беспокоится.

— Они нас не видят. Только на одном участке. Да и там... — он машет рукой.

дом лнр донецк
Фото: Сергей Прудников

И тут же добавляет, что две недели назад на его машину украинский беспилотник сбросил запас снарядов: у автомобиля пробило колеса, стекла и бензобак. Благо сам Юрий находился на позициях.

В армию Юрий пришел два года назад.

— Еще в 2014-м хотел записаться в ополчение, но жена не пустила, она у меня сердечница, — объясняет. — Потом устроился. Смирилась. Да и заработок играет роль. Плюс жена за это время два раза курс лечения прошла бесплатно, сами бы мы не вытянули.

По словам Юрия, в роте он и дежурный водитель, и рабочие руки, и на посту стоит, если кто-то ушел в «увал» (в увольнение), а замены не хватает. А еще на нем вывоз с позиций раненых. «Сообщают, срываешься и летишь, — говорит он. — Последний такой случай был с месяц назад — наступил однополчанин на мину, оторвало ступню...»

Лучше не знать

— Дома! — объявляет Юрий, выключая зажигание.

«Домом» бойцы называют позиции, потому что проводят здесь большую часть времени. У насыпи той самой «Бахмутки» нас встречают двое ребят с автоматами — Андрей и Иван.

— Сейчас через насыпь на ту сторону, — инструктируют меня. — И дальше пешком.

Прямую, как стрела, неживую трассу освещает полная луна. Перескочив через «Бахмутку» и скатившись вниз по сырому склону, я вздрагиваю от ударивших, кажется, над самым ухом щелчков автоматной очереди. Сопровождающие на выстрел не реагируют, и я не реагирую тоже. Уже на месте они объясняют — били с украинских позиций, но не прицельно, возможно, просто в пустоту. Или звук машины услышали, или еще какая причина — рядом же стоят. Отсюда и слышимость, кстати, такая: ощущение, что над самым ухом.

донецк лнр укрепления
Фото: Сергей Прудников

Позиции — это сеть траншей и блиндажей под остовами нескольких сожженных домов. Старший на месте — командир стрелкового взвода Саша, позывной Коммунист.

— Мы тут вроде пограничников, — объясняет он, когда мы спускаемся в блиндаж. — Держим свою линию. И окапываемся. Они наши позиции хорошо знают — каждый день фотографируют с беспилотников. И обсыпают минами прицельно. Вот и приходится укрепляться и расширяться.

На вопрос: «Когда в последний раз был сильный обстрел?» отвечает:

— С неделю назад. 73 прилета из миномета. Не знаешь, что это такое? Лучше не знать! Ближайшая мина в 3 м упала от места, где мы сидим. Никого, к счастью, не зацепило. Только кошку нашу контузило, и хвост перебило.

Три дня «увала»

На поверхности мы передвигаемся, светя фонарями под ноги и согнувшись крючком. Выпрямишься — есть вероятность, что засекут из тепловизора. Все курят и сильно кашляют. Под ногами крутятся собаки, чьи хозяева бежали два-три года назад из выжигаемого села. На танковой гильзе кипятится чайник.

Среди ребят в основном опытные, воюющие пятый-шестой год, такие как комвзвода Саша или уроженец Тюменской области Вася. Молодое пополнение представляет 21-летний Иван — житель соседнего Кировска, выпускник техникума, отучившийся на сварщика, но не сумевший устроиться по профессии и нашедший себя в итоге в армии.

донецк мужчина на поле с собакой
Фото: Сергей Прудников

Каждый второй ранен. У 45-летнего Васи еще с прошлого года два осколка в ноге. Другого мотострелка — 35-летнего Руслана — в феврале этого года зацепил снайпер, пуля задела бок, сантиметр вправо, и прошила бы насквозь печень. Еще одно ранение получил два дня спустя, пуля задела руку, но опять же по касательной — чудо, повезло! Второй номер после комвзвода 39-летний Андрей ранен трижды. И все в один день — отбивали атаку.

На увольнение у бойцов есть три дня в месяц. Остальное время — в блиндажах-окопах. Правда, никакого отдыха, говорят, с таким графиком не получается.

Приезжаешь домой, а мыслями остаешься на позициях, — объясняют как один. — Невозможно за три дня сбросить этот груз. Ходишь на гражданке сам не свой. Дела накопились, а ни за что взяться не можешь. Только и успеваешь отоспаться да помыться нормально.

На рудники

Андрей (тот, что второй номер после командира) кормит меня горячими голубцами. Он же показывает электропроводку, которую провел собственноручно во все блиндажи. И печь с духовым шкафом из кирпича, которую сложил своими руками (и на которой приготовил кастрюлю отменных голубцов). А еще на улице — душевую кабину.

— Я до войны 20 лет на стройке проработал, — говорит он. — Хочется как-то в человеческих условиях существовать. И питаться нормально. Радостей-то у нас немного: покурить, три дня увала и питание приличное, если постараешься. Вчера, например, мы лазанью готовили.

коты донецк лнр бойцы
Фото: Сергей Прудников

За чаем в темноте, обсуждая несостоявшийся развод войск, солдаты пожимают плечами: «Если бы и состоялся развод — то только на одном участке. А на остальных обстрелы бы продолжились! И в первую очередь на нашем…»

Несколько бойцов дежурят у смотровых щелей амбразур, смена через каждые два часа. С полчаса у такой щели провожу и я, вслушиваясь в темноту и заглядывая время от времени в стереотрубу, но не вижу и не слышу ничего.

На сон есть несколько часов, с рассветом обратно. Просыпаясь пару раз в ночи, вижу, что спящий комвзвода Саша Коммунист беспорядочно шевелит руками и ногами, как будто и не спит. Кто-то из бойцов поднимается и, сменяя товарища, накидывая на плечи бушлат и беря автомат, отправляется наверх. Его сменщик, не раздеваясь, валится на нары.

Утром также тихо. «Не к добру», — бросает кто-то. Бойцы планируют день, распределяя обязанности. Основная задача на сегодня, как и вчера, — «рудники» (как говорит хозяйственный Андрей), то есть окапываться и окапываться. Ситуацию минувшей ночью дежурившие характеризуют как спокойную. Только несколько автоматных прострелов. И два разрыва из гранатомета. Отдаленно. Как раз в стороне Золотого.

Читайте также
Прямой эфир
Следующая новость
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и Пользовательским соглашением