Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Минобороны России сообщило о подвигах российских военных в зоне СВО
Мир
Пашинян оценил отношение граждан Армении к сближению с ЕС
Авто
Госавтоинспекция объявила массовые проверки водителей
Общество
Минтруд сообщил о введении электронных удостоверений с QR-кодом для пенсионеров
Мир
Пашинян сообщил о продвижениях в переговорах между Арменией и Азербайджаном
Мир
NYT узнала о планах назначения конгрессвумен Грин главой подкомитета DOGE
Мир
Байден провел телефонный разговор с Макроном после испытания «Орешника»
Экономика
Экономист указал на интерес ЕС к удобрениям из РФ из-за надежности поставок
Армия
Силы ПВО уничтожили беспилотник ВСУ над Белгородской областью
Мир
Медведев допустил применение РФ ядерного оружия при необходимости
Мир
Маск пообещал улучшить эффективность расходов США на оборону
Мир
Медведев указал на способность Трампа завершить конфликт на Украине
Интернет и технологии
WhatsApp добавил функцию расшифровки голосовых сообщений на русском языке
Мир
Доклад гендиректора ЮНЕСКО по безопасности журналистов не был утвержден
Мир
Замглавы Гагаузии назвал обыски в его доме политическим давлением властей Молдавии
Мир
Минздрав Канады сообщил о крупнейшей за девять лет вспышке кори
Мир
Глава МИД Венгрии назвал санкции США против Газпромбанка угрозой для Европы
Армия
МО РФ рассекретило документы к 80-й годовщине освобождения Моонзундского архипелага
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

У миллионов россиян до сих пор нет возможности пойти ни в кино, ни в музей, ни в театр. Во многих районах стоят лишь заброшенные дома культуры советских времен, а в некоторых деревнях нет и их. Чтобы культурная жизнь дошла и до жителей таких уголков страны, власти решили направлять в регионы многофункциональные автомобили. Они могут трансформироваться и в сцену, и в кинотеатр, и в библиотеку, для этого в них есть всё необходимое оборудование. Пока таких автоклубов мало, но до конца 2019 года они, как сообщает заместитель министра культуры РФ Ольга Ярилова, появятся уже в 21 регионе, а к 2024 году — во всех муниципалитетах. Как проект реализуется в российских реалиях, разбирались «Известия».

Мобильная культура

Выездные культурно-развлекательные мероприятия проводили еще в СССР. Агитбригады и мобильные кинобудки пользовались у жителей сел большой популярностью. С развалом Советского государства такая практика сошла на нет. Творческий коллектив со своей постановкой или машина с кинопроектором и колонками могли приехать в детский лагерь или в село, но массового характера это больше не носило. Дома культуры или простаивали и разрушались, или использовались как помещение под совершенно другие нужды.

О том, что культурную жизнь в села нужно возвращать, начали задумываться с 2012 года. Федеральная целевая программа «Культура России», а затем сменивший ее национальный проект «Культура» предполагали, что в районах будут отремонтированы и построены заново многочисленные культурные учреждения. Но для небольших населенных пунктов, где домов культуры никогда и не было, а численность жителей может не дотягивать и до 100 человек, строительство такого стационарного центра не всегда целесообразно. Здесь и пригодилась советская практика. В регионы с такими небольшими деревнями решили направить «дома культуры на колесах».

автоклуб колонки музыка

Автоклуб в Омской области

Фото: Министерство культуры Омской области

Согласно методическим рекомендациям Министерства культуры, такие мобильные центры, или автоклубы, представляют собой автотранспортное средство, которое позволяет проводить любые агитационные, культурно-массовые, зрелищные мероприятия на любой, доступной для проезда территории.

Минимальная комплектация автоклуба предусматривает сцену-трансформер, спутниковую антенну, звуковое, компьютерное и мультимедийное оборудование. Кроме того, в машинах есть автономные источники энергии. Так, в зависимости от требований буквально за 30 минут автоклуб может превратиться и в кинотеатр, и в концертный зал, и в лекторий.

Чаще всего «основой» такого многофункционального центра становится «Газель». Это самый бюджетный вариант автоклуба, согласно данным Роскультпроекта. Его минимальная стоимость — 4,3 млн рублей. Стоимость самого дорогого автоклуба, на базе шасси КамАЗ-43118, начинается от 7,91 млн рублей. Этот вариант предлагают для регионов с неразвитой дорожной сетью.

С приобретением такого дорогостоящего транспорта регионам обещают помочь. В рамках нацпроекта «Культура», как сообщили «Известиям» в пресс-службе Министерства культуры, до 2024 года из федерального бюджета регионам будет выделено более 2,7 млрд рублей субсидий. Вместе с региональным бюджетом сумма, потраченная на автоклубы, достигнет 3 млрд.

«За счет федеральных средств автоклубы закупят в более чем 70 регионах. Мы рассчитываем, что до конца 2024 года хотя бы один автоклуб будет в распоряжении каждого муниципалитета нашей страны», — сообщили «Известиям» в пресс-службе Министерства культуры РФ. Предполагается, что такой транспорт обеспечит доступ к услугам культуры примерно 20 млн человек.

Расходы по обслуживанию спецтехники и ее содержанию в дальнейшем возьмут на себя муниципальные образования в рамках соглашения с регионом.

Омский опыт

В Омской области первая такая машина появилась 6 августа 2019 года. Ее получил Седельниковский район. Численность всего района на 2017 год была чуть больше 10 тыс. человек, а в селе Саратовка, входящем в его состав, в 2010 году едва насчитывалось 100 жителей.

По словам председателя местного комитета по культуре Надежды Михайлициной, такой клуб был им действительно необходим. «На территории нашего района есть 13 населенных пунктов с малочисленным населением, в которых отсутствуют стационарные учреждения культуры. Теперь благодаря вот такому автоклубу мы сможем доехать до них в любую погоду. График выездов автоклуба расписан до конца года», — рассказывает «Известиям» Михайлицина.

автоклуб монитор техника

Автоклуб в Омской области

Фото: Министерство культуры Омской области

С помощью автоклуба жители района уже отметили 110-летие деревни Короленка, а на площади перед Домом культуры в селе Седельниково под открытым небом был организован показ фильмов, отобранных ко всероссийской акции «Ночь кино». По словам председателя комитета культуры, эти мероприятия посетило более 500 человек.

Еще пять автоклубов поступят в Омскую область осенью, а к 2022 году в области должно появиться 24 такие машины.

В режиме ожидания

Сказать точно, сколько в России автоклубов сейчас, проблематично. «Все автоклубы покупаются в рамках нацпрограммы, но так как часть приобретается не на субсидии, а за счет региональных бюджетов, мы можем вообще не знать, что регион приобрел автоклуб», — объясняют в Министерстве культуры. Это же порой осложняет и контроль за их качеством. Так, компании, занимающиеся оборудованием автоклубов, сообщают о поставках в Чеченскую Республику, Ульяновск и в районы Подмосковья, но в списке Министерства культуры эти территории не фигурируют.

Пока, по данным ведомства, на средства федерального бюджета приобретено восемь машин. Они курсируют по Амурской, Белгородской, Иркутской, Омской и Саратовской областям и Кабардино-Балкарской Республике. К 2019 году автоклубы появятся еще в 15 регионах.

Своей очереди ждут и жители Ивантеевского района Саратовской области. Им тоже обещали предоставить автоклуб к 2019 году. «У нас 5 тыс. населения. В районе есть и Дом культуры, и АКБ (агиткультбригада. — «Известия»), а выезжать им всем в маленькие села не на чем. Ждем автоклуб, пытаемся связаться с поставщиком, но пока безуспешно. В договоре поставки стоит 31 декабря, так что пока с нами даже разговаривать не хотят, говорят, вы не одни, ждите», — делится с изданием Ольга Яцик, директор дома культуры Ивантеевского района.

Очереди за автоклубами, по словам специалистов, неудивительны, поскольку основных компаний, занимающихся их производством, сейчас две. «С прошлого года у государства есть программа автоклубов и библиобусов, и отрасль фактически монополизировали две компании. По новым правилам в ПТС должно быть слово «автоклуб», а такое наименование имеют право ставить только они, так что и в тендерах участвуют они», — рассказал «Известиям» Максим Ткачев, генеральный директор компании «MC-МАКС», которая ранее тоже активно занималась оборудованием для автоклубов.

По мнению Ткачева, это не могло не привести к ухудшению качества услуг. «В конкурсах из-за этого стал твориться кошмар. За те суммы, которые они получают, оборудование можно ставить куда лучше. На деле за 4,7 млн регион получает «Газель», в которой стоит проектор с AliExpress, а вместо экрана — задняя стенка автомобиля. Конечно, есть формуляр с рекомендуемыми параметрами, но писали его те же две компании с учетом того, что люди чаще всего не понимают, что заказывают. Взять требования к проектору. То, что они ставят в автоклубы, может разве что в детской вместо телевизора работать. Но под формуляр подходит, световой поток соответствующий. А то, что есть еще понятие контрастности и всё остальное — не важно», — считает специалист.

Риск, что регион получит автоклуб не в самой лучшей комплектации, сохраняется и в случаях, когда заказчики обращаются к компаниям, занимающимся автоклубами, напрямую. Порой, как рассказывает Ткачев, у них могут попросить сделать всё оборудование «мобильным», чтобы машину можно было использовать для разных нужд. «Как-то заказчик просил просто установить колонки и экран на ножках, чтобы всё это можно было при необходимости вынести. Они со своей программой не выступают в поле, под открытым небом и дождем, чаще всего есть хоть какой-то ДК. А так машину они хотят использовать и для других нужд, например гостей встречать».

С этим планирует бороться Министерство культуры. Чтобы избежать нецелевого использования, с регионов будут собирать планы работы автоклубов на ближайшие годы. Правда, для начала нужно дождаться появления этих автоклубов.

Для этого, полагают эксперты, нужно помнить о транспортной доступности. Без развитой инфраструктуры автоклубы, особенно нижнего ценового сегмента, рискуют превратиться в исключительно сезонные мероприятия.

Читайте также
Прямой эфир