Игра продолжается: Мадуро укрепляет позиции на скандалах в окружении Гуайдо
Прошло почти полгода с тех пор, как лидер венесуэльской оппозиции Хуан Гуайдо заявил о нелегитимности власти президента страны Николаса Мадуро и объявил себя временно исполняющим обязанности главы государства. На тот момент почти половина жителей Боливарианской Республики признали его президентом. Однако теперь популярность Гуайдо падает, оппозиция, которая рассчитывала на быструю смену власти, теряет позиции. Опрошенные «Известиями» эксперты предсказали крах кампании Гуайдо и допустили несколько путей развития событий в Венесуэле.
Операция «Кукута»
После того как 23 февраля ни один из грузовиков с гуманитарной помощью из США не смог попасть в Венесуэлу, несколько десятков военнослужащих покинули ряды вооруженных сил Боливарианской Республики и дезертировали в соседние страны, в том числе в Колумбию.
На следующий день Гуайдо уполномочил двух членов своей команды — Кевина Рохаса и Россану Барреру — отправиться в приграничный колумбийский город Кукута и «обратить внимание» на граждан Венесуэлы, которые ищут там убежища. В их задачу входило обеспечить людей материально, технически, проследить за их безопасностью и отвечать за вопросы, связанные с их передвижениями.
По данным сторонников Гуайдо, к апрелю число венесуэльских военных с семьями в Кукуте приближалось к 1,3 тыс. Их расселили в семи гостиницах: две из них оплачивала оппозиция, средства на остальные дали правительство Колумбии и комиссар ООН по делам беженцев. Но к маю деньги от правительства Гуайдо поступать перестали, долг в одном из отелей достиг $20 тыс. Венесуэльский посол в Колумбии оплатил часть этой суммы, причем, по данным источников PanAm Post, из своих личных средств, а специально выделенные на эти цели фонды оказались пусты.
Примерно тогда же, в начале мая, колумбийская разведка впервые обратила внимание на образ жизни Рохаса и Барреры. Они тратили тысячи долларов за ночь на напитки, еду и вечеринки, одевались в брендовых магазинах, ездили на дорогих автомобилях.
По информации нескольких источников, Баррера отчиталась в Каракас об оплате всех семи отелей, в которых проживали венесуэльские солдаты с семьями, притом что, согласно трехсторонней договоренности оппозиции, колумбийского правительства и комиссара ООН, Венесуэла платит только за два.
В то же время предварительное расследование в Колумбии вскрыло еще одно расхождение. Согласно официальным данным Барреры и Рохаса, в Кукуте проживало более 1,45 тыс. семей военных, однако выяснилось, что их реальное число не превышало 700.
Колумбийская разведка ознакомила с результатами расследования посольство Венесуэлы и президента Колумбии Ивана Дуке, а дипмиссия немедленно проинформировала лидеров оппозиции в Каракасе. За несколько месяцев пребывания в Кукуте Баррера и Рохас растратили около $100 тыс.
Только спустя месяц после того, как Колумбия сообщила в Каракас о злоупотреблениях, Гуайдо сделал первое заявление на эту тему в Twitter, попросив своего посла в Колумбии Умберто Кальдерона обратиться в колумбийскую разведку и ходатайствовать о расследовании.
Позже он пообещал провести самое тщательное расследование и назначить специального аудитора, чтобы прояснить произошедшее в Кукуте. «Виновные будут наказаны», — написал он в Twitter.
Падение с пьедестала
Скандал не мог не отразиться на рейтингах Хуана Гуайдо. Согласно данным DatinCorp, за несколько месяцев политик потерял значительную часть поддержки населения. Так, если в феврале его признавали президентом 49% респондентов, то в июне их доля сократилась до 36%. В то же время растет доверие к Мадуро: с 34% в феврале до 41% в июне.
Одновременно интерес Вашингтона к венесуэльскому кризису падает. Как отметил колумнист The Washington Post со ссылкой на источники в Белом доме, президент США Дональд Трамп рассчитывал на «быструю победу», а увидев провал попытки переворота 30 апреля, понял, что на армию Венесуэлы рассчитывать нельзя. Также отмечается, что американский лидер всё реже поднимает тему Венесуэлы.
По мнению главного научного сотрудника Института Латинской Америки РАН, профессора МГИМО Владимира Сударева, всё это говорит о том, что политическая история Гуайдо подходит к концу. Он пояснил в разговоре с «Известиями», что США теряют инициативу, так как президент страны уже вступил в свою новую предвыборную кампанию.
«Он и его команда прекрасно понимают, что собой представляет венесуэльская армия сегодня. Это одна из самых многочисленных армий в Латинской Америке, она оснащена российским вооружением, сохраняет верность президенту Мадуро, и поэтому в случае односторонней интервенции она вполне может обеспечить отправку в Штаты серии «цинковых гробов», что поставит крест на любых планах Трампа избраться на любой срок», — пояснил Сударев.
Он подчеркнул, что при этом Гуайдо никогда не пользовался поддержкой всей оппозиции, которая разобщена, и основную ставку на него делали из-за рубежа.
Однако на падение популярности Гуайдо повлияла не только история в Кукуте, были и другие инциденты, которые сложно объяснить с точки зрения «заботы о народе». Такую историю привел в пример гендиректор Латиноамериканского центра имени Уго Чавеса Егор Лидовской, говоря о падении рейтингов оппозиции в лице самопровозглашенного президента. Он рассказал, что ранее сторонники Гуайдо сожгли склады с гуманитарной помощью из России и Мексики, которую по правительственным программам помощи бедным распространяет Мадуро.
«Когда рейтинг Гуайдо начал падать, начал падать и рейтинг всего оппозиционного движения. Они просчитались, потому что, конечно, недооценили президента Мадуро с точки зрения того, что он действительно имеет поддержку в народе», — сказал эксперт.
Он пояснил, что та часть населения, которая поддерживает Мадуро, не устраивает демонстраций. Оппозиция же готовила протестный электорат с 2018 года. «И когда они выстрелили, показалось по картинке, что одних много, а других нет вовсе. Но вот постепенно начал народ выходить на улицы против Гуайдо, начала распространяться информация о преступлениях членов его команды», — рассказал Лидовской.
По его словам, рост рейтинга Мадуро показывает, что он действительно выиграл выборы честно. «Он спокойно отыгрывает репутационные потери, выходит его электорат, ну и плюс ко всему сыграли хорошую роль меры экономической поддержки», — отметил он. Так, в апреле инфляция в Венесуэле впервые упала ниже 100% в месяц.
Развитие ситуации в Венесуэле теперь зависит от того, насколько правительство США готово финансировать оппозицию. «Им сейчас нужно вкладывать огромные деньги, так как нужно тащить Гуайдо практически из нуля», — пояснил специалист.
Он отметил, что теперь голову поднимут и другие лидеры — Хулио Борхес и Леопольдо Лопес. Вашингтону придется спонсировать нескольких политиков одновременно, при том так, чтобы сложилась «красивая картинка оппозиционного единства». И это при условии, что США не ввяжутся в серьезный конфликт с Ираном.
Поэтому Лидовской предположил, что США могут сделать ставку на переворот с помощью силы, некоего подобия партизанской войны. Это может быть аналог колумбийской повстанческой группировки FARC, война правительства с которой длилась несколько десятилетий.
По словам эксперта, у США уже есть подобный опыт: в 1980-х в Никарагуа действовала спонсируемая ими группа «Контрас», которая противостояла правительству Даниэля Ортеги. Тогда организация осуществлялась из Гватемалы, теперь, по мнению Лидовского, такой страной может стать Колумбия, у которой с венесуэльским кризисом связаны собственные интересы — крупные залежи нефти на приграничной территории со стороны Венесуэлы.
В течение венесуэльского кризиса намечен разворот: противоречия внутри оппозиции вкупе с падением рейтинга Гуайдо могут привести к краху всего движения, либо разобщить его настолько, что США придется пробовать новые методы в латиноамериканском регионе. Однако поднявший голову электорат Мадуро уже не позволит легко создать ту картинку, что показывали западные СМИ последние полгода.