Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Трамп впервые выступил на митинге после покушения
Экономика
В Магадане заканчивают строительство нового терминала аэропорта Сокол
Мир
Правительство РФ одобрило проект договора об общем энергорынке с Белоруссией
Армия
Российские военные в ходе боев за Красногоровку эвакуировали мирных жителей
Армия
Расчеты гаубиц Д-30 уничтожили живую силу ВСУ и сорвали ротацию противника
Армия
Мотострелков группировки войск «Центр» наградили государственными наградами
Армия
В МО рассказали о ежедневной сдаче в плен бойцов ВСУ на ореховском направлении
Мир
Генконсульство в Анталье сообщило о помощи двум задержанным в Турции россиянкам
Мир
Президент Кубы заявил о замечательном состоянии связей с РФ
Армия
Минобороны России рассказало о подвигах военнослужащих ВС РФ в зоне спецоперации
Мир
WP узнала об отказе Секретной службы предоставить Трампу допмеры безопасности
Общество
В Омске пять частных домов сгорели при пожаре из-за аварии на газопроводе
Мир
Во Франции некоторым российским журналистам отказали в праве освещать Олимпиаду
Происшествия
Один человек пострадал при пожаре на станции техобслуживания в Саратове
Спорт
Благотворительный «Матч года» между звездами НХЛ и КХЛ прошел в Москве
Мир
Митингующие у Белого дома призвали Байдена выйти из предвыборной гонки
Мир
Землетрясение магнитудой 4,5 было зафиксировано на востоке Ирана
Мир
Трамп пообещал урегулировать конфликт на Украине и не допустить мировую войну

Зеркальный Тарковский: в Иваново показали бескомпромиссное кино

На фестивале, посвященном великому режиссеру, приветствовалось всё, кроме слепого подражания
0
Фото: zerkalo.space
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В Иваново показали бескомпромиссное авторское кино. Судило его большое интернациональное жюри, где вполне в духе времени была отменена иерархия, а должность председателя отсутствовала. Такова реальность 13-го Международного фестиваля «Зеркало», победители которого будут объявлены сегодня.

Чем дальше, тем лучше

Смотр носит имя Андрея Тарковского и проводится на родине великого режиссера. Показы проходят во многих городах Ивановской области — от Юрьевца, где открыт Центр Тарковского, до Плеса, Фурманова и Кохмы. Но главной площадкой остается кинотеатр «Лодзь» в Иваново, где в переполненных залах по вечерам (чтобы зрителям не было нужды отпрашиваться с работы) показывают фильмы из программ ведущих фестивалей мира — Канн, Берлина, Сан-Себастьяна или Роттердама, которые сюда никогда не доберутся обычным прокатом.

Как пояснил «Известиям» программный директор Андрей Плахов, меньше всего организаторы хотят превратить «Зеркало» в мемориальный фестиваль памяти Тарковского или смотр многочисленных эпигонов русского режиссера. Преемственность, переклички, полемика — приветствуется всё, кроме слепого подражания.

— Наоборот даже, чем дальше, тем лучше. Потому что Тарковский уже сделал свое дело. Нужно искать что-то другое — просто с той же страстью, что и он, — подчеркнул Андрей Плахов. — Наша цель — собрать фильмы с индивидуальным подходом, явной авторской интонацией, желательно — с какими-то элементами нового языка или его поисками. Сегодня кино очень интересно развивается в самых разных местах — в Латинской Америке, Скандинавии, на Балканах… Конечно, представить весь спектр мы не можем, но пытаемся предложить широкий географический диапазон.

В конкурсе этого года — девять картин, но представлены едва ли все континенты — от Азербайджана до Нидерландов, от Аргентины до Болгарии. Россию в конкурсе представляет фильм «Дылда» Кантемира Балагова, уже завоевавший призы на фестивале в Каннах. Жанры (если можно применять такие определения к авторскому кино) — тоже самые разнообразные, от сюрреалистической трагикомедии до неонуара. Однако и общего между конкурсантами немало. Из того, что бросается в глаза, — нежелание играть со зрителем в поддавки и сильный акцент на социальной составляющей.

Одна картина нередко будто подхватывает, развивает или переосмысливает тему, намеченную в другой. Взять «Слепое пятно» норвежской дебютантки Тувы Новотны (более известной как актриса — она играла в «Аннигиляции» Алекса Гарленда). Эта выматывающая драма, прекрасно отрепетированная и снятая одним кадром по примеру «Русского ковчега» или недавней «Виктории», рассказывает о попытке детского суицида во внешне благополучной семье. Трагедия вызревала годами, но ее благополучно проглядели, потому что не хотели замечать.

Иной угол зрения предлагает израильтянин Нимрод Эльдар в картине «После моего ухода». Завязка вроде бы схожа — несовершеннолетняя девочка, некогда потерявшая мать, пытается уйти из жизни без видимых причин. Но в этом случае катастрофический поступок — отнюдь не результат капитуляции перед демонами подсознания, а радикальный способ вернуть взаимопонимание с отцом, попытка вывести его из равновесия, заставить испытать сильные чувства. Интересно, что режиссер не останавливается на уровне отдельно взятой семьи и выходит на обобщение — вся страна, по его мнению, сознательно закрылась от своих проблем.

Несмотря на высокий уровень конкурса, российская «Дылда», которая вышла в прокат как раз на этой неделе, прекрасно смотрится на общем фоне. Жюри, в составе которого актриса Алиса Хазанова (Россия), режиссеры Дарья Жук (Белоруссия/США) и Эмир Байгазин (Казахстан), а также монтажер многих фильмов Вернера Херцога Джо Бини (Германия) и сценарист, лауреат последнего Берлинале Маурицио Брауччи (Италия), предстоит действительно непростой выбор.

Тарковский контекст

Строго говоря, в рамках «Зеркала» проходят сразу три-четыре фестиваля одновременно. Каждый при желании может составить собственную программу. Тут и подборка актуального российского кино (кроме «Дылды», есть и «Однажды в Трубчевске», и «Давай разведемся»), и многочисленные ретроспективы — от фантастических мультфильмов Владимира Тарасова до спецсекции «Костюм в кино», которую курирует художник по костюмам Надежда Васильева.

Есть и отдельная программа памяти Андрея Тарковского, состоящая из трех документальных фильмов. Среди них — «Дар» Джулиано Фратини. По основному роду деятельности Фратини писатель, и к Тарковскому он пришел окольным путем, через увлечение Марленом Хуциевым. «Дар» рассказывает о малоизвестном эпизоде из жизни Тарковского, когда после съемок «Ностальгии» в Италии режиссер решил не возвращаться в СССР и поселился в поселке Сан-Грегорио.

— Дело в том, что я сам родился в нескольких километрах оттуда. И когда я узнал, что здесь жил Тарковский, то рассказать эту историю любой ценой. На самом деле, в мире очень много мест связано с Тарковским, и я надеюсь, что смог открыть одно из них, — рассказал режиссер. — «Дар» — и обо мне тоже. Тарковский часто говорил, что детство — это время, когда зарождается художник, и, работая над очередным фильмом, он всегда боялся, что уже исчерпал свой запас впечатлений.

Специально для фильма Фратини записал интервью с десятками людей, лично знавших Тарковского, в том числе с Кшиштофом Занусси и Марленом Хуциевым. В общей сложности получилось 27 часов разговоров, которые чудом спрессовались в полуторачасовой фильм.

Также в Иваново прошла научная конференция о творчестве Тарковского и открылась выставка «Из зоны событий» Рашита Сафиуллина, приуроченная к 40-летию «Сталкера» (куратор — Полина Заславская). Сафиуллин был художником на картине и сохранил уникальные эскизы, фотографии и документальные съемки. Для аудиогида он записал множество рассказов о том, с какими приключениями создавался тот или иной объект Зоны, а в качестве мастер-класса соорудил инсталляцию «Портал» — по тем же «рецептам», что много лет назад...

Прямой эфир