Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Ежегодно тысячи старшеклассников с нетерпением ждут самого торжественного выпускного — праздника «Алые паруса» в Санкт-Петербурге и появления на Неве сказочного трехмачтового галиота «Секрет» из повести Александра Грина. В этом году главным символом праздника станет специально построенный для этого события двухмачтовый бриг. Всего же за время существования красивейшего выпускного страны алые паруса поднимались уже над шестью кораблями, у каждого из которых — своя история.

В ночь на 24 июня по Неве пройдет парусник «Россия», специально построенный к «Алым парусам – 2019».

— Традиционно праздник «Алые паруса» — это некий символ, мечта. Не зря и лейтмотивом его выбрана история Ассоль и Грея: вера в чудо. И я считаю, коль скоро это — наша мечта, весьма символично, что и корабль, ее олицетворяющий, будет российской постройки, — сказал «Известиям» историк Сергей Волков. — Это вдвойне символично еще и потому, что Петр I основал Санкт-Петербург как мечту о море и величии страны. Здесь был заложен императорский военно-морской флот.

В ночь на 24 июня по Неве пройдет парусник «Россия», специально построенный к «Алым парусам – 2019»

Фото: Пресс-служба Пятого канала

В открытом море под всеми парусами корабль сможет развить скорость до 16 узлов (около 30 км/ч). Он уже прибыл из форта Константин в Кронштадте на набережную Лейтенанта Шмидта в Петербурге, облачился в праздничные паруса ярко-красного цвета, а команда потренировалась проводить корабль по сложному фарватеру Невы. В ночь на 24 июня проход парусника по невской акватории станет очередным подарком Акционерного банка «Россия» для всех выпускников 2019 года, жителей Санкт-Петербурга и гостей Северной столицы.

— Во время тренировки мы изучаем поведение судна при соприкосновении с течением, ветром. Всё работает отлично, поэтому мы, можно сказать, освоили эту задачу, — рассказал капитан Олег Николаев.

Как сообщила пресс-служба Пятого канала, занимающегося организацией праздника, при реконструкции бриг специально адаптировали для Санкт-Петербурга. Например, ярко-алые паруса площадью без малого в тысячу квадратных метров подсветят прожекторами, расположенными на палубе. Всё это — для максимального эффекта на главном торжестве петербургских выпускников.

Шхуна «Надежда»

За все время проведения праздника роль корабля-мечты исполняли разные парусники — и российские, и зарубежные. Впервые алые паруса примерила шхуна «Ленинград», она же — «Надежда». Из всех кораблей, принимавших участие в выпускном, у него, пожалуй, самая богатая и противоречивая история. В Россию шхуна попала в 1945 году. По одной версии — в качестве репараций от побежденной фашистской Германии. По другой — как личный трофей одного из советских военно-морских командиров.

Истинная история ее происхождения неизвестна, но считается, что шхуна была построена в далеком 1912 году на одной из нидерландских верфей. Она предназначалась для рыбной ловли и при спуске на воду получила имя Sterna («Крачка»). Почти четверть века спустя ее переоборудовали в комфортабельную мореходную яхту и назвали Der Seeteufel («Морской черт»). Под этим именем она обогнула земной шар и стала первым парусным кораблем, совершившим кругосветное путешествие под флагом Третьего рейха. По одной из версий — в интересах разведки.

Почти 10 лет — с 1970 по 1979 год — шхуна «Надежда» радовала ленинградских выпускников на традиционном празднике «Алые паруса»

Фото: РИА Новости/Рудольф Кучеров

После окончания Великой Отечественной войны шхуна была передана Нахимовскому военно-морскому училищу и переименована в «Надежду». В июле 1956 года ее отправили в яхт-клуб Ленинградской военно-морской базы, а два года спустя исключили из состава ВМФ и безвозмездно передали Центральному яхт-клубу ВЦСПС. Там ее переименовали в «Ленинград», но в 1993 году паруснику вернули название «Надежда».

Почти десять лет — с 1970 по 1979 год — она радовала ленинградских выпускников на традиционном празднике «Алые паруса». «Надежда» неоднократно снималась в кино, изображая поморские шхуны или даже фрегаты. В частности, ее можно увидеть в экранизации романа «Война и мир» 1967 года.

Шхуна «Кодор»

С 1971 по 1979 год вместе с «Надеждой» участие в празднике «Алые паруса» принимала трехмачтовая гафельная шхуна «Кодор». Ее спустили со стапелей в 1951 году на верфи финского города Турку. Этот парусник-долгожитель находился в эксплуатации около 30 лет, что для деревянного судна, рассчитанного на 20 лет плавания, весьма почтенный возраст.

Закладывавшийся как транспортный корабль, «Кодор» должен был снабжать рыбаков в море, собирать улов с небольших траулеров и доставлять его в порт. Впоследствии корабль переделали в учебную шхуну, а парусную оснастку заменили с гафельной на бермудскую. При экипаже в 15 человек она могла брать на борт до полусотни курсантов.

С 1971 по 1979 год вместе с «Надеждой» участие в празднике «Алые паруса» принимала трехмачтовая гафельная шхуна «Кодор»

Фото: fleetphoto.ru

В учебных походах корабль прошел воды Атлантического океана и 11 морей. «Кодор» также снимался в кино — именно на нем отправились в плавание Роберт и Мэри, главные герои фильма «В поисках капитана Гранта». К сожалению, до наших дней шхуна не сохранилась.

Фрегат «Штандарт»

В 2005 году «Алые паруса» возродили в прежнем масштабе, а на водную гладь Невы перед Петропавловской крепостью вышел трехмачтовый фрегат «Штандарт» — точная копия корабля петровской эпохи. Он был построен на верфи «Петровское Адмиралтейство» и спущен на воду в 1999-м. Поскольку оригинальные чертежи были утрачены, рождение корабля было непростым: ему предшествовали несколько лет кропотливой работы в архивах. Однако благодаря стараниям энтузиастов флагман российского флота 1703 года удалось восстановить с высокой исторической точностью.

В 2005 году «Алые паруса» возродили в прежнем масштабе, а на водную гладь Невы перед Петропавловской крепостью вышел трехмачтовый фрегат «Штандарт» — точная копия корабля петровской эпохи

Фото: РИА Новости/Алексей Даничев

Уже через год после спуска на воду парусник отправился в первое плавание по маршруту Великого посольства. Экипаж посетил города и страны, которые объехал в свое время Петр I, обучаясь корабельному ремеслу. На начало 2012 года «Штандарт» побывал в 12 плаваниях и посетил 54 порта в 12 странах Европы. В 2009 году «Штандарт» дошел из Санкт-Петербурга до норвежского порта Киркенес, обогнув мыс Норд-Кап.

Целых пять лет фрегат поднимал на своих мачтах алые паруса для петербургских школьников. И, конечно, снимался в кино: его силуэт можно видеть в картинах «Слуга государев», «Записки экспедитора Тайной канцелярии», «Новая земля».

Фрегат «Мир»

Ему на смену в 2008 году пришел трехмачтовый фрегат «Мир». Его построили в 1987 году на верфях Гданьска в Польше. Сейчас он считается самым быстрым парусным кораблем в мире: его максимальная скорость под парусами 21 узел (примерно 40 км/ч), а средняя скорость — 11,3 узла (примерно 19 км/ч) Его предшественники по «Алым парусам» были военными, рыбаками и актерами, «Миру» же была уготована судьба именитого спортсмена: за свою карьеру фрегат неоднократно занимал призовые места на самых престижных международных соревнованиях, включая знаменитую регату для больших парусников «Катти Сарк». В 1992 году он выиграл большую регату, посвященную 500-летию открытия Америки.

Учебная шхуна «Юный балтиец»

Фрегат «Мир» лишь единожды вошел в акваторию Невы под алыми парусами — уже в 2009 году его сменила учебная гафельная шхуна «Юный балтиец», тоже участница многих европейских регат в Германии, Польше, Голландии, Бельгии. Корабль построили в 1989 году специально для Ленинградского дворца пионеров и школьников, а с 2012 года он находится в оперативном управлении у Санкт-Петербургского морского технического колледжа имени адмирала Д.Н. Сенявина.

«Юный балтиец» — первый учебный парусник, построенный в России с 1913 года. До этого все суда такого типа заказывались на верфях Германии и Польши

Фото: РИА Новости/Алексей Даничев

«Юный балтиец» — первый учебный парусник, построенный в России с 1913 года, до этого все суда такого типа заказывались на верфях Германии и Польши. Экипаж шхуны — 19 человек, при этом она может брать на борт 32 курсанта.

Бриг Tre Kronor af Stockholm

В 2010 году на смену «Юному балтийцу» пришел легионер — двухмачтовый шведский бриг Tre Kronor af Stockholm (имя корабля переводят как «Три короны Стокгольма»). У этого судна также был реальный прототип: его славный «прадед», бриг Gladan, служил шведской короне с 1857 по 1924 год. Это было учебное судно, ставшее затем кораблем полярных исследователей. Известный шведский исследователь Арктики Адольф Эрик Норденшельд ходил на нем в экспедиции к Шпицбергену и Гренландии.

Tre Kronor был спущен на воду в августе 2005 года, а его «крестной матерью» стала кронпринцесса Виктория, наследница шведского престола, дочь короля Швеции Карла XVI Густава из династии Бернадотов и королевы Сильвии. Поскольку бриг создавался на деньги благотворительных фондов и с помощью любителей моря из разных стран, его часто называют парусником мира.

Вплоть до 2018 года бриг Tre Kronor af Stockholm был главным действующим лицом торжества выпускников

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Александр Казаков

Изначально Tre Kronor строился как учебное судно для интернациональной команды моряков. Он до сих пор обучает курсантов, регулярно ходит в экологические экспедиции и выступает международным символом сотрудничества. В 2009 году корабль победил в крупнейшей регате больших парусных судов The Tall Ships Races — именно тогда организаторы праздника «Алые паруса» и обратили внимание на этот корабль, а шведская команда во главе с капитаном Алланом Палмером впервые открыла для себя книгу Александра Грина. Моряки настолько прониклись красивой петербургской традицией, что вплоть до 2018 года бриг был главным действующим лицом торжества выпускников.

Читайте также
Реклама