Перейти к основному содержанию
Прямой эфир
Главный слайд
Начало статьи
«Россия» под алыми парусами: для праздника построили новый корабль
2019-06-17 17:44:10">
2019-06-17 17:44:10
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Ежегодно тысячи старшеклассников с нетерпением ждут самого торжественного выпускного — праздника «Алые паруса» в Санкт-Петербурге и появления на Неве сказочного трехмачтового галиота «Секрет» из повести Александра Грина. В этом году главным символом праздника станет специально построенный для этого события двухмачтовый бриг. Всего же за время существования красивейшего выпускного страны алые паруса поднимались уже над шестью кораблями, у каждого из которых — своя история.

В ночь на 24 июня по Неве пройдет парусник «Россия», специально построенный к «Алым парусам – 2019».

— Традиционно праздник «Алые паруса» — это некий символ, мечта. Не зря и лейтмотивом его выбрана история Ассоль и Грея: вера в чудо. И я считаю, коль скоро это — наша мечта, весьма символично, что и корабль, ее олицетворяющий, будет российской постройки, — сказал «Известиям» историк Сергей Волков. — Это вдвойне символично еще и потому, что Петр I основал Санкт-Петербург как мечту о море и величии страны. Здесь был заложен императорский военно-морской флот.

В ночь на 24 июня по Неве пройдет парусник «Россия», специально построенный к «Алым парусам – 2019»

Фото: Пресс-служба Пятого канала

В открытом море под всеми парусами корабль сможет развить скорость до 16 узлов (около 30 км/ч). Он уже прибыл из форта Константин в Кронштадте на набережную Лейтенанта Шмидта в Петербурге, облачился в праздничные паруса ярко-красного цвета, а команда потренировалась проводить корабль по сложному фарватеру Невы. В ночь на 24 июня проход парусника по невской акватории станет очередным подарком Акционерного банка «Россия» для всех выпускников 2019 года, жителей Санкт-Петербурга и гостей Северной столицы.

— Во время тренировки мы изучаем поведение судна при соприкосновении с течением, ветром. Всё работает отлично, поэтому мы, можно сказать, освоили эту задачу, — рассказал капитан Олег Николаев.

Как сообщила пресс-служба Пятого канала, занимающегося организацией праздника, при реконструкции бриг специально адаптировали для Санкт-Петербурга. Например, ярко-алые паруса площадью без малого в тысячу квадратных метров подсветят прожекторами, расположенными на палубе. Всё это — для максимального эффекта на главном торжестве петербургских выпускников.

Шхуна «Надежда»

За все время проведения праздника роль корабля-мечты исполняли разные парусники — и российские, и зарубежные. Впервые алые паруса примерила шхуна «Ленинград», она же — «Надежда». Из всех кораблей, принимавших участие в выпускном, у него, пожалуй, самая богатая и противоречивая история. В Россию шхуна попала в 1945 году. По одной версии — в качестве репараций от побежденной фашистской Германии. По другой — как личный трофей одного из советских военно-морских командиров.

Истинная история ее происхождения неизвестна, но считается, что шхуна была построена в далеком 1912 году на одной из нидерландских верфей. Она предназначалась для рыбной ловли и при спуске на воду получила имя Sterna («Крачка»). Почти четверть века спустя ее переоборудовали в комфортабельную мореходную яхту и назвали Der Seeteufel («Морской черт»). Под этим именем она обогнула земной шар и стала первым парусным кораблем, совершившим кругосветное путешествие под флагом Третьего рейха. По одной из версий — в интересах разведки.

Почти 10 лет — с 1970 по 1979 год — шхуна «Надежда» радовала ленинградских выпускников на традиционном празднике «Алые паруса»

Фото: РИА Новости/Рудольф Кучеров

После окончания Великой Отечественной войны шхуна была передана Нахимовскому военно-морскому училищу и переименована в «Надежду». В июле 1956 года ее отправили в яхт-клуб Ленинградской военно-морской базы, а два года спустя исключили из состава ВМФ и безвозмездно передали Центральному яхт-клубу ВЦСПС. Там ее переименовали в «Ленинград», но в 1993 году паруснику вернули название «Надежда».

Почти десять лет — с 1970 по 1979 год — она радовала ленинградских выпускников на традиционном празднике «Алые паруса». «Надежда» неоднократно снималась в кино, изображая поморские шхуны или даже фрегаты. В частности, ее можно увидеть в экранизации романа «Война и мир» 1967 года.

Шхуна «Кодор»

С 1971 по 1979 год вместе с «Надеждой» участие в празднике «Алые паруса» принимала трехмачтовая гафельная шхуна «Кодор». Ее спустили со стапелей в 1951 году на верфи финского города Турку. Этот парусник-долгожитель находился в эксплуатации около 30 лет, что для деревянного судна, рассчитанного на 20 лет плавания, весьма почтенный возраст.

Закладывавшийся как транспортный корабль, «Кодор» должен был снабжать рыбаков в море, собирать улов с небольших траулеров и доставлять его в порт. Впоследствии корабль переделали в учебную шхуну, а парусную оснастку заменили с гафельной на бермудскую. При экипаже в 15 человек она могла брать на борт до полусотни курсантов.

С 1971 по 1979 год вместе с «Надеждой» участие в празднике «Алые паруса» принимала трехмачтовая гафельная шхуна «Кодор»

Фото: fleetphoto.ru

В учебных походах корабль прошел воды Атлантического океана и 11 морей. «Кодор» также снимался в кино — именно на нем отправились в плавание Роберт и Мэри, главные герои фильма «В поисках капитана Гранта». К сожалению, до наших дней шхуна не сохранилась.

Фрегат «Штандарт»

В 2005 году «Алые паруса» возродили в прежнем масштабе, а на водную гладь Невы перед Петропавловской крепостью вышел трехмачтовый фрегат «Штандарт» — точная копия корабля петровской эпохи. Он был построен на верфи «Петровское Адмиралтейство» и спущен на воду в 1999-м. Поскольку оригинальные чертежи были утрачены, рождение корабля было непростым: ему предшествовали несколько лет кропотливой работы в архивах. Однако благодаря стараниям энтузиастов флагман российского флота 1703 года удалось восстановить с высокой исторической точностью.

В 2005 году «Алые паруса» возродили в прежнем масштабе, а на водную гладь Невы перед Петропавловской крепостью вышел трехмачтовый фрегат «Штандарт» — точная копия корабля петровской эпохи

Фото: РИА Новости/Алексей Даничев

Уже через год после спуска на воду парусник отправился в первое плавание по маршруту Великого посольства. Экипаж посетил города и страны, которые объехал в свое время Петр I, обучаясь корабельному ремеслу. На начало 2012 года «Штандарт» побывал в 12 плаваниях и посетил 54 порта в 12 странах Европы. В 2009 году «Штандарт» дошел из Санкт-Петербурга до норвежского порта Киркенес, обогнув мыс Норд-Кап.

Целых пять лет фрегат поднимал на своих мачтах алые паруса для петербургских школьников. И, конечно, снимался в кино: его силуэт можно видеть в картинах «Слуга государев», «Записки экспедитора Тайной канцелярии», «Новая земля».

Фрегат «Мир»

Ему на смену в 2008 году пришел трехмачтовый фрегат «Мир». Его построили в 1987 году на верфях Гданьска в Польше. Сейчас он считается самым быстрым парусным кораблем в мире: его максимальная скорость под парусами 21 узел (примерно 40 км/ч), а средняя скорость — 11,3 узла (примерно 19 км/ч) Его предшественники по «Алым парусам» были военными, рыбаками и актерами, «Миру» же была уготована судьба именитого спортсмена: за свою карьеру фрегат неоднократно занимал призовые места на самых престижных международных соревнованиях, включая знаменитую регату для больших парусников «Катти Сарк». В 1992 году он выиграл большую регату, посвященную 500-летию открытия Америки.

Учебная шхуна «Юный балтиец»

Фрегат «Мир» лишь единожды вошел в акваторию Невы под алыми парусами — уже в 2009 году его сменила учебная гафельная шхуна «Юный балтиец», тоже участница многих европейских регат в Германии, Польше, Голландии, Бельгии. Корабль построили в 1989 году специально для Ленинградского дворца пионеров и школьников, а с 2012 года он находится в оперативном управлении у Санкт-Петербургского морского технического колледжа имени адмирала Д.Н. Сенявина.

«Юный балтиец» — первый учебный парусник, построенный в России с 1913 года. До этого все суда такого типа заказывались на верфях Германии и Польши

Фото: РИА Новости/Алексей Даничев

«Юный балтиец» — первый учебный парусник, построенный в России с 1913 года, до этого все суда такого типа заказывались на верфях Германии и Польши. Экипаж шхуны — 19 человек, при этом она может брать на борт 32 курсанта.

Бриг Tre Kronor af Stockholm

В 2010 году на смену «Юному балтийцу» пришел легионер — двухмачтовый шведский бриг Tre Kronor af Stockholm (имя корабля переводят как «Три короны Стокгольма»). У этого судна также был реальный прототип: его славный «прадед», бриг Gladan, служил шведской короне с 1857 по 1924 год. Это было учебное судно, ставшее затем кораблем полярных исследователей. Известный шведский исследователь Арктики Адольф Эрик Норденшельд ходил на нем в экспедиции к Шпицбергену и Гренландии.

Tre Kronor был спущен на воду в августе 2005 года, а его «крестной матерью» стала кронпринцесса Виктория, наследница шведского престола, дочь короля Швеции Карла XVI Густава из династии Бернадотов и королевы Сильвии. Поскольку бриг создавался на деньги благотворительных фондов и с помощью любителей моря из разных стран, его часто называют парусником мира.

Вплоть до 2018 года бриг Tre Kronor af Stockholm был главным действующим лицом торжества выпускников

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Александр Казаков

Изначально Tre Kronor строился как учебное судно для интернациональной команды моряков. Он до сих пор обучает курсантов, регулярно ходит в экологические экспедиции и выступает международным символом сотрудничества. В 2009 году корабль победил в крупнейшей регате больших парусных судов The Tall Ships Races — именно тогда организаторы праздника «Алые паруса» и обратили внимание на этот корабль, а шведская команда во главе с капитаном Алланом Палмером впервые открыла для себя книгу Александра Грина. Моряки настолько прониклись красивой петербургской традицией, что вплоть до 2018 года бриг был главным действующим лицом торжества выпускников.

Читайте также