Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Бит или не бит: Beat Film расширяет спектр тем

Кинофестиваль о современной культуре больше не ограничивает программу документалками о популярной музыке
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

С 30 мая по 9 июня в Москве пройдет Beat Film Festival, который за последние годы превратился в один из самых влиятельных смотров документального кино в России. Стартовав в 2010 году как программа лент о современной музыке, он постепенно расширил тематический диапазон, и теперь в его секциях сосуществуют истории о науке, спорте, масс-медиа, политике, архитектуре — а также о любви, ненависти, страсти и всем остальном, что может интересовать широкую аудиторию. «Известия» отобрали фильмы, ради которых стоит посетить фестиваль.

«Три одинаковых незнакомца»

В 19 лет узнать, что в разных концах страны у тебя есть братья-близнецы и что вас всех отдали в чужие семьи еще в младенчестве, — не самый комфортный момент. Это кажется чьей-то дурной шуткой, но так действительно случилось с Эдди, Бобби и Дэвидом. А когда оказывается, что это часть секретного эксперимента при поддержке очень влиятельных людей из правительства — история и вовсе превращается в шпионскую интригу. Грандиозный клубок невообразимых событий авторы фильма распутывают медленно, чтобы каждые пять минут шокированный зритель пытался понять, как ему относиться ко всему этому. Но с наглядными доказательствами трудно спорить, а сюжет по мере развития становится всё трагичнее и жестче.

«Вудсток: Три дня, изменившие поколение»

Все самое главное о легендарном фестивале, прошедшем полвека назад, рассказано в знаменитом трехчасовом фильме «Вудсток». Он вышел в 1970 году, собрал $50 млн только в США, получил «Оскар» и до сих пор остается одним из самых известных «рокьюментари». Новая же картина посвящена закулисью Вудстока — от выбора места, составления заявки и печати билетов до уборки мусора, когда сотни тысяч гостей разъехались по домам. В полтора часа авторы уложили множество интервью с организаторами фестиваля и другими живыми свидетелями тех событий, но дали их не традиционными «говорящими головами», а как закадровый комментарий хроники и современных съемок тех мест в штате Нью-Йорк, где проходил фестиваль.

«Не оглядывайся»

Редкая возможность увидеть шедевр документального кино на большом экране. В фильме запечатлен переломный период в карьере Боба Дилана, когда он из фолк-музыканта превратился благодаря протестным песням в рок-идола, заставившего молодежь вслушиваться в свои тексты. Наблюдая за Диланом во время его британского тура, режиссер Дон Аллан Пеннебейкер делает нас невидимыми спутниками юного гения, мы вместе с ним присутствуем на интервью, тусуемся с истеблишментом, садимся за печатную машинку и, конечно, выходим на сцену, где в темноте бушуют фанаты, а в лицо светят софиты. Будущий нобелевский лауреат невыносим в быту, но во всем, за что он берется, есть отпечаток большого таланта.

«Дэвид Боуи: Путь к славе»

Необычное заключение фундаментальной трилогии Фрэнсиса Уэйтли о Дэвиде Боуи. Первый фильм был о пяти важнейших годах в карьере музыканта. Второй — о пяти последних в жизни Боуи. Третий возвращает нас к моменту, когда кокни Дэви Джонс еще не взял себе звучный псевдоним и даже не решил, чем конкретно он будет заниматься. Объединив многочисленные аудиоинтервью Боуи с рассказами его знакомых и коллег, Уэйтли убедительно демонстрирует, какой трудной была дорога к мировой славе у основателя глэм-рока — и каким сильным было стремление к ней.

Получая рецензии вроде «невыразительный голос, поет мимо нот, никаких шансов», проваливаясь с одним альбомом за другим, меняя группы, стили исполнения, объекты для подражания и сексуальную ориентацию, комплексуя из-за нехватки материнской любви и неудавшегося романа с балериной, наш герой извилистыми тропками движется к образу Зигги Стардаста. Чтобы, став суперзвездой, выбросить эту «маску» на помойку и обрести наконец самого себя.

«Изобретатель: Жажда крови в Силиконовой долине»

Документальный фильм телеканала НВО посвящен недавнему скандалу с компанией Theranos и ее основательницей Элизабет Холмс. Ее многомиллиардный стартап предлагал портативные мини-лаборатории, которые по нескольким каплям крови из пальца должны были проводить около двух сотен врачебных анализов. Эдакий айфон в сфере медицины — Холмс не просто так подражала Стиву Джобсу и носила такие же черные водолазки. Позже оказалось, что многие результаты были фальсифицированы.

Поскольку разбирательство по Theranos у всех на слуху, влиятельный документалист Алекс Гибни сделал не расследование, а портрет. Причем в качестве материала он использовал интервью с авантюристкой, снятые великим американским режиссером Эрролом Моррисом: маркетологи Theranos привлекли его для создания рекламы. Гибни подчеркивает: гениальность не всегда ведет к успеху, а что считать подлинным изобретательством — вопрос далеко не такой простой, как может показаться.

«Сонграйтер»

Очень трогательная, интимная история создания альбома Divide популярного британского исполнителя Эда Ширана. Редко документалистам удается запечатлеть процесс написания песен — начиная от привязавшегося вдруг мотивчика, который музыкант напевает неразборчивым фальцетом, до записи в большой студии с участием живого оркестра. Здесь это стало возможным благодаря тому, что автор и режиссер картины Мюррей Каммингс — родственник, друг и помощник Ширана, между ними практически отсутствует дистанция.

Год работы над альбомом плотно упакован в 80 минут экранного времени. О самом Ширане, его мечтах, личной жизни или политических убеждениях мы ничего не узнаем. В этом смысле фильм правильнее было бы назвать «сонграйтинг», он — о творческой лаборатории, куда простым смертным вход обычно строго воспрещен.

«Меня зовут Мохаммед Али»

Режиссер Антуан Фукуа не документалист, он специализируется на игровых блокбастерах про настоящих мужчин. Среди его самых известных работ — «Слезы солнца» с Брюсом Уиллисом, «Падение Олимпа» с Джерардом Батлером, «Тренировочный день», «Великий уравнитель» и ремейк «Великолепной семерки» (все три ленты — с Дензелом Вашингтоном в главной роли). А еще у него не так давно вышла боксерская драма «Левша» с Джейком Джилленхолом, и, видимо, тема этого вида спорта вдохновила Фукуа на создание документальной ленты об одном из самых известных титанов ринга в истории.

От многочисленных предшественников фильм отличается тем, что биография Кассиуса Клэя рассказана как бы им самим, потому что закадровый текст состоит из фрагментов интервью со спортсменом. Кроме того, здесь использовано много хроники, которая ранее, как заявляют создатели, не показывалась публично. Три часа для такой насыщенной судьбы, как у Мохаммеда Али, разумеется, маловато, поэтому Фукуа сосредоточился на ключевых моментах карьеры боксера и, впоследствии, активиста, так что после финальных титров поневоле ждешь продолжения рассказа.

«Погружение»

Одна из главных интриг Beat Film — VR-перформанс Марины Абрамович, посвященный климатическим изменениям на планете. Абрамович — самый известный мастер перформанса в мире, но большинство людей не имело доступа к ее акциям, о них можно было только прочесть. Технология виртуальной реальности позволяет ощутить себя участником действа, в котором Абрамович на глазах у вас будет тонуть в воде. Это путешествие в будущее на сто лет вперед, где в результате глобального потепления растаяли вечные льды и на планете началась масштабная катастрофа. До фестиваля трудно сказать, насколько впечатляющим получился эксперимент, но обратить на него внимание стоит уже хотя бы из-за имени Абрамович.

Прямой эфир

Загрузка...