Перейти к основному содержанию
Прямой эфир
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Вход Господень в Иерусалим свершился за неделю до крестных страданий Господа нашего Иисуса Христа и является одним из очень важных событий в жизни не только христианского мира, но и человечества вообще. Царь царей входит в Вечный город, Иерусалим, не как победоносный завоеватель, а как смиренный и кроткий обладатель этого мира. Все события, которые происходили в этот праздник, очень символичны и красивы.

Иисус Христос въезжает в Иерусалим на ослике — не самом стремительном средстве передвижения того времени. Этот ослик символизирует кротость, смирение. В городе Господа встречает ликующий иерусалимский народ. Люди кричат: «Осанна в высших, благословен грядый во имя Господне!» Удивительно, что всего через три дня здесь же зазвучит: «Распни, распни!»

Эти события должны наталкивать нас на очень серьезные размышления о том, что мы готовы радоваться вместе с людьми, когда те благополучны. А когда они же, кому только что рукоплескали, нуждаются в нашем сострадании и помощи, мы очень часто занимаем противоположную позицию. Перестаем думать, слушаем тех, как нам кажется, экспертов, которые утвердят нас в правоте большинства. При этом очень часто не слышим своей совести и своего сердца и сами не становимся экспертами в той области, в которой могли бы быть профессионалами.

Праздник, который мы встречаем, во многом интересен не только для православного человека. Есть притча о том, как отнесся к ликованию толпы тот самый ослик, участник событий. Когда он прибежал домой, то сказал своей матери: «Сегодня было что-то удивительное. Люди, наверное, стали считать меня равным с ними, отнеслись ко мне с уважением. Они клали одежды свои и пальмовые ветви под мои копыта, приветствовали и кричали «Осанна в вышних». Удивительное дело случилось, перевернулся мир, люди стали теперь замечать и нас, ослов». На что мудрая мама заметила: «А при каких обстоятельствах они совершали всё это? Может быть, ты что-то или кого-то вез?» — «Да. Я вез самого Христа». — «Так, дорогой мой, не кичись — не тебе была почесть. Ты был соучастником этой почести».

Мы тоже очень часто приписываем себе многие таланты, которые Господь даровал нам, а мы их просто развили: ум, эрудицию, совесть. Мы могли бы еще много чего доброго и замечательного сделать во благо и Господа, и своего ближнего. Но, даже достигая определенных высот, редко кто удивляется, что Господь доверил ему такую участь — быть носителем слова Божия, исполнителем Его дел. Вместо этого очень люди начинают гордиться собой, тем самым как бы низводя все свои труды в ничто. Сегодняшний праздник лишний раз должен напомнить нам, что дело спасения человека, дело, на которое призваны мы, — сорадование с Богом, — в первую очередь совершается Крестом. Но не по молчаливому нашему согласию, а при активном нашем участии для жизни вечной.

Особенность праздника Входа Господня в Иерусалим в том, что к нему режут вайи, пальмовые ветви, а в русской традиции — вербочки, которыми украшают храмы, дом. Есть послабление в посте — разрешается вкушение рыбы.

Место этого праздника в христианском календаре — неделя до Пасхи Христовой. Он попадает на окончание Великого поста. После Входа Господня в Иерусалим начинается постное воздержание Страстной седмицы, которая продлится до Пасхи Христовой. Каждый день начала страстной седмицы — понедельник, вторник и среда — постоянно отсылает нас к празднику Входа Господня в Иерусалим песнопениями, молитвословиями, напоминая, что совсем недавно народ приветствовал Христа, а сейчас ведет его на распятие и на казнь.

Автор — настоятель храма Святого благоверного князя Александра Невского при МГИМО, протоиерей

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Прямой эфир