Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Происшествия
Число погибших при атаке ВСУ на Севастополь увеличилось до пяти человек
Мир
Захарова назвала признанием собственной ненужности реакцию ООН на удар ВСУ по Севастополю
Происшествия
Шесть полицейских погибли при терактах в Дагестане
Общество
Мертвого кита обнаружили у берега Итурупа в Сахалинской области
Общество
СК возбудил дело о теракте по факту нападений в Дербенте и Махачкале
Общество
В Севастополе и Крыму 24 июня объявлено Днем траура
Мир
Работа метро в Харькове приостановлена после серии взрывов
Происшествия
В Дагестане введен режим КТО
Общество
На Камчатке следователи начали проверку после авиаинцидента с самолетом Ан-24
Происшествия
В МВД Дагестана сообщили о ликвидации двух боевиков
Общество
В Севастополь направили специалистов центра медицины катастроф
Мир
Нетаньяху заявил о сокращении оружейных поставок из США
Происшествия
В горящей синагоге в Дербенте могут оставаться террористы
Общество
Путин выразил соболезнования после атаки ВСУ на Севастополь
Происшествия
Общественник сообщил о гибели священника в Дербенте и охранника церкви в Махачкале
Экономика
НОВАТЭК отправил первую в этом году партию СПГ по Северному морскому пути
Общество
Медведев назвал атаку на Севастополь гнусным терактом

«Наша киноиндустрия начала превращаться в бизнес»

Режиссер Алексей Федорченко — о росте самоокупаемости российских фильмов и серьезности военной темы в искусстве
0
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Александр Казаков
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Победитель кинопремий «Ника» и «Золотой орел» 2019 года режиссер Алексей Федорченко считает, что разбирается в литературе больше, чем в кино. Он вообще занимается многим. Снимает фильмы, пишет сказки, умеет слушать тишину, а в 1990-е даже участвовал в криминальных разборках. Накануне выхода в прокат фильма «Война Анны» (в кинотеатрах с 9 мая), уже получившего множество наград, режиссер дал интервью «Известиям».

— За «Войну Анны» вы получили главные кинопремии страны. Такой оценки авторской картины уж точно никто не ожидал. Ваша версия — почему наградили?

— В первую очередь кино хорошее. Фильм получился, я сразу это понял и был спокоен за то, как его оценят. Но я действительно не надеялся на победу, просто потому что не думал об этом, занимался другими работами. На оценках я был сконцентрирован, когда представлял свои первые фильмы. Сейчас, когда мне уже ничего не надо доказывать, я спокойнее отношусь к успеху.

Конечно, мне безумно приятно, что этот фильм собрал и «Белого слона» (награда Гильдии киноведов и кинокритиков. — «Известия»), и более официального «Золотого орла», и либеральную «Нику». Это здорово и говорит о том, что «Война Анны» — кино не только авторское, но и зрительское. Я надеюсь на успешный прокат — если на протяжении года людям говорят, что фильм хороший, часть из них к этому прислушается.

— Релиз фильма назначен на 9 мая с пометкой «экспериментальный формат». Что это значит?

— Если честно, из-за многочисленных поездок я немного выпал из процесса, связанного с прокатной судьбой картины. Точно знаю, что прокат будет проходить широко и хорошо, но подробностями не владею.

— Знаю, что вашу картину прокатывает та же компания, что и фильм «Довлатов», который в кино показывали всего четыре дня.

— Зато какие это были четыре дня! Четыре дня аншлагов стоят месяца обычного проката. Думаю, что и к нашему фильму будет большой интерес у зрителя, и нескольких дней окажется достаточно, чтобы собрать кассу.

— Авторское кино наконец-то стало показывать хорошие зрительские результаты. Об этом можно судить по сборам фильмов «Нелюбовь», «Лето», «Аритмия». Можно уже говорить о тенденции?

— Зритель соскучился по умным фильмам. Это только кажется, что кино и телевизор могут развиваться исключительно вниз, отупляя и обессмысливая всё, что показывают. Иногда кажется, чем глупее и пошлее сделаешь, тем больше будет у проекта зрителей. Видимо, всё же есть какой-то предел, люди наконец-то захотели умного, красивого, не пошлого, не банального.

Более того, наконец-то стали возвращаться деньги, вложенные в картины. Киноиндустрия в нашей стране стала превращаться в бизнес. Благодаря этому многие фильмы снимаются за счет привлечения собственных средств, а не только за государственный счет.

— За последний год вышло около десяти картин, включая «Войну Анны», посвященных Великой Отечественной войне. С чем связан этот бум на военные фильмы?

— Наш фильм не про Великую Отечественную, а про Вторую мировую войну. «Война Анны» — кино про девочку, которая победила во Второй мировой войне. Почему про это снимают остальные — мне понятно. Поскольку сегодня у нас нет особых достижений, кинематографисты вынуждены снимать картины про достижения дня вчерашнего. О том, что у нас было самое яркое: победа в войне и покорение космоса. Я думаю, эти темы будут эксплуатироваться в кино некоторое время.

— Возможно, в условиях, когда мир во всем мире, — понятие очень зыбкое, режиссеры хотят напомнить людям, как страшны войны?

— К сожалению, не все этого хотят. Советское кино показывало войну в первую очередь как трагедию, а не как победу человечества. И смысл праздника Победы был такой: только бы не война, не дай нам Бог, чтобы война повторилась. Сейчас этот смысл в кинематографе изменился. Стали превалировать инфантильные лозунги о том, что мы снова сможем повторить военные подвиги и дойдем до Берлина. Поэтому мне, конечно, ближе позиция советских режиссеров, которые войну пережили. Я больше люблю те фильмы.

— Как за эти годы изменилась жизнь Марты Козловой — маленькой девочки, исполнившей главную роль в картине?

— Марта выросла, повзрослела, пошла в школу. Когда мы снимали фильм, ей было всего шесть лет, а сейчас уже девять. Мне кажется, что слава и успех никак не повлияли на ее психику. Ей, конечно, нравится получать призы, но она не живет миром кино.

— Неужели родители не стали водить ее дальше по кастингам? Как это обычно бывает: ребенка заметили и мама с папой уже прочат ему карьеру телезвезды.

— Да, я понимаю, о чем вы. У Марты, к счастью, вменяемая мама, которая смотрит на всё это спокойно и очень правильно.

— Знаю, что вы пишете книгу. Зачем это нужно режиссеру?

— А я не режиссер, и никогда не учился на режиссера.

— Но широкая аудитория знает вас по режиссерским работам.

— Верно, но в литературе я разбираюсь больше, чем в кино. Я очень редко и мало смотрю фильмы, увлекаюсь только тем, что мне сильно нравится. В литературу же я погружен с детства, она для меня намного важнее. Чем меньше сказано, тем больше подумано, поэтому на первом месте — тишина, на втором — музыка, на третьем — радио, на четвертом — литература и только на пятом — кино.

— Книгу о судьбах репрессированных ученых вы пишете в формате сказки. Почему?

— Сначала я просто увлекся этой темой и стал собирать книги о репрессированных ученых. Когда у меня сложилась большая библиотека, я каждый день стал изучать их биографии, судьбы, мемуары. Пропускал через себя столько информации на эту тему, что объемы можно сравнить с десятком фильмов.

Тогда мы с моим соавтором Лидой Канашовой стали придумывать какие-то короткие истории — нам захотелось поделиться с людьми этими судьбами, рассказать правду об ужасах сталинизма и этом страшном времени. Так мы постепенно вырулили на привычный мне жанр сказки.

Я и в кино снимаю фильмы-сказки: даже если это документальная картина, она всё равно где-то в шаге от реальности. Так и с книгой об ученых получилось: мы поняли, как художественно осмыслить истории, которые десятками сыпались на меня каждый день.

— Написанное вами перерастет в новый фильм?

— Думаю, да. «Войну Анны» я снял по собственному произведению. Сценарии следующих моих фильмов я пишу вместе с Лидой Канашовой. Уже написали четыре сценария и три пьесы. Что-то создаем по мотивам литературных произведений, что-то — по реальным случаям.

— Сценарий фильма о киноиндустрии 1990-х основан на реальных событиях?

— Да, я взялся за эту тему, потому что в то время работал заместителем директора по экономике Свердловской киностудии. Мне захотелось донести до людей хронику непростых событий, связанных с киноиндустрией тех лет. В результате многие киностудии погибли, а Свердловская смогла выжить. Я чувствую, что если об этом не расскажу я, то уже никто не расскажет. Это вообще будет кино, созданное бухгалтером, потому что о многом я говорю именно со стороны экономики предприятия.

События, о которых будет рассказано, происходили 25 лет назад, а о создании картины я впервые задумался в начале 2000-х. Тогда я видел это кино как очень жуткую драму с большим количеством смертей и крови. В результате, фактически не меняя сценария, мы вышли к комедии. Изменился мой взгляд на произошедшее, сместился ракурс. И всё же «Кино эпохи перемен» (так называется фильм) — это комедия-реквием.

— Что собой представляла киноиндустрия 1990-х?

— Ее тогда просто не было. Это было время выживания, время смены экономической формации, о кино мало думали. Мы делали фильмы только ради сохранения профессии. Поскольку в стране совсем не было проката, все кинотеатры в один момент исчезли и не открывались до середины «нулевых», фильмы не доходили до зрителя. Мы варились в собственном соку непонятно для чего, спасая имущество и недвижимость государства.

Страшные годы: были попытки рейдерских захватов, привлекался ОБЭП, налоговая, ГРУ, кого-то пытались посадить, происходили постоянные допросы и обыски. Мы прошли через всё, даже через «стрелки» с бандитами.

— Вам самому угрожали?

— Конечно. К счастью, меня ни разу не ранили, хотя в бандитских разборках я несколько раз принимал участие.

— В начале апреля вас позвали поработать на Сухумском международном кинофестивале в качестве председателя жюри. Абхазия, с одной стороны, республика кинематографическая, с другой — там даже ни одного кинотеатра нет…

— Я тоже об этом задумывался, когда работал на фестивале. Киносмотр, особенно в таком изолированном обществе, как абхазское, — это окно в мир. Для них очень важно посмотреть, как живут люди в других странах, может быть, немного сменить вектор своего восприятия мира и реальности. Я вообще считаю, что для каждого города фестивали — это место силы. Везде, где они есть, возникают сообщества, которые интересуются, возможно, не только кино, но и современной или классической музыкой, живописью.

Я заметил, что в Абхазии прекрасные локации, здесь можно снимать кино в каком угодно жанре. За время, проведенное здесь, я многое успел посмотреть и запомнить на будущее, даже нашел несколько мест, которые меня очень заинтересовали...

Справка «Известий»

Алексей Федорченко окончил инженерно-экономический факультет Уральского политехнического института, а также сценарный факультет ВГИКа.

В 1990–2005 годах работал на Свердловской киностудии. Член Европейской киноакадемии. Режиссер фильмов «Овсянки», «Первые на Луне», «Ангелы революции», «Небесные жены луговых мари», «Война Анны».

Прямой эфир