Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
ВС России поразили хранилище авиатоплива воздушных сил Украины
Экономика
Путин поручил разработать дополнительные меры поддержки аграриев
Политика
В Госдуме указали на причастность НАТО к планированию ВСУ атак
Армия
Главком ВМФ РФ прибыл в Китай на симпозиум ВМС стран западной части Тихого океана
Мир
Зеленский подписал ограничивающий работу онлайн-казино на Украине указ
Армия
Силы ПВО сбили три украинских беспилотника над Белгородской областью
Мир
Украинские СМИ сообщили о взрывах в Одессе и районе Черноморска
Общество
Военкор RT рассказал об идее создания Ереминым мурала в аэропорту Донецка
Мир
Пашинян заявил, что пограничники РФ покинут Тавушскую область после делимитации
Мир
В Польше организовали акцию против отправки войск на Украину
Общество
Гражданина Украины задержали в Северной Осетии по подозрению в шпионаже
Мир
В Израиле число солдат с боевыми психическими травмами достигнет 8 тыс. к концу года
Происшествия
В Москве мошенники похитили со счета 79-летней женщины 16 млн рублей
Общество
Минцифры предложило оказать поддержку близким военкора Еремина
Мир
На Украине сотрудник военкомата открыл огонь в попытках отбиться от группы людей
Общество
Уровень воды в реке Ишим достиг 997 см и побил рекорд семилетней давности

Ожидания и пожелания

Экономист Антон Табах — о том, что означает изменение прогноза Минэкономразвития по курсу валют
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Минэкономразвития повысило прогноз по среднегодовой стоимости доллара с 63,9 до 65,1 рубля. Пересмотр своих оценок ведомство объяснило более низким курсом нацвалюты в I квартале, чем ранее ожидалось — 66,2 рубля за доллар фактически против прогнозируемых 64,2. В дальнейшем основной негатив для российской денежной единицы будет исходить от дословно «ослабления бюджетной и денежно-кредитной политики во втором полугодии, продолжения сверхнормативных интервенций Банка России на валютном рынке и ожидаемом снижение цен на нефть и другие товары российского экспорта».

Изменение оценки курса рубля — одного из самых важных параметров для населения — действительно отражает сложившуюся в I квартале ситуацию. Однако не следует забывать, что каждое ведомство имеет свою специфику и цели, что достаточно явно отражается на особенностях прогноза.

В частности, курс рубля на ближайший год — это важнейший показатель для ЦБ и Минфина, так как он влияет на инфляцию, резервы и доходы бюджета. Для Минэкономразвития стоимость нацвалюты значит гораздо меньше. В сложившихся обстоятельствах курс не сильно влияет на экономический рост и деловой климат, за которые отвечает это министерство. Поэтому Минэк в предсказаниях обладает сравнительно большим пространством для маневра, чем те же Минфин или ЦБ. Прогноз курса от главного ведомства по развитию — это нечто среднее между ожиданием и пожеланием.

Со второго полугодия планово должна развернуться программа нацпроектов, расщедрятся региональные бюджеты. Инфляция пока идет по нижней границе прогноза ЦБ, что означает как минимум сохранение ставки на нынешнем уровне, а налоговые поступления достаточно статичны и видны уже до конца лета. Таким образом, пока ситуация выглядит вполне предсказуемой, поэтому расценивать довольно существенное изменение Минэком прогноза по рублю как повод бежать в обменники не следует.

Однако уверенности в том, что глобальная ситуация будет развиваться по такому же контролируемому сценарию, нет. Причем угрозы следует ожидать не в ужесточении санкций. Дело в том, что регуляторы и участники рынка научились достаточно хорошо оценивать их вероятность и риски. Если еще в прошлом году абсолютно сырой законопроект конгрессмена-демократа Хоакина Кастро и республиканца Майкла Тернера вызвал панику на рынке ОФЗ, то сейчас такое трудно представить. Поэтому пока изменения санкционного режима достаточно понятны — вносятся слегка доработанные прошлогодние законопроекты против банковского сектора, где список жертв достаточно очевиден. К тому же и правительство, и ЦБ достаточно плотно готовились к ударам.

Однако если санкционный энтузиазм существенно ослаб, то к резким изменениям ситуации в отдельных странах — в первую очередь Турции, Мексике и Южной Африке — мы не так хорошо подготовлены. Обострение кризиса может стать отправной точкой волны паники. Для долгового рынка и рубля именно массированная распродажа активов на развивающихся рынках способна привести к сильным колебаниям.

Непредсказуемость американской администрации в отношении торговой войны с Китаем также не стоит сбрасывать со счетов. Хотя наиболее рискованные сценарии их развития или уже заявлены, или стали предметом мирных переговоров.

В таком случае можно ожидать изменения не только прогнозов по курсу и инфляции в сторону повышения, но и реального падения показателей. Хотя в подобной ситуации важно будет даже не столько ослабление рубля, сколько переход от умеренного роста к рецессии. От этого года и так никто в экспертном сообществе не ожидал экономического подъема. Более того, даже нынешнее движение экономики «по-пластунски» выше консенсус-прогнозов, которые публиковались в декабре.

При неблагоприятном развитии событий пока умеренное влияние таких факторов, как, например, повышение НДС или слабые цены на нефть, сразу станет острым. И тогда уже оптимизм относительно реализации национальных проектов, доходов населения и готовности бизнеса вкладывать в экономику существенно поубавится. Именно эти вопросы будут ключевыми в экономической повестке во втором полугодии и определят прогнозы даже не на кварталы, а на годы.

Автор — управляющий директор по макроэкономическому анализу и прогнозированию «Эксперт РА»

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Прямой эфир