Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
В Швейцарии при сходе лавины погиб олимпийский медалист по сноуборду
Мир
Украинские СМИ сообщили о росте числа бегств в Белоруссию от мобилизации
Общество
СК РФ завершил следственные действия по делу экс-замминистра обороны Булгакова
Мир
Лукашенко заявил о неопределенности курса «бешеного мира» в 2026 году
Мир
CBS заявил о гибели 12 тыс. человек при протестах в Иране
Спорт
Майкл Каррик назначен временным главным тренером «Манчестер Юнайтед»
Мир
Четыре российские кошки стали лучшими в мире в категории «ветераны»
Мир
Axios узнал о тайной встрече Уиткоффа с сыном последнего иранского шаха
Мир
Reuters сообщило о вызове иранского посла дипведомством ЕС
Мир
Генпрокуратура ФРГ обвинила двоих украинцев в шпионаже
Мир
Трамп призвал союзников США покинуть Иран
Армия
Силы ПВО за два часа сбили 33 украинских беспилотника над регионами России
Общество
Городские власти Москвы заявили об улучшении качества воздуха после снегопада
Общество
Сотрудники новокузнецкого роддома выходили на работу больными
Мир
В Госдуме призвали к отставке нынешних политических лидеров ЕС
Мир
Политолог назвал последствия невыплаты Украиной кредитов МВФ
Общество
Сестра пациентки новокузнецкого роддома рассказала о халатности медиков

Ожидания и пожелания

Экономист Антон Табах — о том, что означает изменение прогноза Минэкономразвития по курсу валют
0
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Минэкономразвития повысило прогноз по среднегодовой стоимости доллара с 63,9 до 65,1 рубля. Пересмотр своих оценок ведомство объяснило более низким курсом нацвалюты в I квартале, чем ранее ожидалось — 66,2 рубля за доллар фактически против прогнозируемых 64,2. В дальнейшем основной негатив для российской денежной единицы будет исходить от дословно «ослабления бюджетной и денежно-кредитной политики во втором полугодии, продолжения сверхнормативных интервенций Банка России на валютном рынке и ожидаемом снижение цен на нефть и другие товары российского экспорта».

Изменение оценки курса рубля — одного из самых важных параметров для населения — действительно отражает сложившуюся в I квартале ситуацию. Однако не следует забывать, что каждое ведомство имеет свою специфику и цели, что достаточно явно отражается на особенностях прогноза.

В частности, курс рубля на ближайший год — это важнейший показатель для ЦБ и Минфина, так как он влияет на инфляцию, резервы и доходы бюджета. Для Минэкономразвития стоимость нацвалюты значит гораздо меньше. В сложившихся обстоятельствах курс не сильно влияет на экономический рост и деловой климат, за которые отвечает это министерство. Поэтому Минэк в предсказаниях обладает сравнительно большим пространством для маневра, чем те же Минфин или ЦБ. Прогноз курса от главного ведомства по развитию — это нечто среднее между ожиданием и пожеланием.

Со второго полугодия планово должна развернуться программа нацпроектов, расщедрятся региональные бюджеты. Инфляция пока идет по нижней границе прогноза ЦБ, что означает как минимум сохранение ставки на нынешнем уровне, а налоговые поступления достаточно статичны и видны уже до конца лета. Таким образом, пока ситуация выглядит вполне предсказуемой, поэтому расценивать довольно существенное изменение Минэком прогноза по рублю как повод бежать в обменники не следует.

Однако уверенности в том, что глобальная ситуация будет развиваться по такому же контролируемому сценарию, нет. Причем угрозы следует ожидать не в ужесточении санкций. Дело в том, что регуляторы и участники рынка научились достаточно хорошо оценивать их вероятность и риски. Если еще в прошлом году абсолютно сырой законопроект конгрессмена-демократа Хоакина Кастро и республиканца Майкла Тернера вызвал панику на рынке ОФЗ, то сейчас такое трудно представить. Поэтому пока изменения санкционного режима достаточно понятны — вносятся слегка доработанные прошлогодние законопроекты против банковского сектора, где список жертв достаточно очевиден. К тому же и правительство, и ЦБ достаточно плотно готовились к ударам.

Однако если санкционный энтузиазм существенно ослаб, то к резким изменениям ситуации в отдельных странах — в первую очередь Турции, Мексике и Южной Африке — мы не так хорошо подготовлены. Обострение кризиса может стать отправной точкой волны паники. Для долгового рынка и рубля именно массированная распродажа активов на развивающихся рынках способна привести к сильным колебаниям.

Непредсказуемость американской администрации в отношении торговой войны с Китаем также не стоит сбрасывать со счетов. Хотя наиболее рискованные сценарии их развития или уже заявлены, или стали предметом мирных переговоров.

В таком случае можно ожидать изменения не только прогнозов по курсу и инфляции в сторону повышения, но и реального падения показателей. Хотя в подобной ситуации важно будет даже не столько ослабление рубля, сколько переход от умеренного роста к рецессии. От этого года и так никто в экспертном сообществе не ожидал экономического подъема. Более того, даже нынешнее движение экономики «по-пластунски» выше консенсус-прогнозов, которые публиковались в декабре.

При неблагоприятном развитии событий пока умеренное влияние таких факторов, как, например, повышение НДС или слабые цены на нефть, сразу станет острым. И тогда уже оптимизм относительно реализации национальных проектов, доходов населения и готовности бизнеса вкладывать в экономику существенно поубавится. Именно эти вопросы будут ключевыми в экономической повестке во втором полугодии и определят прогнозы даже не на кварталы, а на годы.

Автор — управляющий директор по макроэкономическому анализу и прогнозированию «Эксперт РА»

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Читайте также
Прямой эфир